Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа
Были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современное состояние проблемы тревожности.
2) выявить уровень тревожности детей 5-6 лет.
3) проанализировать уровень тревожности детей 5-6 лет.
4) апробировать систему работы по снижению тревожности у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы проявления тревожности у детей
1.1. Анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..7
1.2. Особенности и причины тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...23
1.3. Роль подвижных игр в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………32
Глава II. Система работы снижению тревожности детей 5-6 лет по средствам подвижных игр.
2.1. Выявление уровня тревожности у детей 5-6 лет………………37
2.2. Система работы по снижению тревожности у детей посредством подвижных игр……………………………………………………………….40
2.3. Динамика снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх…………………………………………….42
Заключение ………………………………………………………………45
Литература……………………………………………………………....47
1.3. Роль подвижных игр в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследователей пересмотреть статус игры в жизни детей дошкольного возраста (А.М. Фонарев, А.В. Петровский и др.).
Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности [11].
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это, по-видимому, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослой жизни, точно так же и игра имеет внутреннюю ценность и значение. В отличие от работы, которая направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспосабливания к требованиям непосредственного окружения, игра не зависит от поощрений извне.
3. Фрейд писал:
“Самая любимая и
Л. Френк предположил, что игра для детей — это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.
Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем-то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что переживает.
В то же время
игра для ребенка — это и
одна из форм “самотерапии”, благодаря
которой могут быть отреагированы
различные конфликты и проблемы
Многогранное воздействие подвижных игр на детей было известно уже в глубокой древности. Они использовались воспитательными институтами разных народов для развития физической, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной сферы детей[19].
Выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое внимание в ней отводиться подвижной игре. Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовиться к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Играя, у ребенка реализуются различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя свое тело изображают, творят окружающее, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижные игры – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.
Основные положения П.Ф.Лесгафта о подвижных играх были развиты В.В. Гориневским. Он считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Е.А.Аркин считал
подвижную игру мощным и незаменимым
средством развития ребенка, основным
рычагом дошкольного
Подвижные игры благоприятствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста. По данным Л.М. Коровиной, дети 5-6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнять ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты литературных произведений, сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития могут создавать подвижные игры на придуманные ими самими сюжеты.
Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельность. Все многообразие игровых движений характеризуются доступной детям точностью, слаженностью, ловкостью, своеобразной выразительностью. Общее воодушевление детей, общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая игровую деятельность, проявляется в более высоком качестве выполнения движений и вызывает у них чувство удовольствия от самого двигательного процесса. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность[25].
В подвижных играх воспитатель должен добиваться решения следующих задач:
Таким образом, в игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий ориентировок, также велика роль подвижных игр в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Уровень эмоциональной тревожности старших дошкольников можно корректировать введением в их жизнедеятельность различных коллективных подвижных игр. Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комичных ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.
Глава II. Система работы снижению тревожности детей 5-6 лет
посредством подвижных игр.
2.1. Выявление уровня тревожности у детей 5-6 лет
Целью констатирующего эксперимента было изучить тревожность у детей 5-6 лет.
Для достижения поставленной цели нам были выделены следующие задачи:
1) определить уровень тревожности у детей 5-6 лет
2) выявить особенности проявления тревожности у детей 5-6 лет.
Для выявления уровня тревожности у детей была использована методика «Выбери нужное лицо» (Р.Темпл, М. Дорки, И.В. Амен).
Изобразительный материал в
В процессе тестирования
Все рисунки снабжены двумя дополнительными изображениями головы, по размерам точно соответствующим контуру лица ребенка на рисунке. На одном из них представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом – печальное.
На рисунках изображены типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дошкольники и которые могут вызвать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку: то, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
В процессе психодиагностики рисунки предъявлялись ребенку в строго определенной последовательности. Показав ребенку рисунок, мы давали инструкцию – разъяснение его содержания. При этом вопрос задавался один и тот же: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?». А пояснения, естественно, разные, соответствующие изображенной на рисунке ситуации (рисунки представлены в приложении 1).
Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в протоколе.
На основании этих данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально – негативных выборов к общему числу рисунков. По индексу тревожности дети условно делятся на три группы: высокий уровень тревожности – ИТ больше 50%; средний уровень – ИТ от 20 до 50%; низкий уровень – ИТ от 0 до 20%.
С целью корректной постановки эксперимента и адекватной интерпретации, полученных данных исследование было разбито на 2 этапа:
1 этап: Тестирование детей по методике проективного теста тревожности (Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки). Цель - определение уровня тревожности ребенка.
2 этап: Коррекция тревожности посредством подвижных игр. Цель – снижение уровня тревожности у детей 5-6 лет.
В эксперименте принимало участие 20 детей 5-6 лет. Исследование проводилось по методике Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки, что позволило выявить уровень тревожности у детей на контрольном этапе.
В результате исследования у 45% детей был выявлен высокий, у 50% - средний, у 5% - низкий уровень тревожности (рис. 1).
Высокий Средний Низкий
Рис.1 . Распределение испытуемых на констатирующем этапе по уровням тревожности по итогам методики «Выбери нужное лицо»
Для детей с высоким уровнем тревожности были характерны следующие особенности: при ответах на вопросы такие дети часто краснели, они теребили на себе одежду, присутствовала неуверенная, тихая речь, при ответах часто используются слова – «паразиты», определенная часть испытуемых нуждалась в повторении вопроса, многие прежде, чем ответить, долго смотрят на картинку, не могут в большинстве случаев прокомментировать свои ответы.
Дети, показавшие средний уровень тревожности, отличались быстрыми, уверенными ответами на вопросы, богатыми комментариями к своему ответу, их речь громкая, звонкая, часто их ответа выходят за рамки рисунка.
Ребенок с низким уровнем тревожности давал конкретные ответы, вел себя адекватно и уверенно, отвечал часто, быстро, не раздумывая.
Итак, на основе полученных данных, мы считаем, целесообразным разработку системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по снижению уровня тревожности посредством подвижных игр.
2.2 Система работы по снижению тревожности у детей посредством подвижных игр.
Анализ результатов, полученных в констатирующем этапе, позволил утверждать, что с детьми 1 группы необходимо провести коррекционную работу. В связи с этим мы провели формирующий этап нашего исследования, направленный на снижение тревожности посредством подвижных игр.