Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновать эффективность обучающей видеопрограммы в формировании умения визуально диагностировать эмоциональные состояний военнослужащих по экспрессии лица.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа проблемы проявления эмоциональных состояний в экспрессии лица и описания ее критериев разработать обучающую видеопрограмму.
На основе экспериментального исследования обосновать возможность использования видеопрограммы обучающей эффективной диагностике эмоциональных состояний военнослужащих и сформулировать практические рекомендации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы исследования визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих по лицевой экспрессии
1.1. Процесс визуальной диагностике эмоциональных состояний по экспрессии лица………………………………………………. 7
1. 2. Лицевая экспрессия как средство выражения эмоции и способы ее диагностики…………………………………………. 19
1. 3. Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний использованием обучающей видеопрограммы…………………………………………………. 27

Глава II Экспериментальное исследование использования обучающей видеопрограммы для повышения эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих
2. 1. Замысел и методика экспериментального исследования……………………………………………………... 36
2. 2. Описание результатов экспериментального исследования…… 41

Заключение……………………………………………………………………… 48
Список литературы…………………………………………………………….. 53
Приложения……………………………………………………………………... 56

Работа содержит 7 файлов

Введение.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава I.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Глава I. Теоретические основы исследования визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих по лицевой экспрессии 

   1.1. Процесс визуальной диагностики эмоциональных состояний по экспрессии лица  

     Эмоции  – особый класс психических процессов  и состоянии (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлении и ситуации для осуществления его жизнедеятельности1. Эмоции сопровождают  практически любые проявления активности субъекта, и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленным на удовлетворение актуальных потребностей.

     Человеческие эмоции выражают в форме переживания реальные взаимоотношения человека как общественного существа с миром, прежде всего с другими людьми. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются "языком человеческих чувств", средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

     Психологические исследования показали, что большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств коммуникации2.

     Однако, из всех средств невербального общения лицо человека, представляет собой наиболее информативное невербальное средство. Большую часть информации об эмоциональном состоянии человека мы получаем, анализируя его выражение лица. Не случайно вопросы, связанные с выражением эмоций на лице интересовали философов античности. Еще Аристотель одним из первых поставил проблему значения эмоций и их правильной оценки в человеческом общении.

       С эволюционной точки зрения внешняя экспрессия лица при переживании человека различных эмоциональных состояний не была бы полезной, если бы члены общества (группы) не могли распознать эти сигналы и, следовательно, адекватно реагировать на них. Это означает, что лицо, принимающее сигналы (реципиент), должно быть подготовлено к их восприятию, и уметь их распознавать. При этом демонстрация гнева должна легко ассоциироваться с аверсивными явлениями и их следствиями — возникновением эмоции страха. Наоборот, положительная экспрессия, например выражение счастья на лице человека, должна вызывать положительные эмоциональные реакции.

     Работа  Ч. Дарвина стимулировала ряд психологов исследовать проблему распознания эмоций, учитывая различные детерминанты этого явления.

     Впервые Ч. Дарвин сформулировал основной вопрос данной проблемы: приобретают ли дети понимание выражения эмоции посредством опыта, при помощи ассоциации или мы обладаем инстинктивной способностью узнавать эмоции3.

     Ч. Дарвин заключил, что этот процесс  инстинктивный, так как выразительные движения инстинктивны, и т.к. мы узнаем много оттенков выражения, помимо какого-то ни было сознательного аналитического процесса с нашей стороны.

     Для многих исследователей данное положение  Ч. Дарвина явилось отправным  пунктом. Они стремились только к тому, чтобы показать, что эмоции опознаваемы, и выделить круг тех эмоциональных состояний, которые получают в экспериментах по опознанию мимики высокий коэффициент согласия, подробнее описать экспрессию лица при переживании человеком различных эмоциональных состояний, определить мышцы лица, принимающие участие в выражении той или иной эмоции.

     Таким образом, до середины 30 - 40-х гг. XX в. в исследованиях по распознанию эмоций по экспрессии лица ставились следующие вопросы: характеристика стимула, особенности воспринимающего человека, определение процесса формирования впечатления, некоторых условий опознания выражения.

     Быстрота, непосредственность, включенность распознания в процесс самого общения подтверждало представление последователей положения Ч. Дарвина, что восприятие и понимание мимики основано на врожденных способностях проникать в чувства и состояния другого человека, и не подчиняется общим закономерностям познания предметов реального мира.

     Другие  же исследователи критиковали положения Ч. Дарвина о существовании универсальных выражений эмоций и пытались доказать, что неизменных «паттернов» состояний не существует. Так, Я. Брунер и Р. Таглури сделали свой обзор литературы, посвященной проблеме распознания выражения лица, охватывающий исследования 20-30-40-х годов, и пришли к выводу, что не существует постоянного, неизменного «паттерна» выражения, или, но крайней мере, нет природного «паттерна», сопровождающего эмоции. Основанием для такого вывода послужили, главным образом, исследования К. Ландисс4.

     Г. Энген, Н. Леви, Г. Шлоссберг сделали убедительную классификацию лицевых выражений. Результаты этого исследования показали, что эмоциональные состояния могут быть дифференцированы на основе выражения лица, что существуют общие компоненты в выражении определенных эмоций. Данное положение было подтверждено в межкультурных исследованиях, проведенных в последнее время5. Недостаток этих работ в том, что речь идет о средствах выражения эмоций, рассматриваемых биологически, вне того социального смысла, который им присущ.

     Выражения лица дискретны и соответствуют  определенным эмоциональным состояниям – основной вывод представителей дарвинского направления. Одновременно существует принципиальный вывод психологии выразительного поведения: «Каждое явление в области выразительных движений однозначно, если рассматривать его как выражение некоторого общего аспекта. Напротив, оно оказывается многозначным, если брать его в качестве выражения чувств или состояний». Многозначность выражения и противоположное ему качество «емкая однозначность» - это единая целостная характеристика лицевой экспрессии. Существует диалектическое единство общности происхождения выразительных движений и индивидуальных способов их употребления6.

     Диапазон  вариаций выражений эмоциональных состояний колеблется в пределах общего типа, свойственного определенному социальному коллективу. Мы наблюдаем две линии развития выразительных движений: индивидуализацию, а с другой стороны, постепенное сокращение типов выражения и их формализацию. По мнению Выготского «Для того, чтобы передать какое-либо переживание или содержание другому человек, нет другого пути кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу»7.

     Диагностика эмоциональных состояний по экспрессии лица возможно не только потому, что типология выражений обусловлена единым нервно-генетическим механизмом, но и потому, что вариабельность выражений, многозначность их смыслов определена социальными нормами. Различные функции выразительных движений, о которых мы писали выше, есть результат их социализации. Факт существования видов экспрессии (естественной и конвенциальной), факт развития выражения в соответствии с усложняющейся системой человеческих переживаний, отношений свидетельствует о двойной регуляции мимики, социальных моментах ее развития8.

     Определенный  мимический знак как любой объект действительности обладает своеобразием, благодаря которому отличается от других мимических выражений. Однако уже элементарная практика общения и познания обнаруживает - в различных мимических знаках повторяются признаки. Единичный знак состояния обладает общими чертами выражения данного состояния.

     Между исследователями, работающими в  области психологии познания эмоциональных  состояний, существуют значительные расхождения по вопросу о способах восприятия и интерпретации.

     Восприятие лица человека есть частный случай восприятия целостного объекта. А.А.Бодалев отмечал, что формирование образов людей подчиняется тем же законам, по которым развертывается формирование образа предмета или обобщенного о нем знания9.

     Многочисленные  исследования показали, что закономерности и механизмы отражения человеком  социальной реальности - только частный случай более общих законов, проявляющихся при психическом отражении объективной реальности10. В этом смысле важно рассмотреть существующие на сегодняшний день подходы к пониманию процесса визуальной диагностики.

     Проблема  восприятия целостных объектов достаточно разработана в отечественной и зарубежной психологии. В работах, выполненных под руководством Б.Г.Ананьева были выделены три основные этапа формирования зрительного образа в процессе восприятия объекта, характеризующие их последовательность, а именно: нерасчлененное видение, расчлененное видение и узнавание11.

     Иногда  первую стадию рассматривают как обнаружение, вторую как различение и третью - как опознание объекта. Однако, А.А.Крылов подчеркивает, что «в основе как обнаружения, так и опознания сигнала лежит целостный процесс восприятия, характеристики которого имеют количественные различия в зависимости от задачи деятельности. В обоих случаях завершающей стадией является узнавание. При этом в задачах обнаружения узнавание обеспечивает решение типа «да-нет», а в задачах опознавания - «какой сигнал».

     Долгое  время проблема узнавания развивалась в прикладных областях психологии, в том числе в инженерной психологии, в криминалистической практике12 и т.д.

     В рамках инженерной психологии процесс  узнавания рассматривался как блок процесса обработки информации в работе целостных функциональных систем. Процесс обработки информации характеризовался определенной этапностью, обусловленной вовлечением в деятельность различных функциональных механизмов центральной нервной системы при решении частных задач деятельности13. Целый ряд исследований был посвящен анализу опознания как компонента деятельности оператора.

     Важно отметить, что основная особенность  деятельности оператора автоматизированных систем управления в том, что эта деятельность осуществляется не с реальными объектами, а с их информационными моделями. Опознание объекта по сигналу в этом случае требует специальных знаний оператором всей системы и рассматривается как выявление смыслового значения сигнала.

     Аналогичная ситуация происходит и в нашем  эксперименте, когда испытуемому  требуется визуально диагностировать экспрессивные  проявления эмоций не реально присутствующего человека, а некоторого статичного изображения на снимке или видеофрагмента, что затрудняло его задачу, ограничивая использование дополнительной информации об эмоциональном состоянии оцениваемого. Однако, испытуемому требовалось применить свой опыт знаний о эмоциональных проявлениях для визуальной диагностики конкретного изображения или видеофрагмента который наработан им стихийно в процессе развития и используется им при оценке других людей.

     На  сегодняшний день общепринято рассмотрение восприятия как сложного целостного процесса, представляющего собой  единство чувственного и логического, сенсорного и смыслового. Еще С.Л.Рубинштейн утверждал, что в узнавании восприятие и процессы сохранения и воспроизведения представлены в единстве. «Без узнавания не существует восприятия как сознательного, осмысленного процесса, но узнавание - это вместе с тем сохранение и воспроизведение внутри восприятия»14. С.Л.Рубинштейн выделял несколько форм процесса узнавания:

     автоматическое  узнавание (например, знакомого лица без осознания конкретного человека);

     чувство знакоместа еще без отождествления с ранее воспринятым;

     отождествление  предмета (предполагает оформленность  восприятия в памяти). Последняя стадия узнавания также может совершаться на разных уровнях и на различном основании.

     Таким образом, узнавание совершается  внутри восприятия и вместе с тем оно в своей развернутой форме может быть отнесено к акту мышления.

     Известно, что восприятие строится на ощущениях и представляет собой единый сенсорно-перцептивный процесс, но в тоже время оно не сводится к сумме этих ощущений. Восприятие, как более сложное целое, включает и воспроизведенный прошлый опыт и мышление воспринимающего, а также его чувства и эмоции. Отражение объективной действительности происходит не пассивно-зеркально, а в нем преломляется конкретная личность воспринимающего15.

     В этом смысле существенно заметить, что исследуемое нами визуальная диагностика эмоциональных состоянии по экспрессии лица сложный процесс, включающий как когнитивные, так и аффективные компоненты.

     Хотя  принято рассматривать целостный  сенсорно-перцептивный процесс, в целях  детального изучения некоторые авторы выделяли отдельные его ступени и рассматривали восприятие как многоступенчатое отображение внешнего воздействия, состоящего из некоторой последовательности перцептивных действий, которые представляют собой активные процессы поиска и переработки информации.

     Так в работах Зинченко Т.П. восприятие рассматривалось как действие по созданию образа (эталона), а узнавание - как действие сличения наличного стимула с уже созданными и записанными в памяти эталонами, отнесение стимула к определенной категории16.

Глава II.docx

— 154.43 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.docx

— 18.87 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы пока.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

список лт ры.docx

— 19.93 Кб (Открыть, Скачать)

Титул.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы