Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа
Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.
Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография
г) Если ребенок агрессивен...
Причины агрессивного поведения:
1. Это выраженные эмоциональные нарушения, являющиеся следствием различных проблем перинатального или натального периода. Это ослабленные дети, подвижные, неустойчивые.
2. Это семейное неблагополучие.
3.
Это стрессы, перемены или
4. Это излишне строгое воспитание, постоянные запреты или отказы
5. Или наоборот, это излишняя опёка, потакание любым прихотям.
6.
Это повторение стиля
Рекомендации:
Игры на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.
1. Брыкание
Ребёнок ложится на спину на ковёр. Медленно начинает брыкаться. Ноги чередуются и высоко поднимаются, постепенно увеличивается сила и скорость. Можно произносит слово «нет».
Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
2. Кулачок
Дайте ребёнку какую-нибудь мелкую игрушку или конфетку и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладони будет красивая игрушка.
Упражнение способствует смещению агрессии и мышечной релаксации.
3. Лепим сказку
Ребёнку
предлагается слепить какую-либо сказку.
Обсуждаются персонажи и
Работа с пластилином даёт возможность сместить энергию кулака.
4. Художественное творчество
Рисование карандашами каракулей. Упражнение развивает воображение, снимает напряжение.
5. Сюжетно- ролевые игры
Игра
с игрушечным оружием – пистолеты,
шашки, сабли.
Целью данных игр является смещение агрессии
в мирное русло или на защиту, т.е. игра
в «благородного защитника».
В арсенале игрушек важно иметь и барабан.
д) Если ребенок протестует
Формы проявления протеста
Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
И в семье и в школе Саша проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребенком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание: начинает нервничать, становится непослушным, невнимательным. Он не терпит никаких замечаний, сразу возражает, громко кричит и плачет.
Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в окно, вернее во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеется. Миша равнодушен к происходящему в классе, по-прежнему смотрит в окно: во дворе мальчики играют в футбол.
Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
Юля К. - девочка застенчивая, робкая, теряется перед учителем и ребятами, отвечает тихо, неуверенно. Если попросить ее говорить громче, она расплачется. Юля старается быть незаметной на уроке, но принимает поддерживающие знаки учителя ("глаза в глаза", прикосновение, одобряющая улыбка и т. д.). Безусловно, такому необщительному и тревожному ребенку требуется внимание и забота.
"Младший
школьник не имеет права
е) Если ребенок гиперактивен…
При воспитании гиперактивного ребенка родители должны избегать двух крайностей:
–
с одной стороны, проявления чрезмерной
жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований,
которые он не в состоянии выполнить, в
сочетании с излишней пунктуальностью,
жестокостью и санкциями (наказаниями).
Рекомендации родителям
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:
ж) Стресс в детском возрасте.
Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых - это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается, наверное, в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире. Стресс может сопровождать первые шаги ребенка, его первый день в школе, тренировки по футболу и половое созревание.
Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке.
Кроме того, дети,
испытывающие значительный стресс, реагируют
на него по-разному. Некоторые маленькие
дети могут вернуться к
Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик, мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.
Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. В этом разделе приводятся статьи с описанием различных способов предупреждения и методов преодоления психоэмоционального напряжения у детей.
Полезные приемы родителям:
1. Ваша одиннадцатилетняя дочь, собирающаяся на первые танцы, может испытывать невероятный стресс, потому что она беспокоится, что ей придется весь вечер простоять у стены и никто не пригласит ее на танец. То, что родителям кажется не вызывающим стресс, для детей может быть его очевидной причиной.
Вы можете помочь ребенку миновать это напряженное время, если поймете, что с ним происходит. Если вы забыли свои собственные детские переживания, постарайтесь понять, что все, что делается детьми впервые, может вызвать у них беспокойство. Попробуйте увидеть ситуацию с их точки зрения, и тогда вы лучше поймете испытываемый ими стресс.
Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям