Практические рекомендации психолога родителям

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.

Содержание

Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать)
    1. Сложите лист пополам. 
    2. Оторвите правый верхний уголок.
    3. Опять сложите лист пополам.
    4. Снова оторвите правый верхний уголок.
    5. Сложите лист пополам.
    6. Оторвите правый верхний уголок

     Продолжите  эту процедуру, пока она будет  возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти  среди остальных снежинок точно  такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

     Нашли? (Участники отвечают, что не нашли).

     Ведущий: А почему? Как вы думаете?

     Варианты  поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому  и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

     Этот  вывод - начало разговора о том, что  дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

     II. Ведущий: 

      Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?

     Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

     Если  согласны с утверждением, то поставьте  “+”

     Если  утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

    1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
    2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
    3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
    4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
    5. В классе у него много друзей.
    6. Ему мало нравятся учителя в школе.
    7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
    8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
    9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
    10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

     Подсчитайте количество совпадений (каждое совпадение – 1балл): 

     1 “+”, 

     2 “-”, 

     3 “+”, 

     4 “-”, 

     5 “+”, 

     6 “-”, 

     7 “+”,

     8 “-”, 

     9 “-”, 

     10 “+”. 

     8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и, скорее всего, у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

     6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

     4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

     1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

     III. Немного теории. 

     Информация  о психологической  готовности ребенка  к школе.

     – Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

     Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым  для них условиям. Основная причина - индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может  привести к формированию отставания на фоне других детей класса.

     Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом  и социальном отношении. Он должен достичь  определенного уровня умственного  и эмоционально-волевого развития.

     Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.

     Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.

     Не  менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

     Именно  поэтому понятие “готовность  ребенка к школе” - комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.

     IV. Работа с изображением цветка.

     Цветок - это ваш ребенок, наш ученик.

     Корни цветка - дошкольная зрелость.

     Листья - общее психологическое развитие и саморегуляция.

     Именно  они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.

     V. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Это рисунки ваших детей. (Родители не видят имен, рисунки подписаны мелко). Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов. Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.

     (Возможность  найти рисунок своего ребенка  и определить  его мотив предоставляется после группировки).

     VI. Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

     Итак, начали.

     Жили-были дед со старухой. Не было у них  детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

     Первая  заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

     По  сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

     Вторая  заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

     Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

     Третья  заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

     Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

     Заповедь  четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

     Съела лиса колобка.

     Заповедь  пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

     Вот такая всем известная сказка у  нас с вами получилась.

     На  этом встреча наша заканчивается. Я  попрошу вас оставить на специальных  бланках свои отзывы и предложения  и взять приготовленные для вас  небольшие памятки.

     ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

     Условия успешности обучения в школе:  здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

     Предпосылки сформированности учебной  деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

     Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

     К окончанию начальной школы ребенок  должен хотеть и уметь учиться.

     С уважением, психолог школы.

 

     – Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире! Желаю Вам всего доброго.

     2.3. Рекомендации-памятки  школьного психолога  родителям

     а) Если ребенок тревожен и испытывает страхи...

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  2. Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
  3. Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно».
  4. Относитесь к страхам и тревогам ребенка спониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
  5. Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно обращаться с ребенком так,  как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
  6. Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
  7. Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем.
  8. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
  9. Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу и страх. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами.
 

б) Если ребенок плохо запоминает...

  1. Учите ребенка ставить цель запоминать надолго.
  2. При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование рисунков.
  3. Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
  4. Ребенок запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
  5. Вовремя заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
  6. Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: о чем или о ком говорится в тексте; что об этом говорится.
  7. Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. Память любит разнообразие: после русского учите чтение и т. д. 
    8. Лучше учить по одному часу семь дней, чем 7 часов подряд в один день.
  8. Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.
  9. Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.

     
    в) Если ребенок застенчив и не проявляет самостоятельности:

  1. Выражайте безусловное расположение ребенку.
  2. Общайтесь с ребенком доброжелательным тоном.
  3. Только такое общение с застенчивым ребенком не спровоцирует повышение тревожности.
  4. Чаще поощряйте застенчивого и не самостоятельного ребенка. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
  5. Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не всегда способен ее попросить.
  6. Заранее разъясните ребенку новую ситуацию, и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  7. Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите его идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача - это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранное средство.
  8. Помогите застенчивым и не самостоятельным найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошее, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
  9. Не предъявляйте ребенку требований, не адекватных его возможностям.
  10. Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.

Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям