Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:47, дипломная работа
Цель исследования – на основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновать эффективность обучающей видеопрограммы в формировании умения визуально диагностировать эмоциональные состояний военнослужащих по экспрессии лица.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа проблемы проявления эмоциональных состояний в экспрессии лица и описания ее критериев разработать обучающую видеопрограмму.
На основе экспериментального исследования обосновать возможность использования видеопрограммы обучающей эффективной диагностике эмоциональных состояний военнослужащих и сформулировать практические рекомендации.
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы исследования визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих по лицевой экспрессии
1.1. Процесс визуальной диагностике эмоциональных состояний по экспрессии лица………………………………………………. 7
1. 2. Лицевая экспрессия как средство выражения эмоции и способы ее диагностики…………………………………………. 19
1. 3. Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний использованием обучающей видеопрограммы…………………………………………………. 27
Глава II Экспериментальное исследование использования обучающей видеопрограммы для повышения эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих
2. 1. Замысел и методика экспериментального исследования……………………………………………………... 36
2. 2. Описание результатов экспериментального исследования…… 41
Заключение……………………………………………………………………… 48
Список литературы…………………………………………………………….. 53
Приложения……………………………………………………………………... 56
Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.).
В видеопрограмме, программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций видеофрагментов выражения основных эмоциональных состояний, подаваемые в определенной логической последовательности.
Обучение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. В каждой дозе содержится описание проявления двух эмоциональных состоянии их сходство и различие. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Показывается видеофрагмент выражения определенного эмоционального состояния с задачей визуально диагностировать и определить вид эмоции. Доза усвоена - переход к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка. В общем, для полного усвоения программы потребуется шесть шагов.
В каждом шаге соблюдены основные требования ассоциативно рефлекторной теории обучения, т.е. ее структура и последовательность подачи материала соответствовала психологическим механизмам усвоения, выступающие как последовательное осуществление ряда познавательных процессов или этапов усвоения:
В целях уточнения содержания этих этапов усвоения рассмотрим, какие психологические механизмы могут быть задействованы на каждом из них, для наиболее оптимального построения обучающей видеопрограммы.
Восприятие - это сложная познавательная деятельность, которая не сводится к одним только внешним воздействиям на человека. Для получения образов восприятия необходима особая внутренняя активность самого субъекта - перцептивная деятельность38.
Она включает в себя:
Как уже было сказано, в ходе неё субъект осуществляет отбор необходимых и важных признаков в самом объекте, а затем сличает с ними формируемый образ, т.е. эталон.
Поэтому в ходе обучения по видеопрограмме мы должны не просто предъявить обучаемым новую информацию о проявлениях эмоциональных состояний, а организовать перцептивные действия обучаемых по осуществлению восприятия учебного знания. При этом важно помнить, что возможности восприятия имеют свои границы. Отсюда в ходе одного занятия целесообразно вводить не более пяти - семи различных предметов объективной реальности, в нашем случае это семь универсальных эмоции.
Осмысление - процесс, направленный на выявление существенных связей и отношений между предметами окружающего мира.
Тем самым мышление, в отличие от восприятия, выступает как обобщенное отражение мира. Для осуществления такого вида психического отражения человек использует специальные познавательные средства - знаки и символы, закрепленные прежде всего в естественном языке человека. Поэтому мышление всегда осуществляется и рассматривается в тесной связи с речью. В процессе обучения связь мышления и речи наиболее полно представлена в терминах и понятиях, используемых для раскрытия содержания обучения.
Как и восприятие, мышление представляет собой определенный вид психической активности самого субъекта, направленной в первую очередь на переструктурирование первичных образов восприятия.
Психическую деятельность, связанную с процессом мышления – называют мыслительной деятельностью.
Основными мыслительными действиями в процессе усвоения являются:
Главная цель данного этапа обучения в нашей видеопрограмме - глубже осмыслить получаемые знания о выражениях эмоции на лице человека, так как понимание является важным моментом превращения знаний в умения, которая необходима для визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих.
Закрепление основано на реализации такого психического процесса, как память.
Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Особенность памяти состоит в том, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Память имеет дело со “вторым отражением”, с полученными образами и понятиями.
Память реализуется в ряде психических механизмов:
1) Запоминание в нашем случае представляет собой процесс запечатление выражении лица при различных эмоциональных состояниях и сохранение их в памяти курсантов в виде образов, т.е. создание эталонов (образная память);
Особенностью мнемических действий по запоминанию экспрессивных признаков лица является то, что их надо выполнять не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести при визуальной диагностике.
Применение на практике полученных знаний есть не только результат обучения, но и способ их закрепления. В целом на данном этапе должно происходить изменение общей структуры знаний, навыков и умений диагностики, эмоциональных состоянии по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контролируемости сознанием.
Основным
условием для повышения эффективности
визуальной диагностики эмоциональных
состояний военнослужащих является
формирование соответствующего умения
визуально диагностировать
В свою очередь структура видеопрограммы построена таким образом Чтобы она легко усваивалась и обеспечить легкость применения усвоенных умении в практике. При создании программы мы опираясь на ассоциативно рефлекторную теорию и теорию программного обучения.
Выводы по главе 1: