Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновать эффективность обучающей видеопрограммы в формировании умения визуально диагностировать эмоциональные состояний военнослужащих по экспрессии лица.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа проблемы проявления эмоциональных состояний в экспрессии лица и описания ее критериев разработать обучающую видеопрограмму.
На основе экспериментального исследования обосновать возможность использования видеопрограммы обучающей эффективной диагностике эмоциональных состояний военнослужащих и сформулировать практические рекомендации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы исследования визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих по лицевой экспрессии
1.1. Процесс визуальной диагностике эмоциональных состояний по экспрессии лица………………………………………………. 7
1. 2. Лицевая экспрессия как средство выражения эмоции и способы ее диагностики…………………………………………. 19
1. 3. Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний использованием обучающей видеопрограммы…………………………………………………. 27

Глава II Экспериментальное исследование использования обучающей видеопрограммы для повышения эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих
2. 1. Замысел и методика экспериментального исследования……………………………………………………... 36
2. 2. Описание результатов экспериментального исследования…… 41

Заключение……………………………………………………………………… 48
Список литературы…………………………………………………………….. 53
Приложения……………………………………………………………………... 56

Работа содержит 7 файлов

Введение.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава I.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     Роль эталонов в опознании предметов, объектов реального мира, их основные характеристики прослежены в ряде работ российских психологов17. Основной вывод этих работ сводится к тому, что сформировавшиеся у человека в процессе познания и общения его с другими людьми эталоны являются непременным условием успешного протекания социально-перцептивного процесса. Таким образом, рассматривая визуальную диагностику эмоциональных состояний по экспрессии лица, сточки зрения общепсихологической теории познания окружающего мира,  можно утверждать, что сформировавшийся эталон экспрессии является главным моментом для точной визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих.

     В исследованиях Б.Ф.Ломова, на формирование образа при восприятии незнакомых объектов, наблюдались общие черты динамики формирования перцептивного образа и подтверждался фазный характер этого процесса. Анализ же словесных отчетов испытуемых показал, что уже на первых фазах восприятия у испытуемых осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. Другими словами, в процессе восприятия испытуемые выдвигают и проверяют гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, восприятие является активным процессом, который не определяется только набором раздражителей, воздействующим на органы чувств, а представляет собой динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных18.

     Интерпретация заключена в любом восприятии сложного объекта (к каковым, безусловно, относится и восприятие лица человека). Еще И.М.Сеченов высказал мысль о том, что при узнавании происходит нечто вроде сопоставления старого, зафиксированного в памяти образа (или образов) с новым образом или впечатлением19.

     Обобщая экспериментальные данные М.С.Шехтер20 подтверждает, что в процессе распознания эмоции участвуют зафиксированные в памяти образы, следы знакомых объектов или классов объектов. При визуальной диагностике объекта они должны быть актуализированы с целью сличения актуализированных следов с поступающей информацией. Причем перцептивный результат совпадения следа и предъявляемого стимула -это идентифицированный образ, а не просто информация об указанном совпадении – диагноз.

     Рассматривая  особенности формирования социально-психологических  эталонов А.А.Бодалев отмечал, что  хотя они определяются влияниями общества, для самого человека является стихийным процессом и он может не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны и не осознавать, что именно они и влияют на его оценку другого человека21.

     Теперь  мы можем, разграничит, т.е. разобраться, в сущности, понятии визуальная диагностика эмоциональных состоянии и таких выражений как распознание или опознание эмоциональных состояний.

     Толковый  словарь Даля определяет распознание, как – узнать  по каким-нибудь признакам, определить22.  Таким образом, мы можем сказать, что распознание эмоциональных состояний -  это процесс сличения наличного эмоционального состояния, с уже созданными и записанными в памяти эталонами проявления эмоциональных состоянии которые в свою очередь стихийно сформированы в  процессе познания и общения человека с другими людьми, конечным результатом которого является отнесение стимула к определенной категории.

     Диагностика – определяется как распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его существенных параметров и соотнесения их с некоторой диагностической нормой, позволяющей спрогнозировать дальнейшее развитие событий и наметить пути воздействия для достижения нужного результата23. Исходя из этого можно сказать, что при визуальной диагностике эмоциональных состояний по экспрессий лица происходит процесс сличения наличного эмоционального состояния, с уже созданными и записанными в памяти эталоном-нормой проявления эмоциональных состояний на лице. Эталоны-нормы в свою очередь сформированы в процессе, целенаправленной деятельности по изучению проявления эмоциональных состояний в норме. В нашем исследовании формирование эталонов-норм реализуется использованием обучающей видеопрограммы.

     Однако, механизмы визуальной диагностики  не сводятся только к процессу сличения. Заключительным этапом является процесс принятия решения о классе. В случае нашего исследования - отнесение предъявляемого стимула к одной группе из предложенных семи основных эмоциональных проявлений. Испытуемый выполняет категоризацию стимула. Каждый испытуемый имеет некий набор специфических перцептивных признаков экспрессивных выражений лица, эталонов-норм и этот набор зафиксирован у него в памяти. Тогда при предъявлении фотографии-слайда с изображением человеческого лица или видеофрагмента демонстрирующего то или иное эмоциональное выражение, в результате сличения испытуемый установит какими признаками обладает данный стимул. После чего он сможет отнести его к имеющемуся у него в распоряжении классу эмоциональных выражений. Это будет выражаться в назывании предъявляемого стимула и вычеркивании его в регистрационном бланке.

     Основное  отличие распознавания эмоционального состояния от диагностики эмоционального состояния, в качестве эталона, которая при распознавании является стихийно сформированной,  а при диагностике она является нормой, в нашем случае соответствует технике идентификации эмоций по выражению лица  FAST24 (Facial Affect Scoring Technique) разработанная в 70-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и его коллегами, которая будет описана ниже.

     На  основании исследований В.К.Гайды, Ю.М.Забродина, А.М.Лебедева и других можно предположить, что принятие решения, т.е. актуализация связи (признаки - класс объектов) происходит после оценки результатов сличения между эталоном и воспринятым признаком25.

     Понятно, что диагностика будет более  сложным в случае большего количества признаков, по которым совершается диагностика эмоционального состояния. В процесс будут включаться аналитико-синтетические операции, устанавливающие наличие в предъявленном стимуле того или другого комплекса признаков.

     Анализ  процесса визуальной диагностики подтверждает его тесную связь с процессами восприятия, памяти, мышления и внимания. Визуальную диагностику можно рассматривать как полисистемный процесс, включающий в себя перцептивные, мнемические, селективные компоненты. Основываясь на этих данных, явление визуальной диагностики правомерно рассматривать как результат трехзвеньевого процесса (обнаружение- сличение- принятие решения).

     Таким образом, визуальная диагностика эмоциональных состояний по экспрессий лица - это полисистемный процесс, включающий в себя перцептивные, мнемические, селективные компоненты и осуществляется путем сличения наличного эмоционального состояния, с уже созданными и записанными в памяти эталоном-нормой  проявления эмоциональных состояний на лице, заключительным этапом которого является процесс принятия решения о классе эмоционального состояния. Эталоны-нормы в свою очередь сформированы в процессе, целенаправленной деятельности по изучению проявления эмоциональных состояний в норме, в нашем исследовании применением обучающей видеопрограммы.

     В свою очередь процесс визуальной диагностики эмоциональных состояний можно назвать психодиагностическим обследованием конечным результатом, которого является диагноз об эмоциональном состоянии военнослужащего. 

   Он  в себя включает:

    • этап сбора информации, в котором определяются какие компоненты экспрессии лица активны у обследуемого (обнаружение).
    • этап переработки и интерпретации, в котором сравниваются экспрессия лица обследуемого с эталонным набором проявления эмоциональных состояний в экспрессии лица (сличение).
    • этап диагноза, который является результатом сравнения экспрессии лица обследуемого с эталоном проявления определенного эмоционального состояния (принятие решения).
    • этап прогноза, в котором выясняются причины приведшие военнослужащего к такому эмоциональному состоянию и влияние выявленного эмоционального состояния на исполняемую деятельность военнослужащего.  

     Существующие  исследования показали гибкость процесса визуальной диагностики: возможность сличения по отдельным признакам и по целостным эталонам; различные соотношения последовательных и параллельных процессов; различный удельный вес включенности системы вербализации; различные стратегии внимания в процессе визуальной диагностики. Человек может изменять правила визуальной диагностики, в соответствии со стоящими перед ним задачами, особенностями воспринимаемых объектов, своим ожиданиями и т.д.

     Таким образом, визуальная диагностика эмоциональных состояний по экспрессий лица – это гибки полисистемный процесс, включающий в себя перцептивные, мнемические, селективные компоненты и осуществляется путем сличения наличного эмоционального состояния, с уже созданными и записанными в памяти эталоном-нормой  проявления эмоциональных состояний на лице, заключительным этапом которого является процесс принятия решения о классе эмоционального состояния. Эталоны-нормы в свою очередь сформированы в  процессе, целенаправленной деятельности по изучению проявления эмоциональных состояний в норме, в нашем исследовании применением обучающей видеопрограммы.  
 
 

1.2. Лицевая экспрессия как средство выражения эмоции и способы ее диагностики 

     Проблема  эмоций в психологии слабо разработана  в теоретическом плане, возможно, потому, что исследователи чрезмерно большое значение придавали психофизиологическим индикаторам эмоциональных состояний и недооценивали значение лица как главного (с точки зрения общающихся партнеров) «средства проявления» эмоциональных состояний. Эта ситуация несколько изменилась после опубликования работы С. Томкинса, посвященной структуре психики человека26. «Аффект есть, прежде всего «лицевой», а не висцеральный феномен, и интроспективное осознание эмоций есть результат обратной связи от активации мускулов лица»27.

     То, что лицо — наиболее важный источник информации, сигнализирующий о переживаемых эмоциях, подтверждается исследованиями, выполненными психофизическими методами. Для сравнения возможностей визуального и слухового канала при распознаний эмоциональных состояний У. Хелл, А. Керрес и К. Шерер применили факторный анализ к результатам ранжирования видеокадров (лица человека, изображающего улыбку или эмоцию гнева), а также к записям человеческого голоса, переживающего те же эмоции (рис. 1 Приложение 1). Для обеих модальностей суммарно авторы получили двухфакторное решение: 45% информации об эмоциях предаются через визуальный канал и 17,6% — через слуховой.

     Роль  мимики по сравнению с позой, жестом, с фило- и онтогенетическим развитием возрастает. У птиц, в частности у домашних цыплят, положение головы несет важную информацию о социальном статусе особи. В ряду позвоночных лицевая мускулатура претерпевает изменения от полного отсутствия у низших животных до хорошо развитой системы лицевых мышц у приматов и становится предельно дифференцированной у человека. У макаки резуса наиболее важным компонентом в передаче информации является пантомимика, в частности поза, у человекообразной обезьяны мимика становится более независимой от позы и локомоции. Исследователями выделены различные выразительные двигательные комплексы у макаки резуса, которые используются для демонстрации угрозы, беспокойства, подчинения, испуга, миролюбия и важны для создания иерархии социального доминирования.

     У человека экспрессивные реакции лица приобретают самостоятельное значение в передаче эмоциональных сигналов. В социальном поведении взаимодействие лиц играет огромную роль. У специалистов оно получило даже специальное название — «поведение лицо к лицу». «Лицо — это центр передачи и приема социальных сигналов, которые являются решающими для развития индивида»28.

     В 60-х годах прошлого столетия П. Экман  и У. Фризен с одной стороны  и К. Изард, с другой стороны независимо друг от друга провели кросскультурные  исследования распознавания лицевой экспрессии, которые показали, что фундаментальные эмоции достаточно хорошо распознаются во всех культурах (70-90%), как в письменных, так и в культурах, не имеющих письменности. Даже в условиях, затрудняющих наблюдение, например на большом удалении, проявляется универсальность механизма распознавания эмоций. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается врожденными нейронными программами. Процент совпадения оценок лицевых эмоциональных паттернов у лиц разных национальностей — около 80%, несколько меньше он у японцев (65%)29.

     Все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Механизм двойной регуляции внешних выражений эмоций объясняет Анохин П.К. «Ядро лицевого нерва у человека, точнее моторные нейроны лицевого нерва находятся в двойной зависимости. С одной стороны, они находятся под контролем субкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы связей лицевого нерва и определяют все разнообразие мимических выражений»30 Благодаря контролю со стороны субкортикальной системы выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Они всегда полноценны и имеют специфическую для них физиологическую архитектонику. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к экспрессии лица. Это определяется, как отмечал Анохин П.К. приспособительными особенностями мимики и ее ролью в человеческом общении. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно за счет произвольной регуляции мимики.

Глава II.docx

— 154.43 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.docx

— 18.87 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы пока.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

список лт ры.docx

— 19.93 Кб (Открыть, Скачать)

Титул.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы