Педагогическое общение как форма взаимодействия между учителем и учеником

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить специфические особенности педагогического общения и факторы его эффективности на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, структуру и функции педагогического
общения как формы взаимодействия между учителем и учеником.
2. Раскрыть понятие о технологии педагогического общения.
3. Описать стили педагогического общения, показать их влияние на
качество учебно-воспитательного процесса.
4. Выявить специфику и факторы эффективного общения на уроках
физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....................3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ……..5
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия между
учителем и учеником………………………………………………………….5
1.2. Понятие о технологии педагогического общения………………………8
1.3. Стили педагогического общения учителя………………………...........13
1.4. Методика самообучения умениям и навыкам педагогического
общения……………………………………………………………………….17
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОЙ ШКОЛЫ)…………………………………..20
2.1. Специфика педагогического общения на уроках физкультуры……...20
2.2. Факторы, повышающие эффективность педагогического общения
на уроках физической культуры…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………....……..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….............35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Невыдержанный учитель не может успешно вести  воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые учителя, желая быстрее достичь результата у своих учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности,  ставя под угрозу здоровье учащихся.

    Учитель без самообладания теряется в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, принимает необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, учитель не сможет неукоснительно проводить в воспитании школьников свою линию, добиться хорошего материального обеспечения процесса физического воспитания школьников.

    Однако  спокойствие и выдержка учителя не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Учитель имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, но не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

    Большое значение для учителя физической культуры имеет такое качество, как находчивость. На уроке физической культуры часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задаёт вопрос, на который учитель не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения.

    Если  учитель растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности.

    Находчивый  учитель не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего  состояния. Он не будет лгать ученика, придумывая ответ, не соответствующий  реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Если вопрос не относится к преподаваемому предмету, то в ряде случаев можно сказать: "Я не знаю". В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: "Ты мешаешь вести урок, об этом поговорим после", или: "Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения". Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос.

    Непременным качеством учителя должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость учителя, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой учитель предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие учителя.

    3. Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения

учителя, помогают ему находить правильные решения  в воспитательной работе, обусловливают  эффективность творчества учителя, поиска им новых, неизведанных путей  в воспитании и обучении учащихся.

    К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности учителя физической культуры играет оперативность мышления, характеризующая способность учителя быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

    Это качество позволяет учителю физической культуры быстро ориентироваться в  постоянно меняющихся на уроке ситуациях.

    Особую  роль играет такое качество, как  распределённость внимания. Учитель физической культуры одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением весь класс.

    При этом он должен чутко реагировать  на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить - понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные учителя, увлекаясь изложением материала, его показом, упускают из-под контроля учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения.

    Во  многих случаях, чтобы не прерывать  ход показа, объяснения, выполнения упражнения, учитель должен отсрочить  своё воздействие на учащегося (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания выполнения упражнения, указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от учителя хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или фрагмента урока.

    По  нашим наблюдениям, учителя-мужчины чаще используют личностно-групповое общение, а учителя-женщины - межличностное общение. Первые чаще применяют неречевые средства общения, вторые - речевые. Воспитательные обращения также используются чаще женщинами.

    Специфика общения на урока студентов-практикантов состоит прежде всего в том, что  они редко обращаются к учащимся, чаще применяют неречевые средства (особенно свистки - "засвистывают урок"), как правило, не используют диалог, излишне увлекаются жестикуляцией.

    Использование студентами мимики вызывает у учащихся отрицательную реакцию, ослабление дисциплины. Эффективность применения молодыми учителями звуковых сигналов низкая, часто они даже не знают, когда ими лучше воспользоваться. Всё это свидетельствует о скованности студентов-практикантов, неадекватности их реагирования на ситуации.

    Однако  молодые учителя более доброжелательны  к ученикам. С увеличением стажа  у учителей начинают доминировать формальные способы общения, связанные только с решением педагогических задач.

    Наиболее  эффективно молодые учителя общаются с учащимися младших классов, так как с ними они чувствуют  себя более раскрепощёнными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    По  итогам данной курсовой работы можно сделать следующие выводы и заключения:

    1. Общение играет важную роль в развитии человека: в освоении норм

    социально-политического  поведения, эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального  социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности.

    2. Педагогическое общение – это профессиональное общение

преподавателя с учащимися на уроке и вне  его,  имеющее определённые педагогические функции и направленное  на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

    3. Педагогическое общение складывается из целого ряда компонентов.

Оно включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т.е. профессиональные способности, педагогическую этику и педагогическую технику. Педагогическая техника позволяет учителю выбрать правильный тон в общении с учащимися и их родителями. Тон, стиль отношений с детьми правильный выбор дикции, мимика, жестикуляция – всё это включается в понятие педагогической техники.

    4. Согласно технологии педагогического общения сам процесс

общения между учителем и учениками условно разделить на четыре стадии:

    - моделирование педагогического общения ос осуществлением

своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия

    - организация непосредственного общения, во время которого педагог

берёт на себя инициативу преимущество в  управлении общением.

    - управление общением, суть которого состоит в коммуникативном

обеспечении применяемых методов воздействия.

    - анализ хода и результатов осуществлённой технологии

педагогического общения.

    5. Выделяются три главных стиля  педагогического общения:

    - при авторитарном стиле общения педагог единолично решает все

вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива так и каждого учащегося.

    - попустительский (игнорирующий) характеризуется стремлением

педагога  минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты.

    - демократический (стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на

повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению  общих дел.

    6. На уроке физической культуры, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения.

    7. Педагоги физической культуры и педагоги общеобразовательных

дисциплин используют в учебном процессе сходное  соотношение разных видов средств  словесного общения. Что касается несловесного общения, то педагоги физической культуры используют на учебных занятиях существенно меньше акустических, и вдвое больше тактильных средств, чем педагоги общеобразовательных дисциплин. В этом специфика педагогического общения на уроках физической культуры.

    8. На наш взгляд, главными факторами эффективного педагогического

общения на уроках являются профессиональные качества личности учителя физической культуры – нравственные, коммуникативные и интеллектуальные. Именно они позволяют наладить эффективное педагогическое общение с коллективом учащихся и вызвать интерес к предмету. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в

физическом  воспитании / Б.А. Ашмарин. М., 1998. 233 с.

2. Ашмарин, Б.А.Теория и методика физического воспитания /                          

Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. М., 1995. 320с.

3. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании /        

В.А. Барков. Гродно, 1995. 68с.

4. Брудный, А.А. Понимание и общение / А.А. Брудный. М., 1997. 110 с.

5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта /

Е.Н. Гогунов, Б.И. Марьянов. М., 2000. 280 с.

6. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /         

А.Б. Добрович. М., 1987. 120 с.

7. Жукова, О.Л. Акмеология физической культуры и спорта / О.Л. Жукова.

Екатеринбург, 2004. 120 с.

8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М., 2004. 310 с.

9. Канн-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении /                             

В.А. Канн – Калик. М., 1987. 85 с.

10. Карнеги, Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей,

выступая  публично / Д. Карнеги. Минск, 1990. 130 с.

11. Кошман, М.Г. Подготовка и написание курсовых и дипломных работ на

факультете  физической культуры. Методические указания / М.Г. Кошман,  Горовой В. А, Блоцкий С. М. Мозырь, 2010. 93с.

12. Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М., 1997. 270 с.

13. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. М., 1997.          

182 с.

Информация о работе Педагогическое общение как форма взаимодействия между учителем и учеником