Практические рекомендации психолога родителям

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.

Содержание

Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

     В данном случае задача мотивирования родителей к участию в тренинге выполнима только при наличии у них доверия к ведущему, а также сильной мотивации к принятию правил школы. Исходя из этого, можно рекомендовать проводить тренинг либо с родителями, с которыми «пройден длительный путь», либо с родителями первоклассников, которые будут готовы на все, даже на тренинг, чтобы помочь своим детям успешно адаптироваться к школе.

     Для решения второй задачи — формирования системы представлений участников в сфере общения с детьми —  в тренинг необходимо включать информационный блок, который полезно равномерно распределять на всю встречу. Часть информации лучше представить в виде таблиц, которые раздаются родителям для работы с ними на занятии. Количество информации должно быть пропорционально возрасту ребенка.

     Для решения третьей задачи в содержание тренинга должны быть включены проблемные ситуации, мозговой штурм, обсуждения личного опыта и др.

 

2. Практические мероприятия  в работе психолога  с родителями.

2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников

     Цель: снижение уровня тревоги перед трудностями адаптации к школе.

     – Здравствуйте, уважаемые родители! С сегодняшнего дня мы станем коллегами и будет выполнять одно общее и очень важное для нас дело – обучение и воспитание наших детей!

     Как и принято, коллегам нужно быть знакомыми, поэтому для знакомства, проведем игру-перекличку. Слушайте внимательно, когда вы поймете, что речь идет о вашем ребенке, представьтесь нам. (Для организации игры используются сведения о детях, обычно представленные в анкетах, которые заполняют родители при записи детей в школу).

     Психолог:

     — Есть ли у нас родители мальчика, у которого живут собака, кот и кролик? Он очень много помогает по хозяйству и любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры?

     — Есть ли у нас родители девочки, у  которой есть попугай, хомяк и  две черепахи? Она любить помогать по хозяйству маме, а также сказки «Синяя птица», «Пеппи — длинный чулок», «Красавица и чудовище».

     — Есть ли у нас родители девочки, которая  имеет кошку и занимается фигурным катанием, любит игру в магазин?

     Родители  откликаются, услышав рассказ о  своем ребенке, называют свое имя и имя своего ребенка (Каждому участнику вручается бейдж с именем родителя и ребенка).  

     Информация 1

     Родители  находятся в очень  близкой эмоциональной  связи со своими детьми, поэтому могут  существенно повлиять на процесс адаптации  детей к школе. Если они будут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребенку. Если будут знать сигналы неблагополучия и способы помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут ему.

     Что важно для ребенка  в первые дни в  школе? Суметь познакомиться  с другими детьми. 

     Задание 1. Знакомство из роли взрослых

     – Теперь мы будем знакомы! Однако для  совместной работы недостаточно знать  только имя коллеги, необходимо также  знать его личностные качества, положительные  характеристики. Суть следующего задания  состоит в том, что каждому из нас необходимо назвать как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени. 

     Задание 2. Знакомство из роли детей

     – Мы, взрослые, быстро познакомились, это  и неудивительно, мы делаем это часто  и у нас большой опыт. Но опыт наших детей совсем маленький, а познакомиться с одноклассниками очень важно.

     Давайте представим себя детьми. И для начала познакомимся с соседом справа. (Обмениваются рукопожатием  с соседом справа). 

     – Какие еще возможные способы  знакомства можете предложить вы от лица ребенка. (Обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, возможность обучения детей этим способам знакомства). 

     Информация 2

     Детям важно суметь не только познакомиться, но и  установить дружеские  связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими-то другими способами. 

     Задание 3. 

     – Продолжая оставаться в роли детей, нарисуйте словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется.

     – Подумайте, к какому портрету ближе Ваш собственный ребенок и что Вы лично можете сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу. Что мешает Вашему ребенку быть таким?

     Задание 4. 

     – А теперь вспомним игры нашего – Вашего детства и проведем их. (Проводятся игры, предложенные родителями (можно и подвижные), первую игру проводит психолог).

     – Подумаем, как к началу учебного года научить детей нескольким играм, проведенным нами сейчас.  

     Информация 3

     Для ребенка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его педагоги являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога будет близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома. 

     Задание 5.

     – Перед каждым из Вас лежит ручка  и листок. Подумайте, скажите, какое качество Вы хотели бы воспитать у своего ребенка в первую очередь. Соберем все качества в лукошко (Психолог с корзинкой собирает все листочки). Давайте обсудим каждое предложенное Вами качество по его значимости для ребенка и общества. (Родители обсуждают, На доске изображено дерево, каждое качество прикрепляется к дереву на той высоте, на которой по мнению родителей находится данное качество).  

     Уважение  к себе

     Уважение  к окружающим

     Доброта

     Честность

     Любовь

     Ответственность

     Отзывчивость

     Любознательность

     Порядочность

     Мужественность

     Волевые качества

     Самодостаточность

     Самостоятельность

     Трудолюбие

     Старательность

     Уверенность в себе

     Понимание других 
 
 
 

     Информация 4

     Когда ребенок проявляет  себя так, как это  нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и  родители подкрепляли  одно и то же поведение, в противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают. 

     Задание 6. Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить или ругать ребенка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.

     Задание 7. Образ учителя, которому я доверяю. На листе ватмана изображен учитель. Изображение передают по кругу, и каждый родитель называет вслух, а затем записывает на листе то качество, которое он хотел бы видеть в учителе. В конце задания изображение вывешивают на стенде.

     Задание 8. «Соберем портфель наказов». На листе ватмана изображен ученик. Каждый родитель называет, а потом записывает на листе тот наказ, который необходим его ребенку. Наказы не должны повторяться и не должны быть в отрицательной форме. Например, пишем: Будь аккуратным! Будь дружным! Но не пишем: Не пачкайся! Не дерись! В конце задания изображение вывешивают на стенде.  

     Информация 5

     Важная  проблема — как  научить ребенка  реагировать на конфликты, потому что в детской  среде они обязательно  будут. Некоторые  родители считают, что  конфликты недопустимы, они свидетельствуют  о плохо организованном воспитании. Мы полагаем, что полное отсутствие конфликтов приведет к изнеженности детей и как следствие, формированию у них неуверенности в себе. 

     Задание 9.

     – Теперь вспомните моменты из своего детства, когда вам пришлось с  кем-нибудь поругаться, подраться, выслушать  в свой адрес неприятное слово. Расскажите, как вы тогда поступили? Как бы вы поступили сейчас?

     Затем родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разыграть ситуации конфликтов, предложенные психологом: «У вас забрали яблоко», «Вас дернули за косичку», «Вас обманули», «Вас лживо оклеветали», «Вас не позвали играть». 

     Информация 6

     Важно не только научить  ребенка правильно  действовать, но и  самому грамотно реагировать  на сообщение о  случившемся у  ребенка конфликте. Мы полагаем, что  главное здесь — не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребенку поддержку — ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

     Задание 10. Каждый участник получает листок с жалобой ребенка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою родительскую реакцию. При этом исключаются варианты, когда родитель лично вмешивается в разрешение конфликта, он лишь советует ребенку как поступить, чтобы доказать свою правоту, невиновность, возобновить справедливость.

     Задание 11. Участники становятся в два круга лицом друг к другу, образуя пары. В течение одной минуты они говорят друг другу о своих надеждах, переживаниях, оказывают дружескую поддержку. По сигналу ведущего члены внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом, движение идет до тех пор, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.

     Задание 12. Участникам предлагается поделиться своими чувствами и мыслями по поводу тренинга.

     2.2. "Ваш ребенок  стал учеником"

     (встреча школьного психолога с родителями первоклассников)

 

     Цели:

  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
  • Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

     Оформление:

  • Рисунки первоклассников на тему “Что мне нравится в школе?”
  • Изображение цветка.
  • Плакат “Условия успешности обучения в школе”

     Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс-тестирования, простые карандаши.

     Психолог  в роли ведущего.

     Ход встречи

     I. Всем участникам  предлагается упражнение  “Снежинка”.

     Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям