Подвижные игры как метод коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современное состояние проблемы тревожности.
2) выявить уровень тревожности детей 5-6 лет.
3) проанализировать уровень тревожности детей 5-6 лет.
4) апробировать систему работы по снижению тревожности у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы проявления тревожности у детей
1.1. Анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..7
1.2. Особенности и причины тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...23
1.3. Роль подвижных игр в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………32
Глава II. Система работы снижению тревожности детей 5-6 лет по средствам подвижных игр.
2.1. Выявление уровня тревожности у детей 5-6 лет………………37
2.2. Система работы по снижению тревожности у детей посредством подвижных игр……………………………………………………………….40
2.3. Динамика снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх…………………………………………….42
Заключение ………………………………………………………………45
Литература……………………………………………………………....47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2010 3 КУРС печатать.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

 

1.3. Роль подвижных игр в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В отечественной  педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследователей пересмотреть статус игры в жизни детей дошкольного возраста (А.М. Фонарев, А.В. Петровский и др.).

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности [11].

О первостепенном значении игры для естественного  развития ребенка свидетельствует  тот факт, что ООН провозгласила  игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это, по-видимому, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослой жизни, точно так же и игра имеет внутреннюю ценность и значение. В отличие от работы, которая направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспосабливания к требованиям непосредственного окружения, игра не зависит от поощрений извне.

3. Фрейд писал:  “Самая любимая и всепоглощающая  деятельность ребенка — это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции”[3].

Л. Френк предположил, что игра для детей — это  способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между  конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Игру детей  можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем-то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что переживает.

В то же время  игра для ребенка — это и  одна из форм “самотерапии”, благодаря  которой могут быть отреагированы  различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.

Многогранное  воздействие подвижных игр на детей было известно уже в глубокой древности. Они использовались воспитательными институтами разных народов для развития физической, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной сферы детей[19].

Выдающийся  русский педагог П. Ф. Лесгафт разработал  оригинальную систему физического воспитания в России. Большое внимание в ней отводиться подвижной игре. Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовиться к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Играя, у ребенка реализуются различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя свое тело изображают, творят окружающее, при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижные игры – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений  об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых  качеств.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.

Основные положения  П.Ф.Лесгафта о подвижных играх были развиты В.В. Гориневским. Он считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Е.А.Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым  средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Преимущество игры среди различных физических упражнений он видел  в эмоциональной насыщенности, придающей ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов (бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств – смелости, дисциплины, находчивости. Подвижные игры, по убеждению Аркина, способствуют укреплению организма путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.  В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления.

Подвижные игры благоприятствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного  возраста. По данным Л.М. Коровиной, дети 5-6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнять ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты литературных произведений, сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития могут создавать подвижные игры на придуманные ими самими сюжеты. 

Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельность. Все многообразие игровых движений характеризуются доступной детям точностью, слаженностью, ловкостью, своеобразной выразительностью. Общее воодушевление детей, общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая игровую деятельность, проявляется в более высоком качестве выполнения движений и вызывает у них чувство удовольствия от самого двигательного процесса. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность[25].

В подвижных  играх воспитатель должен добиваться решения следующих задач:

  • добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;
  • учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;
  • воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками и взрослыми;
  • побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности

Таким образом, в игровой деятельности создаются  благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий ориентировок, также велика роль подвижных игр в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Уровень эмоциональной тревожности старших дошкольников можно корректировать введением в их жизнедеятельность различных коллективных подвижных игр. Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комичных ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Система работы снижению тревожности детей 5-6 лет

посредством подвижных игр.

2.1. Выявление уровня тревожности у детей 5-6 лет

Целью констатирующего эксперимента было изучить тревожность у детей 5-6 лет. 

Для достижения поставленной цели нам были выделены следующие задачи:

1) определить  уровень тревожности у детей  5-6 лет

  2) выявить особенности проявления тревожности у детей 5-6 лет.

Для выявления уровня тревожности у  детей была использована методика «Выбери  нужное лицо» (Р.Темпл, М. Дорки, И.В. Амен).

  Изобразительный материал в этой  методике представлен серией  рисунков на карточках размером 8,5*11см. Каждый представляет некоторую типичную ситуацию; выполнен в двух вариантах для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).

  В процессе тестирования каждый  ребенок  идентифицирует себя  с ребенком того же пола, что  и он сам; при этом лицо ребенка не прорисовано полностью – дан лишь общий контур его головы.

Все рисунки снабжены двумя дополнительными  изображениями головы, по размерам точно соответствующим контуру лица ребенка на рисунке. На одном из них представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом – печальное.

На  рисунках изображены типичные жизненные  ситуации, с которыми сталкиваются дошкольники и которые могут вызвать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку: то, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. 

В процессе психодиагностики рисунки предъявлялись  ребенку в строго определенной последовательности. Показав ребенку рисунок, мы давали инструкцию – разъяснение его  содержания. При этом вопрос задавался  один и тот же: «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?». А пояснения, естественно, разные, соответствующие изображенной на рисунке ситуации (рисунки представлены в приложении 1).

Выбор ребенком соответствующего лица и его  словесные высказывания фиксируются в протоколе.

На  основании этих данных вычисляется  индекс тревожности (ИТ) ребёнка, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально – негативных выборов к общему числу рисунков. По индексу тревожности дети условно делятся на три группы: высокий уровень тревожности – ИТ больше 50%; средний уровень – ИТ от 20 до 50%; низкий уровень – ИТ от 0 до 20%.

С целью корректной постановки эксперимента и адекватной интерпретации, полученных данных исследование было разбито на 2 этапа:

1 этап: Тестирование детей по методике проективного теста тревожности   (Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки). Цель - определение уровня тревожности ребенка.

2 этап: Коррекция тревожности посредством подвижных игр. Цель – снижение уровня тревожности у детей 5-6 лет.

В эксперименте принимало участие 20 детей 5-6 лет. Исследование проводилось по методике Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки, что позволило выявить уровень тревожности у детей на контрольном этапе.

В результате исследования у 45% детей был выявлен высокий, у  50% - средний, у 5% -  низкий уровень тревожности (рис. 1).

      Высокий      Средний   Низкий

       Рис.1 . Распределение испытуемых на констатирующем этапе по уровням тревожности по итогам методики «Выбери нужное лицо»

 

Для детей с высоким уровнем тревожности были характерны следующие особенности: при ответах на вопросы такие дети часто краснели, они теребили на себе одежду, присутствовала неуверенная, тихая речь, при ответах часто используются слова – «паразиты», определенная часть испытуемых нуждалась в повторении вопроса, многие прежде, чем ответить, долго смотрят на картинку, не могут в большинстве случаев прокомментировать свои ответы. 

Дети, показавшие средний уровень тревожности, отличались быстрыми, уверенными ответами на вопросы, богатыми комментариями к своему ответу, их речь громкая, звонкая, часто их ответа выходят за рамки рисунка.   

Ребенок с низким уровнем тревожности давал конкретные ответы,  вел себя адекватно и уверенно, отвечал часто, быстро, не раздумывая.

Итак, на основе полученных данных, мы считаем, целесообразным разработку системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по снижению уровня тревожности посредством подвижных игр.

 

 

 

 

2.2 Система работы по снижению тревожности  у детей посредством подвижных игр.

Анализ  результатов, полученных в констатирующем этапе, позволил утверждать, что с детьми 1 группы необходимо провести коррекционную работу. В связи с этим мы провели формирующий этап нашего исследования, направленный на снижение тревожности посредством подвижных игр.

Информация о работе Подвижные игры как метод коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста