Практические рекомендации психолога родителям

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.

Содержание

Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

     Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

  • подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;
  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
  • обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
  • планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

     В зависимости от особенностей конкретного  случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа.

     В начале беседы нужно побудить родителей  к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

     Беседу  родителям рекомендуется проводить  в форме свободного либо полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого вариантов и т.д. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.

     Целесообразно проводить максимально подробное  обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребёнка, часто  это придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.

     Одним из принципов работы возрастного  психолога консультанта является принцип  отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

     Если  исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования, а оно на сегодняшний день наиболее развитой – деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений, то в области родительско-детских отношений существуют три направления, три способа работы:

  • повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
  • работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
  • работа преимущественно с ребёнком.

     Было  бы наивно полагать, что какое-то из этих трёх направлений работы не реализует  принципа соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант  работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка.

     Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в  возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей. 

     1.2. Детско-родительские мероприятия

     Детско-родительские мероприятия необходимы при каждом переходе ребенка в новую возрастную группу, когда у него появляется возможность и желание общаться с окружающими по-новому, из более  взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ними «более детский» стиль взаимодействия.

     Если  же стремление ребенка общаться по-новому не находит реализации, то возможными становятся формализация отношений, снижение уровня доверия или «остановка»  ребенка на детской инфантильной позиции. И здесь могут помочь детско-родительские мероприятия. Отметим, что под возрастной группой мы не имеем в виду тот или иной возрастной период: младший школьный, подростковый возраст, а тот отрезок возраста, в течение которого значительно меняется содержание общения, его основные темы, вопросы, самостоятельность мышления.

     Детско-родительские мероприятия проводятся в форме  игры с элементами тренинга, в которой  принимают участие команды смешанного состава: родители и дети. Можно включать сюда и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.

     Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей  показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для  них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей класса, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

     Говоря  о детско-родительских мероприятиях в аспекте работы с родителями, нужно отметить, что они не менее важны для детей. Они позволяют ребенку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Более того, в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей. Это положение необходимо обязательно пояснять родителям, чтобы для них было понятно зачем необходимы эти мероприятия. Ведь если слова «лекция» или «семинар» в нашей культуре существуют применительно ко взрослым, то игра — занятие для взрослых несерьезное, не заслуживающее того, чтобы тратить на него время. А кто-то и боится ее, так как она требует спонтанности, которую многие уже потеряли.

     Поэтому слово «игра» не стоит упоминать при приглашении родителей, которое обычно делается по телефону. Надо просто пригласить их на встречу, посвященную обсуждению какой-то значимой для класса проблемы. Тогда внимание родителей будет акцентировано не на форме встречи, а на ее содержании. Однако уже перед самой встречей с детьми родителей необходимо специально подготовить. Во-первых, рассказать о возможностях игры («для солидности» можно упомянуть о некоторых теориях игры), с другой — стимулировать активность родителей. Но в то же время следует дать право тем, кому трудно участвовать в игре, быть «молчаливым» участником.

     Если  игра проводится с младшими школьниками, после ее окончания можно провести небольшую рефлексию только с  родителями. У многих возникнут вопросы, и важно их обсудить. Если игра проводится с подростками, рефлексия после игры невозможна, поскольку она будет означать наличие некоторых тайн от ребят, и эффект игры будет смазан.

     Как конструировать игру? Прежде всего, определить ее тему, которая должна быть значимой для детей данного возраста и класса. После этого можно подумать о формах работы. Здесь нужно опираться на знакомые детям формы, которые они использовали на занятиях психологией, или формы, в которых детей можно потренировать заранее. Важно, чтобы эти формы задействовали различные каналы восприятия и переработки информации, то есть, чтобы в игру включались обсуждение, действия, зрительное наблюдение.

     После того как определены формы, нужно  продумать начало и окончание  игры. Вначале надо давать задания, позволяющие «повысить энергетику» группы и поднять настроение участников. Важно, чтобы на этом этапе в различных вариантах звучала позитивная лексика. В конце необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности.

     Первые  задания имеет смысл делать не чисто игровыми, а скорее разговорными, например, предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаге варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых и быстрее включить их в игру.

     Как проводить игру? Посчитать, сколько  групп будет принимать участие  в игре. Для этого сложить количество детей и родителей, которые обещали  прийти, и поделить на семь (численность  группы оптимальна, если ее можно делить на восемь подгрупп).

     Потом необходимо подготовить помещение. По периметру класса из парт составить  несколько «круглых столов» (понятно, что, составленные из парт, они круглыми не будут) по числу групп, оставив  в центре некоторое свободное  пространство — сцену. Все стулья поставить вдоль стен, чтобы иметь возможность в начале встречи провести общую разминку. Позже, когда участники будут работать по группам, они поставят стулья вокруг своего «круглого стола».

     Заранее нужно определить состав детско-родительских групп. При этом дети и родители определяются в разные группы, чтобы обеспечить каждому свободу самопредъявления — некоторые дети стесняются играть в присутствии своих родителей. В младших классах детей и родителей можно объединять. Списки групп прикрепляются к каждому «круглому столу», в соответствии с ними участники занимают свои места.

     Ведущий организует игру стоя, находясь у одной  из стен, то есть имея возможность видеть всех участников. Когда идет работа в группах, он внимательно наблюдает  за тем, чтобы были включены все участники. В противном случае подходит к группе и организует включение в работу всех.

     Важно, чтобы ведущий был достаточно спонтанным — был готов отойти от заранее спланированного хода игры и «пойти» за участниками, удлинить или укоротить какой-то из этапов. Для этого нужно хорошо чувствовать участников и понимать, что одна и та же игра в разных классах проходит по-разному: кому-то интереснее игровые моменты, кому-то — более глубокое обсуждение.

     Таким образом, детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей класса, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

     Возможно, что некоторые родители после  таких мероприятий пересмотрят  свои взгляды на воспитание детей, у  многих родителей появятся вопросы, ответы на которые они будут спрашивать у психолога в дальнейшей личной беседе.  

     1.3. Тренинги для родителей 

     Целью каждого тренинга для родителей можно определить как обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми. Структура задач тренинга предложена психологом И. Вачковым:

    • мотивирования и формирования позитивного отношения к тренингу,
    • формирования системы представлений участников в сфере общения с детьми,
    • формирования конкретных умений.

     Понятно, что первая задача является наиболее сложной, поэтому проведение тренинга не всегда возможно. Для большинства родителей это совершенно незнакомая по жизненному опыту деятельность, даже само слово «тренинг», как правило, им неизвестно. Они не знают, зачем он им нужен, чего от него можно ожидать, не знают его правил: посадка в кругу, свободный обмен чувствами. И не имеют опыта такой посадки и такого обмена. Более того, предлагаемая на тренинге деятельность не только незнакома, но нередко противоречит имеющимся у родителей стереотипам взаимодействия. Поэтому та же посадка в кругу вызовет у многих чувство незащищенности, страх и, возможно, агрессию по отношению к ведущему. Агрессия может не проявиться на самом тренинге, то есть родитель покорно исполнит все необходимые правила, но сильные негативные чувства в отношении психолога могут остаться надолго. Понятно, что больше на встречи с психологом такой родитель не придет. Поэтому прежде чем принимать решение о проведении тренинга, необходимо подумать, зачем для данной группы родителей необходим именно тренинг, какие преимущества он может дать и сможем ли мы создать ситуацию, в которой мотив к участию будет сильнее сопротивления.

Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям