Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа
Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.
Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография
В данном случае задача мотивирования родителей к участию в тренинге выполнима только при наличии у них доверия к ведущему, а также сильной мотивации к принятию правил школы. Исходя из этого, можно рекомендовать проводить тренинг либо с родителями, с которыми «пройден длительный путь», либо с родителями первоклассников, которые будут готовы на все, даже на тренинг, чтобы помочь своим детям успешно адаптироваться к школе.
Для
решения второй задачи — формирования
системы представлений
Для решения третьей задачи в содержание тренинга должны быть включены проблемные ситуации, мозговой штурм, обсуждения личного опыта и др.
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями.
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
Цель: снижение уровня тревоги перед трудностями адаптации к школе.
– Здравствуйте, уважаемые родители! С сегодняшнего дня мы станем коллегами и будет выполнять одно общее и очень важное для нас дело – обучение и воспитание наших детей!
Как и принято, коллегам нужно быть знакомыми, поэтому для знакомства, проведем игру-перекличку. Слушайте внимательно, когда вы поймете, что речь идет о вашем ребенке, представьтесь нам. (Для организации игры используются сведения о детях, обычно представленные в анкетах, которые заполняют родители при записи детей в школу).
Психолог:
— Есть ли у нас родители мальчика, у которого живут собака, кот и кролик? Он очень много помогает по хозяйству и любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры?
— Есть ли у нас родители девочки, у которой есть попугай, хомяк и две черепахи? Она любить помогать по хозяйству маме, а также сказки «Синяя птица», «Пеппи — длинный чулок», «Красавица и чудовище».
— Есть ли у нас родители девочки, которая имеет кошку и занимается фигурным катанием, любит игру в магазин?
Родители
откликаются, услышав рассказ о
своем ребенке, называют свое имя и
имя своего ребенка (Каждому участнику
вручается бейдж с именем родителя и ребенка).
Информация 1
Родители находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми, поэтому могут существенно повлиять на процесс адаптации детей к школе. Если они будут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребенку. Если будут знать сигналы неблагополучия и способы помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут ему.
Что
важно для ребенка
в первые дни в
школе? Суметь познакомиться
с другими детьми.
Задание 1. Знакомство из роли взрослых
–
Теперь мы будем знакомы! Однако для
совместной работы недостаточно знать
только имя коллеги, необходимо также
знать его личностные качества, положительные
характеристики. Суть следующего задания
состоит в том, что каждому из нас необходимо
назвать как можно больше качеств, которые
начинаются на первую букву имени.
Задание 2. Знакомство из роли детей
– Мы, взрослые, быстро познакомились, это и неудивительно, мы делаем это часто и у нас большой опыт. Но опыт наших детей совсем маленький, а познакомиться с одноклассниками очень важно.
Давайте представим себя детьми. И для начала познакомимся с соседом справа. (Обмениваются рукопожатием с соседом справа).
–
Какие еще возможные способы
знакомства можете предложить вы от лица
ребенка. (Обсуждаются способы, какими
дети могут познакомиться друг с другом,
их эффективность, возможность обучения
детей этим способам знакомства).
Информация 2
Детям
важно суметь не только
познакомиться, но и
установить дружеские
связи. Дети делают это
разными способами:
предлагают игры, включаются
в предложенные или
привлекают внимание
«шутовством», драками
или какими-то другими
способами.
Задание 3.
– Продолжая оставаться в роли детей, нарисуйте словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется.
– Подумайте, к какому портрету ближе Ваш собственный ребенок и что Вы лично можете сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу. Что мешает Вашему ребенку быть таким?
Задание 4.
– А теперь вспомним игры нашего – Вашего детства и проведем их. (Проводятся игры, предложенные родителями (можно и подвижные), первую игру проводит психолог).
–
Подумаем, как к началу учебного года научить
детей нескольким играм, проведенным нами
сейчас.
Информация 3
Для
ребенка в школе важно
найти общий язык не
только со сверстниками,
но и со взрослыми. Однако
здесь дело обстоит
сложнее, поскольку
окружающие его педагоги
являются носителями
определенных ценностей,
что и определяет направление
их воспитательной деятельности.
Ребенку будет комфортно,
если ценностная основа
педагога будет близка
к той, которая принята
в семье. Но педагог
один, а семей, отдающих
ребенка в один класс,
много, поэтому стоит
согласовать ценностные
основы воспитания,
чтобы принять некие
общие для всего класса
положения и добиваться
их реализации и в школе,
и дома.
Задание 5.
–
Перед каждым из Вас лежит ручка
и листок. Подумайте, скажите, какое
качество Вы хотели бы воспитать у своего
ребенка в первую очередь. Соберем все
качества в лукошко (Психолог с корзинкой
собирает все листочки). Давайте обсудим
каждое предложенное Вами качество по
его значимости для ребенка и общества.
(Родители обсуждают, На доске изображено
дерево, каждое качество прикрепляется
к дереву на той высоте, на которой по мнению
родителей находится данное качество).
Уважение к себе
Уважение к окружающим
Доброта
Честность
Любовь
Ответственность
Отзывчивость
Любознательность
Порядочность
Мужественность
Волевые качества
Самодостаточность
Самостоятельность
Трудолюбие
Старательность
Уверенность в себе
Понимание
других
Информация 4
Когда
ребенок проявляет
себя так, как это
нравится взрослым,
когда он радует их,
они, как правило,
хвалят его и закрепляют
эти проявления. Важно,
чтобы педагоги и
родители подкрепляли
одно и то же поведение,
в противном случае
ребенок почувствует
себя в ситуации неопределенности
и небезопасности: непонятно,
почему одни значимые
взрослые меня за это
хвалят, а другие не
замечают или даже ругают.
Задание 6. Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить или ругать ребенка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.
Задание 7. Образ учителя, которому я доверяю. На листе ватмана изображен учитель. Изображение передают по кругу, и каждый родитель называет вслух, а затем записывает на листе то качество, которое он хотел бы видеть в учителе. В конце задания изображение вывешивают на стенде.
Задание
8. «Соберем портфель наказов». На листе
ватмана изображен ученик. Каждый родитель
называет, а потом записывает на листе
тот наказ, который необходим его ребенку.
Наказы не должны повторяться и не должны
быть в отрицательной форме. Например,
пишем: Будь аккуратным! Будь дружным!
Но не пишем: Не пачкайся! Не дерись! В конце
задания изображение вывешивают на стенде.
Информация 5
Важная
проблема — как
научить ребенка
реагировать на конфликты,
потому что в детской
среде они обязательно
будут. Некоторые
родители считают, что
конфликты недопустимы,
они свидетельствуют
о плохо организованном
воспитании. Мы полагаем,
что полное отсутствие
конфликтов приведет
к изнеженности детей
и как следствие, формированию
у них неуверенности
в себе.
Задание 9.
– Теперь вспомните моменты из своего детства, когда вам пришлось с кем-нибудь поругаться, подраться, выслушать в свой адрес неприятное слово. Расскажите, как вы тогда поступили? Как бы вы поступили сейчас?
Затем
родители делятся на пары и из детской
позиции пытаются конструктивно разыграть
ситуации конфликтов, предложенные психологом:
«У вас забрали яблоко», «Вас дернули за
косичку», «Вас обманули», «Вас лживо оклеветали»,
«Вас не позвали играть».
Информация 6
Важно не только научить ребенка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Мы полагаем, что главное здесь — не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребенку поддержку — ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.
Задание 10. Каждый участник получает листок с жалобой ребенка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою родительскую реакцию. При этом исключаются варианты, когда родитель лично вмешивается в разрешение конфликта, он лишь советует ребенку как поступить, чтобы доказать свою правоту, невиновность, возобновить справедливость.
Задание 11. Участники становятся в два круга лицом друг к другу, образуя пары. В течение одной минуты они говорят друг другу о своих надеждах, переживаниях, оказывают дружескую поддержку. По сигналу ведущего члены внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом, движение идет до тех пор, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.
Задание 12. Участникам предлагается поделиться своими чувствами и мыслями по поводу тренинга.
Цели:
Оформление:
Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс-тестирования, простые карандаши.
Психолог в роли ведущего.
I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям