Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа
Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.
Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? (Участники отвечают, что не нашли).
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
II. Ведущий:
– Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Подсчитайте
количество совпадений (каждое совпадение
– 1балл):
1 “+”,
2 “-”,
3 “+”,
4 “-”,
5 “+”,
6 “-”,
7 “+”,
8 “-”,
9 “-”,
10
“+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и, скорее всего, у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
III. Немного теории.
Информация о психологической готовности ребенка к школе.
– Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям. Основная причина - индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.
Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.
Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.
Именно поэтому понятие “готовность ребенка к школе” - комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.
IV. Работа с изображением цветка.
Цветок - это ваш ребенок, наш ученик.
Корни цветка - дошкольная зрелость.
Листья - общее психологическое развитие и саморегуляция.
Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.
V. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Это рисунки ваших детей. (Родители не видят имен, рисунки подписаны мелко). Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов. Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.
(Возможность найти рисунок своего ребенка и определить его мотив предоставляется после группировки).
VI. Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
К
окончанию начальной школы
С уважением, психолог школы.
– Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире! Желаю Вам всего доброго.
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
а) Если ребенок тревожен и испытывает страхи...
б) Если ребенок плохо запоминает...
в) Если ребенок застенчив и не проявляет
самостоятельности:
Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям