Подвижные игры как метод коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современное состояние проблемы тревожности.
2) выявить уровень тревожности детей 5-6 лет.
3) проанализировать уровень тревожности детей 5-6 лет.
4) апробировать систему работы по снижению тревожности у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы проявления тревожности у детей
1.1. Анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..7
1.2. Особенности и причины тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...23
1.3. Роль подвижных игр в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………32
Глава II. Система работы снижению тревожности детей 5-6 лет по средствам подвижных игр.
2.1. Выявление уровня тревожности у детей 5-6 лет………………37
2.2. Система работы по снижению тревожности у детей посредством подвижных игр……………………………………………………………….40
2.3. Динамика снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх…………………………………………….42
Заключение ………………………………………………………………45
Литература……………………………………………………………....47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2010 3 КУРС печатать.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

  Когда речь заходит о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различения. Можно выделить, пожалуй, пять наиболее известных и описанных в психологической литературе критериев, позволяющих размежевать эти понятия.

Первый критерий — степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует  человек. Страх при этом рассматривается как реакция на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность считается переживанием неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта и очень часто попросту воображаемой.

Второй критерий — направленность угрозы. Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому существованию человека, целостности его организма, то есть в случае «витальной угрозы», а тревожность — когда, опасность связана с разрушением ценностей человека, его отношений с другими людьми, его потребностей, иначе говоря, когда угроза является личностной. Тут можно вспомнить слова Ф. Перлза (цит. по А.М. Прихожан): «Я склонен считать, что всякая тревога есть боязнь перед публикой. Если это не боязнь перед публикой (т.е. связанная с исполнением), тогда рассматриваемое явление есть страх. Или тревога является попыткой преодолеть страх «ничто», часто представляемое в форме «ничто = смерть».

Третий критерий — способ реагирования человека. От страха человек ведет себя либо стенически, либо астенически. В первом случае он проявляет невероятную активность, например, убегает со скоростью, которой позавидовал бы спринтер-чемпион, или одним махом перепрыгивает через высоченный забор (здесь уже возникает предмет зависти для спортсменов другого профиля), или вступает в схватку с предметом страха, демонстрируя неожиданную силу (храбрец позавидует). Во втором случае человек просто цепенеет, теряя вообще способность к активности (как кролик перед удавом). Тревожность обычно порождает другой способ реагирования — недифференцированную поисковую активность.

Четвертый критерий — сложность организации переживания. Страх, будучи базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как некая «надстройка», формирующаяся на основе страха в комбинации с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию.

Пятый критерий — интенсивность переживания. Так, иногда полагают, что можно выстроить следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют разные оттенки страха. Однако большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение[2].

 Исследователи (А.М. Прихожан, Ч.Д Спилбегр, Л.И. Божович), разрабатывающие проблему тревожности, выделяли следующие её виды.

А.М. Прихожан  выделяет два вида тревожности.

1. Открытая  тревожность - сознательно переживаемая  и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги.

Данный  вид тревожности включает в себя следующие формы:

острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляемая  внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может;

2) регулируемая  и компенсируемая тревожность,  при которой дети самостоятельно  вырабатывают достаточно эффективные  способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью.

3) культивируемая  тревожность - тревожность осознается  и переживается как ценное для личности качество, позволяющая добиться немалого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.

Анализируя вышеизложенные формы  открытой тревожности можно сказать, что важной характеристикой первых двух форм (острая нерегулируемая или слаборегулируемая и регулируемая) является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться. А культивируемая форма не вызывает негативных переживаний, так как осознается и переживается как ценное для личности качество.

2. Скрытая  тревожность - неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Внутри скрытой тревожности также выделяется ряд форм:

1) «неадекватное  спокойствие». В этих случаях  индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности.

2) «уход  из ситуации» - встречается достаточно  редко.

Ч.Д Спилберг выделяет  другие виды тревожности: ситуативную и личностную.

 Ситуативная тревожность – это состояние, которое порождается некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

         Другой вид – так называемая  личностная тревожность. Она может  рассматриваться как личностная  черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма[22].

Рядом исследователей (Ф.Б. Березина, В.М. Астапова, Ю.М. Забродина) выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, школьная и др. - ее принято обозначать как специфическую, частную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей тревожности[2].

Л.И. Божович выделяет адекватную и неадекватную тревожность. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступала ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она рассматривалась как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.

А.М. Прихожан отмечает, что тревожность  проявляется на следующих уровнях: 

  1. На психологическом уровне тревожность  ощущается как:

  • напряжение;
  • озабоченность
  • беспокойство;
  • нервозность;
  • чувство неопределенности, бессилия, незащищенности, грозящей неудачи;
  • одиночество;
  • невозможность принять решение.

 

2. На  физиологическом уровне реакция  тревожности проявляется в:

  • усилении сердцебиения;
  • учащении дыхания;
  • увеличении минутного объема циркуляции крови;
  • повышении артериального давления;
  • возрастании общей возбудимости[1];

           

Ф.Б. Березин  указывал, что состояние  тревоги (тревожности) - это эмоциональное  состояние, ряд эмоциональных состояний, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил шесть уровней состояния тревоги.

Первый  уровень - наименьшая интенсивность  тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

На  втором уровне ощущение внутренней напряженности  сменяют гиперостезические реакции  или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску.

Третий  уровень - собственно тревога. Проявляется  в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.

Четвертый уровень - страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.

Пятый уровень - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которая возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.

Наиболее  важный уровень - тревожно-боязливое  возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума[26].

Таким образом, анализ материала по проблеме исследования показал, что позиции авторов, изучавших тревожность,  относительно сущности данного явления различны. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека. На настоящий момент разработаны многочисленные теории  тревожности, даны ее определения, выделены основные виды. Вместе с тем ощущается недостаток информации разграничения понятий «тревожность и тревога», «тревожность и страх».

 

1.2. Особенности и причины тревожности у детей

дошкольного возраста

В категорию  тревожных детей входят дети, которые  чувствуют дискомфорт при необходимости  вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключение узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Это дети, которые в отечественной педагогике традиционно называются застенчивыми, а в психологической  медицинской практике относят к тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом[6].

Несмотря  на большое количество работ по проблеме тревожности, исследованию детской тревожности уделяется недостаточно внимания. В последнее время, как отмечает Л. В. Макшанцева, работы отражают специфику развития тревожности дошкольников при возможности оценки ее уровня детей, начиная с трехлетнего возраста[14].

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

В своей  статье Е. Савина и Н. Шанина пишут, что  главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагополучное отношение ребенка с родителями, особенно с матерью.

Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка  с матерью, когда мать ощущает  себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей  жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Информация о работе Подвижные игры как метод коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста