Практические рекомендации психолога родителям

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.

Содержание

Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

     Комратский  государственный  университет

     Факультет национальной культуры 
 
 
 
 

     Курсовая работа

     по  дисциплине

     «Практическая психология образования»

     на  тему:

     «Практические рекомендации психолога родителям» 
 
 
 
 
 
 
 

                       Выполнила студентка

                       Группы ЗНО 2005/2

                       Дюльгер Светлана 

                       Проверила

                       Преподаватель

                       Хорозова Л. Ф.  
                   
                   
                   
                   
                   

     Комрат, 2009

    Содержание

Введение  3

1. Активные формы взаимодействия  педагога-психолога с родителями  учащихся

5

    1.1. Консультирование  родителей как один из наиболее  эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
    1.2. Детско-родительские  мероприятия 
11
    1.3. Тренинги  для родителей
15
2. Практические  мероприятия в работе психолога  с родителями. 17
    2.1. Тренинг для  родителей будущих первоклассников
17
    2.2. "Ваш ребенок  стал учеником"

21

    2.3. Рекомендации-памятки  школьного психолога родителям
23
Заключение  42
Библиография 44
Приложение 47
 
 

 

Введение 

                  “Два  человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…”

     И. Кант 

     В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются  в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей  неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером, встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова).

     Многие  родители хотят научиться лучше  воспитывать своих детей, им нужны  средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.

     Введение  должности психолога в практическую систему образования позволяет  раскрыть новые пути взаимодействия между школой и семьей в контексте гуманистической парадигмы. Появление психологов в школах способствовало ориентации школьного персонала на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества". Сотрудничество воспринимается как явление не линеарного порядка, включающего только звено "педагог-ученик", а как системное явление, включающее в структуру сотрудничества и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы.

     Можно привести немало примеров, когда вмешательство  психолога, проведенная беседа, консультация с родителем приносили безусловную пользу. Эффективная работа психолога с родителями становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое – то качество личности, облегчить адаптацию ребенка к новым условиям или смягчить семейные сложности.

     Однако, учитывая относительную новизну  профессии практического психолога  системы образования, еще не разработаны  модели взаимодействия психолога с  родителями. Недостаточное внимание ученых и практиков к изучению и организации взаимодействия школы в целом и школьных психологов в частности с такими значимыми для ребенка людьми как родители может привести, на наш взгляд, к односторонней интерпретации проблем, возникающих у ребенка, и выходу на неадекватные решения. Таким образом, на данном этапе развития педагогического сознания становится актуальным обратиться к исследованию особенностей взаимодействия семьи и школы в современных условиях, характеризующихся появлением новых специалистов в образовании, а именно, практических психологов. Сегодня актуальным является также рассмотрение деятельности школьных психологов не обособленно, а в структуре педагогических процессов в образовательном учреждении.

     Цель  данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.

     Объект  исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.

     Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.

 

     1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

     Работа  с родителями является одним из важнейших  аспектов работы школьной психологической  службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

     Взаимодействие с родителями должно строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:

  • высокий профессионализм;
  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).

     Для реализации целей психолого-педагогического  сопровождения должна проводиться работа по следующим направлениям:

     1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса школы.

     2. Консультирование  семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.

     3. Информационно-просветительская  и развивающая  работа через:

  • Проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.
  • Тренинги для родителей;
  • Детско-родительские мероприятия.

1.1. Консультирование  родителей как  один из наиболее  эффективных способов  индивидуального практического взаимодействия

     Психолого-педагогическое консультирование родителей может  быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с  оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Основные  этапы индивидуальной консультативной  работы

     1. Работа с конкретным индивидуальным  случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

     2. Сведения об особенностях социальной  обстановки, в которой растёт  ребёнок, и характере его общения  и взаимоотношений со значимыми  лицами (семья, коллектив сверстников  в классе и др.). Для получения этой информации целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого (Приложение 1), методику Рене Жиля, “Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

     3. Особенности поведения и деятельность  ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

     4. Дифференцированная характеристика  развития познавательной и эмоционально-личностной  сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребёнка.

Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования

     В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка  и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

     Каждая  встреча психолога с лицами, обратившимися  с запросом, имеет своей главной  целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

     Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога  в процессе проведения бесед во время первых встреч:

  • умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
  • обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента в ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
  • формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
  • предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям