Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновать эффективность обучающей видеопрограммы в формировании умения визуально диагностировать эмоциональные состояний военнослужащих по экспрессии лица.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа проблемы проявления эмоциональных состояний в экспрессии лица и описания ее критериев разработать обучающую видеопрограмму.
На основе экспериментального исследования обосновать возможность использования видеопрограммы обучающей эффективной диагностике эмоциональных состояний военнослужащих и сформулировать практические рекомендации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы исследования визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих по лицевой экспрессии
1.1. Процесс визуальной диагностике эмоциональных состояний по экспрессии лица………………………………………………. 7
1. 2. Лицевая экспрессия как средство выражения эмоции и способы ее диагностики…………………………………………. 19
1. 3. Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний использованием обучающей видеопрограммы…………………………………………………. 27

Глава II Экспериментальное исследование использования обучающей видеопрограммы для повышения эффективности визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих
2. 1. Замысел и методика экспериментального исследования……………………………………………………... 36
2. 2. Описание результатов экспериментального исследования…… 41

Заключение……………………………………………………………………… 48
Список литературы…………………………………………………………….. 53
Приложения……………………………………………………………………... 56

Работа содержит 7 файлов

Введение.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

   Введение

     Решение практически любой профессиональной задачи военным психологом в различных формах предполагает процедуру психологической диагностики. Не случайно профессиональная компетентность психолога, выступающая одним из критериев оценки психологической работы, включает в качестве одной из своих важных составляющих - знания о практических способах изучения объекта деятельности1. Специфика психологической работы в Вооруженных силах, ее сложность, интенсивность, разнообразие условий и ситуаций предполагает, что знание и владение только набором стандартизированных психодиагностических методик является необходимым, но недостаточным условием профессиональной подготовки военного психолога.

   В деятельности военного психолога часто  возникает необходимость быстрого и точного диагностирования эмоциональных состояний военнослужащих. Например, перед заступлением в караул, на боевое дежурство, перед полетами, перед боем и в ходе боя, в процессе индивидуального консультирования и т.п. и при этом иногда надо это делать, не отрывая военнослужащих от их деятельности. Причем в некоторых случаях использование стандартизированных методик является малоэффективным, а иногда и просто невозможным.

   Психологические исследования доказали, что больше половины информации об эмоциональном состоянии  партнера человек получает по визуальному каналу путем интерпретации невербальных средств коммуникации2, и наиболее информативным из них является экспрессия лица3. Таким образом, военный психолог в особых условиях может быстро и точно визуально диагностировать эмоциональные состояния военнослужащих по экспрессии лица, не прибегая к стандартизированным методикам которые в данный момент мало информативны и требуют значительного времени для их проведения и обработки. Визуальная диагностика так же применяется при выявлении и оценке психического расстройства в боевой обстановке, что в свою очередь  показывает ее информативность, быстроту использования и высокую эффективность4.

   К сожалению, практика показывает, что часто сами психологи не обладают знаниями визуальной диагностики эмоциональных состояний  и их интерпретацией5.

   Проблему  визуальной диагностики эмоциональных  состоянии изучали Гранская Ю.В., Свеницкая Ю.А., Михайлова B.C., Никитаева Е.С., Давыдов Д.В., Лабунская В. А., Листик Е. М., Латушкина, Е. В., Иванская Л. Н., Искра Н. Н., и др. В то же время проведенный анализ научной литературы позволяет констатировать, что определенных тренингов, методик, программ обучающих психологов эффективно диагностировать эмоциональные состояния по экспрессии лица в отечественной психологической науке не существует.

   Поэтому возникает необходимость поиска способов и средств решения данной проблемы. Одним из таких способов может быть специальная обучающая   видеопрограмма.

   Использование именно видеопрограммы обусловлено тем, что выражение (экспрессия) лица по которому диагностируются эмоциональные состояния, есть не столько статичное (как на фотографии), сколько динамическое явление, и другими способами, кроме как с помощью видеотехнологии, их демонстрировать не возможно.

   Таким образом, актуальность нашего исследования вызвано с одной стороны необходимостью быстрого и точной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих, а с другой, отсутствием необходимых обучающих средств позволяющих формировать у психологов умения визуально диагностировать эмоциональные состояния военнослужащих по экспрессии лица.

   Актуальность  проблемы обусловили выбор объекта, предмета и целей нашего исследования.

   Объект  исследования – визуальная диагностика эмоциональных состояний.

   Предмет исследования – повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы.

   Цель  исследования – на основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновать эффективность обучающей видеопрограммы в формировании умения визуально диагностировать эмоциональные состояний военнослужащих по экспрессии лица.

   Задачи исследования:

    1. На основе теоретического анализа проблемы проявления  эмоциональных состояний в экспрессии лица и описания ее критериев разработать обучающую видеопрограмму.
    2. На основе экспериментального исследования обосновать возможность использования видеопрограммы обучающей эффективной диагностике эмоциональных состояний военнослужащих и сформулировать практические рекомендации.

   Гипотеза  исследования – использование обучающей видеопрограммы повышает эффективность визуальной диагностики эмоциональных состояний военнослужащих.

   Методы исследования. Для построения программы в форме удобной для восприятия курсантами-психологами и качественного ее построения мы опирались на ассоциативную теорию обучения и теорию программного обучения. Основным методом исследования является формирующий эксперимент, а так же методики JACFEE (Japanese and Caucasian facial expressions of emotion) и программа обучающая распознавать выражения лица SETT (Subtle Expression Training Tool – Учебный Инструмент Тонкой Экспрессии).

   Практическая  значимость исследования состоит в том, что создание обучающей видеопрограммы позволит существенно повысить эффективность профессиональной подготовки будущих военных психологов в области визуальной диагностики эмоциональных состояний.

    

Глава I.doc

— 181.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава II.docx

— 154.43 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.docx

— 18.87 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы пока.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

список лт ры.docx

— 19.93 Кб (Открыть, Скачать)

Титул.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Повышение эффективности визуальной диагностики эмоциональных состоянии военнослужащих с использованием обучающей видеопрограммы