Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновать эффективность обучающей видеопрограммы в формировании умения визуально диагностировать эмоциональные состояний военнослужащих по экспрессии лица.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа проблемы проявления эмоциональных состояний в экспрессии лица и описания ее критериев разработать обучающую видеопрограмму.
На основе экспериментального исследования обосновать возможность использования видеопрограммы обучающей эффективной диагностике эмоциональных состояний военнослужащих и сформулировать практические рекомендации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы исследования визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих по лицевой экспрессии
1.1. Процесс визуальной диагностике эмоциональных состояний по экспрессии лица………………………………………………. 7
1. 2. Лицевая экспрессия как средство выражения эмоции и способы ее диагностики…………………………………………. 19
1. 3. Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний использованием обучающей видеопрограммы…………………………………………………. 27

Глава II Экспериментальное исследование использования обучающей видеопрограммы для повышения эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих
2. 1. Замысел и методика экспериментального исследования……………………………………………………... 36
2. 2. Описание результатов экспериментального исследования…… 41

Заключение……………………………………………………………………… 48
Список литературы…………………………………………………………….. 53
Приложения……………………………………………………………………... 56

Работа содержит 7 файлов

Введение.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава I.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     Генетическая  обусловленность реакций лицевых  мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Г. Остер и П. Экман31 отмечают, что все мускулы лица, необходимые для экспрессии различных эмоций, формируются в период 15— 18-й недели эмбриогенеза, а изменения «экспрессии лица» имеют место начиная с 20-й недели эмбрионального развития.  К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указывает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает. Что в свою очередь подтверждает предположение Анохина П. К. о роли социального подражания как одно из условий развития мимики.

     Для визуальной диагностики и описания проявлений лицевой экспрессии используют два основных метода: идентификацию одной из основных эмоций по выражению лица человека и регистрацию электрической активности мышц лица, по паттерну которых судят о той или другой эмоции.

     Техника идентификации эмоций по выражению  лица (Facial Affect Scoring Technique — FAST32) разработана в 70-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и его коллегами. FAST состоит из трех наборов фотографий (по одному на каждую из областей лица: брови — лоб, глаза — веки, нижняя часть лица) для каждой из 7 эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости, презрения—в статической форме и описаний вариантов ориентации головы и направления взгляда. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном — набором фотографий FAST (соответствующей областью). При этом не требуется никакой словесной оценки, что снижает степень пристрастности «эксперта» при интерпретации экспрессии на лице. Результат сравнения с образцом можно превратить в показатель типа испытываемой эмоции. В нашем исследований был применен именно FAST. Основным преимуществом этого метода является его простота и легкость обучения в значительно короткое время, а так же доступность и легко усваеваемость описываемых эмоциональных состоянии проявляющихся в экспрессии лица. Она направлена на аудиторию не углубленно занимающиеся вопросами психологии эмоции и лжи. И не имеет никаких кодовых обозначении в описании экспрессии лица как в FACS (описано ниже). Например, для визуально диагностики эмоциональных состоянии по  экспрессии лица используя метод FAST можно сказать «подняты брови, с образованием поперечных морщин на лбу» то в FACS над описать их «AU_1_2_4», т.е. обучающемуся надо не только знать как проявляется на лице та или иная эмоция, ной и ее код.

     Второй  метод оценки эмоций разработан П. Экманом  совместно с У. Фризеном33. Он получил название «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Coding System — FACS). Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе FACS выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, например вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описана не только в статических, но и в динамических показателях. В системе также зафиксировано время начала и конца активности каждой мышцы. Схема стандартного отведения электрической активности основных мышц лица показана на рис. 2 (см. приложение 1). Этот метод предназначен для специалистов углубленно занимающиеся вопросами психологии эмоции и лжи, их проявлением и особенностями их визуальной диагностики.

     FACS имеет ряд уникальных характеристик.  Первая заключается в том, что  она основана на детальном знании функциональной анатомии лица. Основными единицами измерения при предъявлении FACS являются дискретные, едва различимые, видимые изменения тонуса лицевых мышц.

     Второе  отличие FACS от других методов заключается  в том, что единицы действия мышц лица (AUs — Action Units) описываются и в динамических и статических показателях мускульной активности. Изучающий методику кодирования должен учесть все возможные особенности изменения тонуса мышц в зависимости от структуры кожного покрова, постоянных морщин, складок, жировых прослоек и т. п. Кроме того, эксперт должен выучить все возможные сопутствующие изменения тонуса других мышц при активности оцениваемых.

     Наконец, FACS использует полностью нейтральный  цифровой код которых мы чуть коснулись выше для обозначения единиц действия (AUs), а не такие наводящие на отвлекающие ассоциации описательные термины, как, скажем, «сердитые брови», «печальные глаза» и т. п. Например, единица действия № 1 (AU-1) означает поднятие вверх внутренней части бровей и обеспечивается следующими мускульными средствами: Frontalis, Pars Medialis; a AU-4 есть опускание бровей и возможно при активации Depressor Glabellae, Depressor Supersilly, Corrugator.

     И в заключений используя систему кодирования активности лицевых мышц FACS, опишем основные проявления семи универсальных эмоции34 (более полное описание экспрессивных признаков лица при переживании человеком различных эмоциональных состоянии дано в приложении 3):

     Признаками  удивления являются:

     Брови подняты и изогнуты; кожа под бровями натянута; поперек лба идут горизонтальные морщины; веки открыты; верхние веки подняты, нижние опущены; белок глаз — склеру — можно видеть над радужной оболочкой, а нередко и под ней; нижняя челюсть опускается, так что губы и зубы размыкаются, а рот находится в ненапряженном состоянии.

     Признаками  страха являются:

     Брови приподняты и слегка сведены; морщины  наблюдаются только в центральной  части лба, а не по всей его ширин; верхние веки приподнимаются, обнажая  склеру, а нижние веки напряжены  и подтянуты вверх; рот открыт, а губы либо слегка напряжены и оттянуты назад либо растянуты и оттянуты назад.

     Признаками  отвращения являются:

     Верхняя губа приподнята; нижняя губа также  приподнята и придвинута к верхней  губе или же опущена и слегка выдвинута  вперед; нос сморщен; щеки приподняты; проявляются морщинки на коже под нижними веками, а веки приподняты, но не напряжены; брови опущены, в результате чего происходит опускание век.

     Признаками  презрения являются:

     Асимметричный презрительный рот со слегка сжатыми губами и приподнятым левым краем рта; приподнятая с одного края верхняя губа позволяет увидеть зубы; плотно сжатые, слегка приподнятые уголки рта; плотно сомкнутые губы.

     Признаками  гнева являются:

     Брови опущены и сведены; между бровями  появляются вертикальные морщины; нижние веки напряжены, они могут быть или не быть приподняты; верхние веки напряжены, они могут быть или не быть опущены в результате опускания бровей; глаза глядят пристально и могут быть слегка выкачены наружу; губы могут находиться в двух основных состояниях: плотно сжаты, уголки губ прямые или опущены вниз; либо губы могут быть раздвинуты (образуя прямоугольный рот) и напряжены — как при крике.

     Признаками  радости являются:

     Уголки  рта оттянуты назад и вверх; рот  может быть приоткрыт или закрыт; в первом случае будут видны зубы, во втором — нет; морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областям, находящимся у краев рта; щеки приподняты; нижние веки могут быть подняты, но не напряжены; под ними появляются морщинки; морщинки в виде « гусиных лапок » идут от внешних уголков глаз к вискам.

     Признаками  грусти являются:

     Внутренние  уголки бровей приподняты; участки  кожи под бровями имеют форму  треугольника, опирающегося на свое основание; внутренние уголки верхних бровей приподняты; впущенные уголки рта или дрожащие губы.

     Обобщая все вышесказанное можно сделать  вывод, что экспрессия лица — наиболее важный источник информации, сигнализирующий о переживаемых эмоциях человека, роль которого возрастает в процессе фило- онтогенетического развития и формируется она путем социального подражания. Наиболее эффективным для диагностики эмоциональных состоянии является использование визуального канала так как  45% информации об эмоциях предаются через визуальный канал т.е. через экспрессию лица.  Основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление, печаль, отвращение, презрение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями, так как лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается врожденными нейронными программами.

     Для диагностики и описания лицевой  экспрессии используют два основных метода: Техника идентификации эмоций по выражению лица (Facial Affect Scoring Technique — FAST) разработана в 70-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и его коллегами  которая нами была использована для описания экспрессии лица, выражающие различные эмоциональные состояния. Второй метод так же разработан П. Экманом совместно с У. Фризеном.  

     1.3. Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний использованием обучающей видеопрограммы  

     Эффективность деятельности (от лат effectivus — дающий определенный результат, действенный) — отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максималь­но достижимому или заранее запланированному результату. Эффективность деятельности может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. В нашем случае эта количество правильно визуально диагностированных рисунков, на которых изображены лица, выражающие определенное эмоциональное состояние. В свою очередь повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих достигается путем формирования у курсантов-психологов умения визуально диагностировать эмоциональные состояния. Умение визуально диагностировать приобретается в процессе обучения  курсантов специальной видеопрограммой обучающей визуально диагностировать эмоциональные состояния военнослужащих.

     В соответствии с целью нашего исследования мы поставили перед собой задачу разработать обучающую видеопрограмму использование, которого позволить повысить эффективность визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих   и осуществили несколько шагов:

    • Подбор видеофрагментов мужских и женских лиц с разными эмоциональными состояниями,
    • Проведение анализа адекватности подобранного стимульного материала в соответствии с FACS.
    • Построение и подача материала в такой форме, которая обеспечивала наиболее эффективное ее усвоение.

     Целью обучения визуально диагностировать эмоциональные состояния военнослужащих  является формирование умения визуально диагностировать эмоциональные состояния.

     Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком либо знании и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего до уровня навыка35. Можно сказать, что умение визуально диагностировать эмоциональные состояния военнослужащих это этап на пути к навыку визуально диагностировать эмоциональные состояния, которая основана на знаний экспрессивных признаков лица при переживании человеком различных эмоциональных состоянии. Но для того чтобы курсанты-психологи овладели умением визуально диагностировать эмоциональнее состояния, требуется, построение и подача материала в такой форме, которая обеспечивала наиболее эффективное ее усвоение. Исходя из этого, для наиболее удобного построения обучающей видеопрограммы нами была использована, частично концепции программного обучения и ассоциативно рефлекторная теория обучения36, в котором хорошо освящены психологическим механизмам усвоения.

     Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога37 (или заменяющей его обучающей машины).

     Идея  программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.

Глава II.docx

— 154.43 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.docx

— 18.87 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы пока.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

список лт ры.docx

— 19.93 Кб (Открыть, Скачать)

Титул.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы