Подвижные игры как метод коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современное состояние проблемы тревожности.
2) выявить уровень тревожности детей 5-6 лет.
3) проанализировать уровень тревожности детей 5-6 лет.
4) апробировать систему работы по снижению тревожности у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы проявления тревожности у детей
1.1. Анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..7
1.2. Особенности и причины тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...23
1.3. Роль подвижных игр в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………32
Глава II. Система работы снижению тревожности детей 5-6 лет по средствам подвижных игр.
2.1. Выявление уровня тревожности у детей 5-6 лет………………37
2.2. Система работы по снижению тревожности у детей посредством подвижных игр……………………………………………………………….40
2.3. Динамика снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх…………………………………………….42
Заключение ………………………………………………………………45
Литература……………………………………………………………....47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2010 3 КУРС печатать.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО «Чувашский государственный  педагогический

университет им. И.Я.Яковлева»

Факультет дошкольной и  коррекционной педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры как  метод коррекции уровня

тревожности детей старшего дошкольного возраста

 

 

                                                                                 

                                                                            Курсовая работа студентки д/о  3 курса, группы А

Баландиной Татьяны  Алексеевны

Научный руководитель:

старший преподаватель

Колесникова Ольга Борисовна

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2010

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3 

Глава 1  Теоретические основы проявления тревожности у детей

1.1. Анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..7 

1.2. Особенности и причины тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...23

1.3. Роль подвижных игр в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………32

Глава II. Система работы снижению тревожности детей 5-6 лет по средствам подвижных игр.

2.1. Выявление уровня тревожности у детей 5-6 лет………………37

   2.2. Система работы по снижению тревожности у детей посредством подвижных игр……………………………………………………………….40

2.3. Динамика снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх…………………………………………….42

Заключение ………………………………………………………………45

Литература……………………………………………………………....47

Приложение………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводиться на русский язык  как «беспокойство», «тревога». 

Определенной  уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности  является субъективным проявление неблагополучия личности.

Выбранная нами проблема актуальна, так как  в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования.  Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

В отечественной  психологии изучению тревожности посвящены работы Ф. Б. Березина, Н. А Аминов, О. Г.Мельниченко, В. М. Астапова, Ю. М. Забродина, Ж. М. Гозман, М. В. Дороховой, Т.Л. Шабановой, М.А.Цискаридзе. На основании анализа трудов отечественных исследователей тревожности можно говорить об отсутствии единого мнения об определении, структуре и функции, механизмах, классификации и методах исследованиях психического состояния тревоги и черты личности, называемой тревожностью. Полагается, что это может быть связано с самой природой данного явления, занимающего промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности.

Значительным  вкладом в разработку проблем  тревожности, в зарубежной психологии, являются исследования З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, У.Морган, Дж. Тейлор, Г.С. Салливана, Ч.Д. Спилбергера, Р. Мэй,  К. Эликсон, К. Роджерса, В. Франкла.

Проблеме тревожности  детей дошкольного возраста посвящены  труды Н.Д. Левитова, А.И. Захарова, А.М. Прихожан, Н.В. Имемадзе, Е. Савиной и др. Они выявили, что тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, нередко характеризуется низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Подвижные игры – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений  об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых  качеств.

Специфика подвижной  игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.

Старший дошкольный возраст является подготовительным этапом к переходу ребенка к обучению в школе, поэтому очень важно, чтобы ребенок был уверен в себе, решительным, самостоятельным для того, чтобы успешно обучаться в школе.

Данный факт обусловил  выбор темы нашего исследования, целью которого является снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Объект исследования – тревожность детей дошкольного возраста.

Предмет – особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений дошкольников. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.        

Были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать  современное состояние проблемы  тревожности.

2) выявить  уровень тревожности детей 5-6 лет. 

3) проанализировать  уровень тревожности детей 5-6 лет.

4) апробировать  систему работы по снижению тревожности у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.

Для достижения поставленной цели и решения  задач нами были использованы следующие  методы:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Педагогический эксперимент.
  3. Методы количественной и качественной обработки данных.

Методологической  основой исследования являются основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, принцип развития, детерминизма – Б.Г. Ананьев, 1968, Л.И.Анциферова ,1969, Л.С. Выготский ,1972, С.Л. Рубинштейн, 1984, и др.), а также мы опирались на работы В.С. Мерлина, Ч.Д. Спилбергера,  А.М. Прихожан.

Методы  исследования представляют собой теоретический  анализ и обобщение научного материала  по проблеме исследования; психодиагностическая методика для изучения тревожности « Выбери нужное лицо» (Р.Темпл и М.Дорки, И.В. Амен); количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая  значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы работниками  ДОУ в целях коррекции тревожности у детей 5-6 лет.

Эксперимент проводился на базе ДОУ №75 г. Чебоксары, приняло участие 40 детей 5-6 лет.

  Курсовая работа состоит из  введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Теоретические основы проявления тревожности у

 детей

    1. Анализ проблемы тревожности в зарубежной и

отечественной психологии

Тревожность в современной мировой науке  рассматривается с различных  позиций, многочисленными научными течениями, учеными

  Во-первых, как  указывали Р. Мэй и другие исследователи -  это «центральная проблема современной цивилизации». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности»[15]. 

Во-вторых, З.Фрейд считал, что это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза.

     Необходимо, отметить, что количество  работ по проблеме тревожности в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по этой теме  довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер[4].       

      Научно-психологическое же исследование  тревожности, как указывает А.М.  Прихожан,  началось с Ч. Дарвина.  Как известно, его взгляды на  страх основываются на двух  основных положениях:

  во-первых, на том, что способность к переживанию страха, являясь врожденной особенностью человека и животных, играет значительную роль в процессе естественного отбора: 

во-вторых, на том, что на протяжении жизни множества  поколений этот адаптивный механизм совершенствовался, поскольку побеждал и выживал тот, кто оказался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности. Это обеспечивает, по Дарвину, и особые свойства страха, в том числе и возможность изменения его интенсивности - от умеренного внимания до крайнего ужаса. Дарвину принадлежит и описание типичных проявлений страха - от выражения лица и мимики до таких висцеральных реакций, как усиленное сердцебиение, увеличение потоотделения, пересыхание горла, изменение голоса[22].

        Многие взгляды Дарвина вполне  актуальны для современных теорий тревоги и страха. Это, прежде всего представления о врожденных предпосылках тревоги, о ее различных формах в зависимости от интенсивности, о его функциях - сигнальной и оборонительной, о вызываемых страхом висцеральных изменениях.

       Основную симптоматику тревожности и страха рассматривали ещё древнегреческие мыслители (Диоген), арабские философы, мыслители европейского средневековья. Известно высказывание арабского философа XI в. - Ала ибн Хазма из Кордовы, приведенное в своей книге Ч.Д. Спилбергером: «Я нахожу важной только эту цель - избежать тревоги... Я открыл не только то, что все человечество рассматривает эту цель как хорошую и желательную, но также и то, что ни один человек ничего не сделает и не скажет ни единого слова, не надеясь посредством этого действия или слова освободить свой дух от тревоги».

К числу  философов, которые, по общему мнению, в наибольшей степени оказали  влияние на современные представления о тревожности и страхе, относится, прежде всего, Б. Спиноза. Известно изречение Спинозы: «Нет страха без надежды, нет надежды без страха». Страх для Спинозы - существенное состояние души, проявляющееся в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в ближайшем будущем. В качестве важного субъективного условия возникновения страха Спиноза выделял наличие чувства неуверенности и неопределенности.

Спиноза, в соответствии с характерной  для мыслителей XVII в. верой в разум человека, считал, что переживание тревоги и страха, являющееся признаком слабости души, можно преодолеть только мужеством разума. Паскаль, исходивший, как известно, из идей ограниченности человеческого разума и возможности постичь истину только «логикой сердца», напротив, отмечал, что он, как и другие встречавшиеся ему люди, переживает постоянное беспокойство, не поддающееся доводам рассудка. Он подчеркивал влияние эмоций на поведение человека и невозможность рационально, с помощью разума преодолеть страх. Отметим, что в определенной степени подобные разногласия актуальны и теперь. Они ярко проявляются, например, в дискуссиях о сравнительной эффективности методов рациональной и глубинной психотерапии для преодоления тревожности.

Известно, что Б. Спиноза, как и многие мыслители  до и после него (Демокрит, Лукреций Кар, Юм, Гольбах, Фейербах и др.), именно с чувством тревоги и страха связывал происхождение религии. Этот вопрос до настоящего времени активно обсуждается в философии и теологии[7].

Страх перед природой, природными явлениями  анализируется И.Кантом. В работе «Критика способности суждения». Кант пишет: «Если нам требуется судить о природе динамически как о возвышенной, она должна представляться нам как внушающая страх. В самом деле, в эстетическом суждении (без посредства/понятия) о превосходстве над препятствиями можно судить только по степени сопротивления. А то, чему мы стремимся оказать сопротивление, есть зло, и, если мы находим наши силы недостаточными для этого, оно -предмет страха. Следовательно, для эстетической способности суждения природа может считаться силой, стало быть, динамически возвышенным, лишь поскольку она рассматривается как предмет страха».

Информация о работе Подвижные игры как метод коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста