Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного  и младшего школьного возраста. К  мышлению в настоящих понятиях ребенок  приходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим  основам разных наук. Факты, полученные Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым, в  этом плане вполне согласуются с  теми данными, которые в своих  работах по развитию детского интеллекта приводит Ж. Пиаже. С подростковым возрастом  у него тоже связан переход детей  к стадии формальных операций, которая, по-видимому, предполагает умение оперировать  настоящими понятиями.

В заключение рассмотрим информационную теорию интеллектуально-когнитивного развития, связанную с информационно-кибернетической  теорией мышления. Ее авторы, Клар и  Уоллес, предположили, что ребенок  с рождения обладает тремя качественно  различными, иерархически организованными  типами продуктивных интеллектуальных систем: 1. Система обработки воспринимаемой информации и направления внимания с одного ее вида на другой. 2. Система, ответственная за постановку целей  и управление целенаправленной деятельностью. 3. Система, отвечающая за изменение  существующих систем первого и второго  типов и создание новых подобных систем.

Клар и Уоллес выдвинули  ряд гипотез, касающихся действия систем третьего типа:

1.  В то время когда  организм практически не занят  обработкой извне поступающей  информации (когда, например, он спит), система третьего типа перерабатывает  результаты ранее поступившей  информации, предшествующей умственной  активности.

2.  Цель этой переработки  — определить следствия предыдущей  активности, которые являются устойчивыми.  Так, например, имеются системы,  которые управляют записью предыду-

303

щих событий, разделением  этой записи на потенциально устойчивые, согласующиеся друг с другом части  и определением этой согласованности  от элемента к элементу.

3.  Как только подобная  согласованная последовательность  замечена, в действие вступает  другая система — та, которая  порождает новую.

4.  Формируется система  более высокого уровня, включающая  в себя предыдущие в качестве  элементов или частей.

И так далее. Так можно  представить себе, к примеру, формирование логических структур.

До сих пор мы рассматривали  естественные пути индивидуального  развития мышления. Данные, полученные за последние годы на стыке общей  и социальной психологии, показывают, что формирование мышления можно  стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности улучшению их восприятия и памяти. Аналогичные поиски в  области психологии мышления привели  ученых к выводу о том, что в  некоторых случаях, за исключением  только, пожалуй, сложной индивидуальной творческой работы, групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта. Было установлено, например, что коллективная работа помогает генерированию и критическому отбору творческих идей.

Одна из методик организации  и стимулирования групповой творческой интеллектуальной деятельности получила название «брейнсторминг» (буквально  «мозговой штурм»). Его проведение основано на следующих принципах:

1. Для решения некоторого  класса интеллектуальных задач,  для которых трудно отыскать  оптимальное решение, работая  над ними индивидуально, создается  специальная группа людей, между  которыми особым образом организуется  взаимодействие, рассчитанное на  получение «группового эффекта»  — весомой прибавки в качестве  и скорости принятия нужного  решения по сравнению с индивидуальным  его поиском.

2.  В подобную рабочую  группу включаются люди, которые  отличаются друг от друга по  психологическим качествам, в  совокупности необходимым для  нахождения оптимального решения  (один, например, больше склонен высказывать  идеи, а другой — их критиковать;  один обладает быстрой реакцией, но не в состоянии тщательно  взвесить ее последствия, другой, напротив, реагирует медленно, но  зато тщательно продумывает каждый  свой шаг; один стремится к  риску, другой склонен к осторожности  и т.д.).

3.  В созданной группе  за счет введения специальных  норм и правил взаимодействия  создается такая атмосфера, которая  стимулирует совместную творческую  работу. Поощряется высказывание  любой идеи, какой бы странной  на первый взгляд она ни  казалась. Допускается только критика  идей, а не высказавших их людей.  Все активно помогают друг  другу в работе, особенно высоко  оценивается оказание творческой  помощи партнеру по группе.

В условиях так организованной групповой творческой работы человек  средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в  два раза больше интересных идей, чем  в том случае, когда он думает над решением задачи один.

4. Индивидуальная и групповая  работа чередуются друг с другом. На одних этапах поиска решения  задачи все думают вместе, на  других — каждый размышляет  в отдельности, на следующем  этапе все снова работают вместе  и т.д.

Описанная техника стимулирования индивидуального мышления была создана  и использовалась до сих пор в  основном при работе со взрослыми. Однако нам думается, что она была бы весьма полезной и для развития мышления у детей, а главное — для  сплочения детского коллектива и  формирования у детей разного  возраста необходимых в современной  жизни умений и навыков межличностного общения и взаимодействия.

 

Глава 12. РЕЧЬ

Краткое содержание

Речь и ее функции. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Значение и смысл. Слово как понятие. Сокращение и развернутая речь, их психологические особенности. Теории усвоения языка и развития речи. Теория научения в речевом развитии. Нативистская и когнитивная теории. Освоение речи как развитие значений и смыслов. Психолингвистическая модель порождения и функционирования речи.

Речь как средство общения. Информационный обмен — первоначальная функция речи. Коммуникации у человека и обезьян. Экспрессивно-выразительная и контекстная функции речи животных. Отличие человеческой речи от средств общения у обезьян. Означенность единиц человеческой речи, ее понятийный строй. Проблема врожденности и приобретенное™ человеческой речевой способности. Опыт обучения животных человеческой речи.

Речь как инструмент мышления. Связь мысли со словом. Участие голосового аппарата человека в решении интеллектуальных задач. Экспериментальные доказательства существования внутренней речи и ее участия в процессах мышления.

Соотношение мышления и речи. Значение слова как единицы мышления и речи. Особенности начального периода развития мышления и речи у ребенка,

Представление о внутренней речи, ее структура и значение. Эгоцентрическая  речь ребенка как промежуточная  форма между внутренней и внешней  речью. Дискуссия Л.С.Выготского и  Ж.Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической  речи. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком.

РЕЧЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ

Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без  письменной речи человек был бы лишен  возможности узнать, как жили, что  думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого  через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через  речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают  их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством  общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции  собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в  следующем. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка  невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться  относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его  психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между  языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет  в себе определенный смысл, характеризующий  личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних  и тех же слов для разных людей  различны, хотя языковые значения могут  быть одинаковыми.

Важнейшая роль слова состоит  в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого  сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир  данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым  содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

Со значением слов непосредственно  связано представление о них  как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?

Информация о работе Понятия об ощущениях