Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновать эффективность обучающей видеопрограммы в формировании умения визуально диагностировать эмоциональные состояний военнослужащих по экспрессии лица.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа проблемы проявления эмоциональных состояний в экспрессии лица и описания ее критериев разработать обучающую видеопрограмму.
На основе экспериментального исследования обосновать возможность использования видеопрограммы обучающей эффективной диагностике эмоциональных состояний военнослужащих и сформулировать практические рекомендации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы исследования визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих по лицевой экспрессии
1.1. Процесс визуальной диагностике эмоциональных состояний по экспрессии лица………………………………………………. 7
1. 2. Лицевая экспрессия как средство выражения эмоции и способы ее диагностики…………………………………………. 19
1. 3. Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний использованием обучающей видеопрограммы…………………………………………………. 27

Глава II Экспериментальное исследование использования обучающей видеопрограммы для повышения эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих
2. 1. Замысел и методика экспериментального исследования……………………………………………………... 36
2. 2. Описание результатов экспериментального исследования…… 41

Заключение……………………………………………………………………… 48
Список литературы…………………………………………………………….. 53
Приложения……………………………………………………………………... 56

Работа содержит 7 файлов

Введение.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава I.doc

— 181.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава II.docx

— 154.43 Кб (Скачать)

   Глава II. Экспериментальное исследование использования обучающей видеопрограммы для повышения эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих 

   2.1. Замысел и методика экспериментального исследования 

   Для реализации общего замысла исследования были выбрана следующая организация  экспериментального исследования.

   Цель  эксперимента: экспериментальная  проверка возможности обучающей видеопрограммы повышать эффективность визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих.

   Основная  гипотеза экспериментального  исследования: использование обучающей видеопрограммы повышает эффективность визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих.

   Альтернативная  гипотеза экспериментального исследования: использование обучающей видеопрограммы не влияет эффективность визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих.

   Зависимая переменная – эффективность визуальной диагностики курсантами психологами эмоциональных состояний военнослужащих.

   Независимая переменная – использование обучающей  видеопрограммы в учебном процессе.

   Существуют  два типа квазиэкспериментального  плана (разработанные Т.Д. Куком и Д.Т. Кемпбеллом): а) планы экспериментов для неэквивалентных групп, б) планы дискретных временных серий. В нашей ситуации был применен план эксперимента для неэквивалентных групп.  
 
 
 
 

   Схема эксперимента1: 

     

   О – тестирование.

     х воздействие

   Следует так же добавить что был проведен ретест с  экспериментальной группой  после 27 дней по одной из методик.

     Было выбрано две естественных группы в количестве 20 человек, возраст 18-23 год, образование полное среднее. Выделение контрольной и экспериментальной групп происходил методом случайного выбора.

     Экспериментальная часть работы осуществлена в три этапа:

  1. этап.
    • формировались выборка 20 курсантов психологов со специального факультета;
    • формировалась  экспериментальная и контрольная группа по 10 курсантов психологов в каждой группе;
  1. этап.
    • предварительная проверка в экспериментальной и контрольной группах,  эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии;
    • с экспериментальной группой проводилась занятие использованием обучающей видеопрограммы по повышению эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих.
 
  1. этап.
    • проверка в экспериментальной и контрольной группах эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии.
    • проведение ретеста с экспериментальной группой по одной из методик.
    • сравнение результатов контрольной и экспериментальной группы, сравнение результатов предварительного замера с последующим замером, а так же сравнение результатов экспериментальной группы с результатом ретеста.
    • интерпретация результатов исследования формулировка практических рекомендации.

   Умение  визуально диагностировать  эмоциональные состояния по экспрессии лица включает в себя множество компонентов, т.е. определенных когнитивных действий, а именно: действие дифференциации, действие использования эталона эмоции в анализе конкретной ситуации (в наглядно-действенном плане, в наглядно-образном плане), действие категоризации.

   В соответствии с целью и задачами, а также спецификой предмета и  объекта исследования нами был использован  комплекс методик.

   Необходимость формирования умения визуально диагностировать эмоциональные состояния во многих областях практической деятельности человека, приводила психологов, как в нашей стране, так и за рубежом, к попыткам создания методик оценки и контроля этого качества.

   На  начальном этапе нашей работы при подборе диагностического материала  мы учитывали сочетание следующих критериев исходя из целей и задач исследования: адекватность изображения эмоциональных состояний, наличие эмоциональной экспрессии мужчин и женщин, широкий спектр проявлений эмоциональных состояний, представленность изображений в одном формате.

   Нами были изучены разные виды научного и практического материала с эмоциональной экспрессией людей, используемою в развивающих и диагностических целях. Приводим краткую характеристику данных методов.

   В 1988 году методика PFA (Pictures of Facial Affect) была усовершенствована П.Экманом и Д.Матсимотой и получила название JACFEE2 (Japanese and Caucasian facial expressions of emotion).

   На  сегодняшний день она является единственной методикой, соответствующей ряду уникальных методологических требований:

    • все слайды соответствуют системе кода FACS, которая обеспечивает надежность изображения основных эмоций; а также подтверждает, что все эмоциональные проявления находятся на одном уровне интенсивности;
    • каждый человек представлен на фотографии только один раз;
    • методика содержит одинаковое количество мужских и женских фотографий;
    • люди, изображающие эмоции, принадлежат различным этническим группам (европейской и азиатской расе);
    • все слайды выполнены в цвете, с учетом последних технических средств в освещении и фотографии.

   В ходе создания методики тысячи фотографии были сделаны для отбора стимульного  ряда. Тщательное соответствие системе  кодирования позволило говорить о точном изображении основных эмоциональных проявлений. Дальнейшие исследования показали, что каждая фотография точно и надежно представляет именно ту эмоцию, которую требуется опознать. Нормы, полученные в многочисленных межкультурных экспериментах, показали, что все фотографии узнаются как соответствующие эмоции, независимо от культуры и пола тех, кто их выражает.

   Методика  JACFEE состоит из 56 слайдов и включает по 8 фотографий для каждой из 7 универсальных эмоций (гнев, презрение, отвращение, страх, счастье, грусть и удивление). Причем каждому эмоциональному контексту соответствуют фотографии двух европейцев-мужчин, двух европейцев-женщин, двух азиатов-мужчин и двух азиатов-женщин, составленные в случайном порядке.

   Программа SETT3 (Subtle Expression Training Tool – Учебный Инструмент Тонкой Экспрессии). SETT представляет собой компьютерную программу способную оценить эффективность визуальной диагностики курсантами-психологами эмоциональных состояний по экспрессии лица. Оцениваются два параметра: 1) точность визуальной диагностики, 2) быстрота визуальной диагностики, т.е. количество затраченного времени.

     Обучаемым будут поочередно предлагать распознать 37 анимированных рисунков, продолжительность показа каждого рисунка 1 секунда. Каждый рисунок содержит изображение экспрессии лица при переживании человеком основных видов эмоциональных состоянии, которыми являются:

    1. Грусть – имеет 10 вариантов проявления.
    2. Гнев – имеет 7 вариантов проявления.
    3. Удивление – имеет 6 вариантов проявления.
    4. Страх – имеет 7 вариантов проявления.
    5. Отвращение – имеет 4 варианта проявления.
    6. Презрение – имеет 2 варианта проявления.
    7. Счастье (радость) – имеет 4 варианта проявления.

   После чего он должен ответить нажатием соответствующей  кнопки с надписью эмоционального состояния, которая соответствует показанной экспрессии. Если обучаемый отвечает верно,  программа показывает, что ответ верен и переходит к показу следующего анимированного рисунка. Если обучаемый ответил неверно, программа показывает что ответ  неверен,  и предоставляет вторую попытку с повторным показом рисунка. Если и во второй попытке обучаемый ответил неверно, то программа сама указывает правильный ответ и переходит к показу следующего рисунка с экспрессии лица.  Справа показывается оценка обучаемого на текущий момент по пятибалльной шкале. 

2.2. Описание результатов экспериментального исследования 

   Полученные  результаты по методике JACFEE SETTпредставлены в таблицах 1, 2 (см.приложение 1). Так же в таблице 3 представлены результаты ретеста по программе SETT.

   Первичный анализ сравнения средних значений признаков показан на рисунке 1.  Показано что в группе, где было проведено занятие по повышению эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии курсанты по сравнению с другой группой  лучше диагностируют эмоциональные состояния. 

   

Рисунок 1  Показатели средних значений по двум методикам и показатель ретеста  

   Данные  были проверены на нормальность распределения, были выявлены эксцесс и ассиметрия см. таблица 4. Как видно из таблицы значения эксцесса и ассиметрий не превышает своей стандартной ошибки что означает распределение признаков подчиняется закону нормального распределения. 

   Таблица 4

Тестируемые группы Ассиметрия Стандартная

ошибка

ассиметрии

Эксцесс Стандартная

ошибка  эксцесса

э.до.JACFEE 0,194617 0,687043 -1,03450 1,334249
э.после.JACFEE 0,021902 0,687043 -1,44099 1,334249
к.до JACFEE -0,818123 0,687043 -0,31336 1,334249
к.после.JACFEE -0,381398 0,687043 -0,47132 1,334249
э.до. SETT 0,198830 0,687043 0,63115 1,334249
э.после.SETT 0,657890 0,687043 0,11728 1,334249
к.до.SETT 0,387547 0,687043 -0,23249 1,334249
к.посл.SETT 0,388993 0,687043 -0,17218 1,334249
р.тестSETT 0,111295 0,687043 -0,19205 1,334249
 

   Результаты  были проверены на нормальность распределения  Колмогорова–Смирнова см. таблица 5. Отклонение от нормального распределения считается существенным при значении достоверности р < 0,05, в этом случае для соответствующих переменных следует применять непараметрические тесты. В нашем случае значения достоверности выше 0,05  (р < 0,05) то есть вероятность ошибки является не значимой, поэтому значения переменной достаточно хорошо подчиняются нормальному распределению. Следовательно, для проверки достоверности различии между группами возможно применение параметрических критериев.  
 
 
 
 
 

Таблица 5

Тестируемые группы Колмогорова–Смирнова  Z Достоверность
э.до.JACFEE 0,423 0,994
э.после.JACFEE 0,558 0,915
к.до JACFEE 0,709 0,695
к.после.JACFEE 0,375 0,999
э.до. SETT 0,715 0,686
э.после.SETT 0,397 0,997
к.до.SETT 0,387 0,998
к.посл.SETT 0,427 0,993
р.тестSETT 0,887 0,411
 
 

   Для сравнения групп был выбран t - критерии Стюдента:

Двухвыборочный t-критерий для зависимых  выборок4

- средняя  разность значении 

- стандартное  отклонение разностей

N- размер выборки  

Двухвыборочный t-критерий для независимых  выборок5

, - средне арифметические

Оглавление.docx

— 18.87 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы пока.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

список лт ры.docx

— 19.93 Кб (Открыть, Скачать)

Титул.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы