Подвижные игры как метод коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современное состояние проблемы тревожности.
2) выявить уровень тревожности детей 5-6 лет.
3) проанализировать уровень тревожности детей 5-6 лет.
4) апробировать систему работы по снижению тревожности у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы проявления тревожности у детей
1.1. Анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..7
1.2. Особенности и причины тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...23
1.3. Роль подвижных игр в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………32
Глава II. Система работы снижению тревожности детей 5-6 лет по средствам подвижных игр.
2.1. Выявление уровня тревожности у детей 5-6 лет………………37
2.2. Система работы по снижению тревожности у детей посредством подвижных игр……………………………………………………………….40
2.3. Динамика снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх…………………………………………….42
Заключение ………………………………………………………………45
Литература……………………………………………………………....47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2010 3 КУРС печатать.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Цель  формирующего этапа – снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Для достижения поставленной цели мы поставили  следующие задачи:

  1. подобрать подвижные игры, способствующие снижению уровня тревожности
  2. разработать систему работы по снижению тревожности у детей.

При организации и проведении формирующего этапа эксперимента мы опирались на принципы: доступности (доступность материала), учета индивидуальных и возрастных особенностей (учет интересов детей, уровня развития), систематичности последовательности (последовательности усложнения подвижных игр и их взаимосвязь друг с другом).

Нами  были использованы такие методы и  приемы как беседа, наводящие вопросы, поощрения, оценка, контроль, показ, объяснение.

Для реализации поставленной цели мы разработали  следующую систему работы, состоящую из 2 блоков.

                                                                   

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

                                                                             Таблица 1  

Тематический  план

Блок

Цели

Название  игры

 

 

I

- развитие умения правильно воспринимать команды и выполнять их.

- развитие быстрого реагирования.  

- тренировка выносливости при сохранении некоторое время принятой позы.

«Давайте поздороваемся»

«Заморожу»

«День и ночь»

 

 

 

 

II

- обучение детей – водящих синхронно и вместе с тем мобильно действовать в группе: по двое, по трое и т.д. с учетом правил игры.

- обучение детей быстрому двигательному реагированию на текст и команды ведущего.

- развлечение в сочетании с  воспитанием умения внимательно вслушиваться в слова команды водящего и выполнять нужные действия.

«Невод  и рыбки»

«Повторяй движения и слова»

«Летает – не летает»

«Хвост дракона»


 

Игры  проводились с детьми во время  прогулки, так и в утренние и  вечерние часы (игры в приложении 4).  До начала игры детям объяснялись правил игры, разучивались движения и речитатив.

В ходе проведения игр мы отмечали и качественную сторону выполнения детьми заданий, правил.

Например, в игре «Давайте поздороваемся» дети активно участвовали в игре, были внимательны при выполнении заданий. Они правильно выполняли правила игры. Многие хотели быть водящим, давать команды участникам, то есть хлопать. 

Игра  «Повторяй движения и слова» оказалась одновременно и веселой, и трудной для детей. Некоторые дети  быстро реагировали на текст и команды ведущего и выполняли в соответствии с текстом движения.  Остальные же дети были медлительными  и спокойными,  не проявляли особого интереса. Мы старались заинтересовать детей, поощрять их. В конце оценивали только положительные стороны.

    Детям очень понравилась игра  «Хвост дракона». Дети активно участвовали в игре. Некоторые дети (Кристина К., Илья Н.)  были вялыми, не всегда правильно выполняли движения, но мы в процессе выполнения задания, отмечали только хорошие стороны.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента была проведена система работы по снижению тревожности с помощью подвижных игр. Дети сразу же активно влились в игры, были заинтересованы, эмоциональны. На последующих этапах возросла инициатива самих детей, что способствовало переносу подвижных игр в самостоятельную деятельность.

 

 

2.3 Динамика снижения тревожности  у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

 

На контрольном этапе исследования была поставлена цель -  проследить динамику влияния подвижных игр на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

В течение 3 месяцев с детьми проводились подвижные игры, после чего для реализации цели мы провели диагностику с детьми той же группы с использованием методики, что и на констатирующем этапе (индивидуальные данные в приложении 3).

 В результате исследования у 30 % детей был выявлен высокий, у 55% - средний, у 15% -  низкий уровень тревожности (рис.2).

 

        Высокий Средний Низкий

Рис.2 Распределение испытуемых на формирующем   этапе по уровням тревожности по итогам методики «Выбери нужное лицо»  

 

По результатам исследования наблюдается снижение показателя высокого уровня тревожности с 45 до 30%, и напротив, повышение – со среднего и низкого уровня с 50 до 55, и с 5 до 15% соответственно.

     Сравнительные данные двух этапов эксперимента представлены на рис.3.

 

   

       Высокий   Средний   Низкий

Рис.3 Сравнительные данные контрольного и констатирующего эксперимента по методике «Выбери нужное лицо»

Сопоставив  результаты на констатирующем и контрольном этапах при выполнении заданий детьми, динамика результатов такова: по итогам  1 и 2 исследований наблюдается снижение уровня тревожности у всех испытуемых, что свидетельствует о целесообразности проведения подвижных игр.

Кроме того, взяв во внимание тот факт, что  подвижные игры действительно являются эффективным средством снижения тревожности у при соблюдении ряда педагогических условий (доказана правомерность утверждения о том, что наша гипотеза подтвердилась), они благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, раскрытие ребенком своего творческого потенциала двигательной деятельности и многие другие составляющие личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как  они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.

Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Многогранное  воздействие подвижных игр на детей было известно уже в глубокой древности. Они использовались воспитательными институтами разных народов для развития физической, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной сферы детей.

В ходе работы нами были решены все поставленные цели.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста показал, несмотря на теоретическую разработанность проблемы, недостаток  методических рекомендаций по организации работы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста в двигательных заданиях. 

Нами был  проведен педагогический эксперимент, который состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

На констатирующем этапе с детьми была проведена  диагностика «Выбери нужное лицо» (Р.Темпл и М. Дорки, И.В. Амен). На разных этапах эксперимента наблюдалась положительная динамика. Мы считаем это показателями значимости проведенной с детьми работы по снижению тревожности у детей 5-6 лет.

Анализ полученных результатов показал целесообразность использования подвижных игр для коррекции отклонений в  эмоциональной сфере личности ребенка. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследований об успешном снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.    Аракелов Н. Е, Лысенко Е. Е Психофизический метод оценки тревожности. // Психологический журнал.- 1997.-№2.

  1. Астапов В. Н Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал.- 1992. Т. 13 №5.- С.111-117.   
  2. Выготский Л.С Вопросы детской психологии.- СПб, Союз, 1997
  3. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Школьный психолог,2004,№8,с 9.
  4. Гольцман Е. Век тревоги // Наука и жизнь.2001,№2  
  5. Е. Волкова,  Н. Мишина  О специфике взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание.- 2005.- №10. - С. 39-45.  
  6. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов:- 6-ое изд. – М: Академический Проект. Фонд «Мир». - 2005.
  7. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.
  8. Изард К. Е Эмоции человека. – М: МГУ, 1980.- С.313-339. 
  9. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологическое исследование, Тбилиси, 1966г.
  10. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. – 2006.- С11. 
  11. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.
  12. Левитов Н. Д Психологическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии,1969г., №1. – С.131-138.
  13. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование.1998, № 2. 
  14. Мэй  Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности. – Нью-Йорк.-1979.
  15. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Книга 1 общие основы психологии 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С.68. 
  16. Овчарова Р. В Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ “Сфера”, 1996.- 240 с.
  17. Пасечкин Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание.- 2007.-№9.
  18. Подвижные игры для дошкольников / Авт.-сост. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. – 152 с.
  19. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр.. Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997г.
  20. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//  Психологическая наука и образование.- 1998.-№2. 
  21. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан: 2-е изд. – Спб.: Питер, 2007. – 192с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
  22. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание.- 1996.-№4. 
  23. Степанов С. С. Попытка словаря трудностей. // Семья и школа.-1994 .- №1.    
  24. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. ин-тов, - 3-е изд., испр. и доп. – М.; Просвещение, 1985. – 271 с., ил.
  25. Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – Спб.: Питер, 2001. – 256с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

 

 

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

Приложение 1

 

Рис. 1. Игра ребенка с младшими детьми

Ребенок в данной ситуации играет с двумя  малышами 

  Рис. 2 Ребенок и мать с младенцем. 

Ребенок идет рядом  с матерью, которая везет коляску  с младенцем. 
 


                                 
     

Рис.4. Одевание.

 

Ребенок сидит на стуле и одевает ботинки                                                                                                                                                                                                                                                               

Рис. 5. Игра со старшими детьми.

Ребенок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту. 


 

 

Рис. 7. Умывание.

 

Ребенок умывается в ванной комнате. 

Рис. 8. Выговор.

 

Мать, подняв указательный палец,  делает строгий выговор. 
 


 

 

Рис. 10. Агрессивное нападение.

 

Сверстник отбирает игрушку у ребенка.

 

Рис. 11. Собирание игрушек.

 

Мать  и ребенок убирают игрушки.

 

 
 


 

 
     Рис. 13. Ребенок с родителями.

 

Ребенок стоит между матерю и отцом.


                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

   Таблица 1

                                                                                      

Имя ребенка

Картинка № п/п

Индекс тревожности, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Миша Г.

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

+

-

64

Артем З.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

50

Рома С.

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

86

Егор Б.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

36

Данил И.

+

+

-

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

43

Алеша Ч.

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

57

Илья Н.

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

64

Игорь С.

+

-

-

-

-

-

+

+

-

+

-

+

+

+

50

Алиса О.

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

14

Аня В.

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

-

43

Кристина К.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

79

Полина З.

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

-

43

Катя Ш.

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

79

Марина К.

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

+

-

64

Маша П.

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

+

+

+

57

Юля Л.

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

64

Катя М.

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

+

43

Вика З.

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

29

Никита Б.

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

-

+

-

36

Ваня Р.

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

43

Информация о работе Подвижные игры как метод коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста