Педагогическое общение как форма взаимодействия между учителем и учеником

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить специфические особенности педагогического общения и факторы его эффективности на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, структуру и функции педагогического
общения как формы взаимодействия между учителем и учеником.
2. Раскрыть понятие о технологии педагогического общения.
3. Описать стили педагогического общения, показать их влияние на
качество учебно-воспитательного процесса.
4. Выявить специфику и факторы эффективного общения на уроках
физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....................3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ……..5
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия между
учителем и учеником………………………………………………………….5
1.2. Понятие о технологии педагогического общения………………………8
1.3. Стили педагогического общения учителя………………………...........13
1.4. Методика самообучения умениям и навыкам педагогического
общения……………………………………………………………………….17
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОЙ ШКОЛЫ)…………………………………..20
2.1. Специфика педагогического общения на уроках физкультуры……...20
2.2. Факторы, повышающие эффективность педагогического общения
на уроках физической культуры…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………....……..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….............35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом  по физической культуре и спорту.

    В коммуникативную функцию учителя  физической культуры, на наш взгляд, входит следующее:

    - установление правильных контактов с учениками, родителями,

администрацией  школы;

    - правильно выявить реальную педагогическую ситуацию

    - своевременно определить возможности и успехи учеников в

выполнении  физических упражнений;

    - выявить удовлетворенность занятиями и на основе этой информации конструктурировать последующие занятия;

    - установить личные связи между учителем и активом учеников;

    - контакты с советом коллектива физической культуры и его

комиссиями, судьями.

    По  нашему мнению и мнению исследуемых  педагогов, культура педагогического общения учителя физической культуры должна иметь такие отличия:

    – оправдывать каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и от кого учишься сам;

    – неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения, в любой ситуации координировать свои действия;

    – быть хорошо подготовленным к любому диалогу с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг вашей профессиональной компетентности;

    – лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней

собранности в делах, поступках, речи;

    – в любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное, о святости дела, которому служишь;

    –  гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное

терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи;

    – учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;

    – надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо;

    – быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело;

    – быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;

    – следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и

собственные удачи, чтобы не впасть в манию  величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.

    То  есть, педагогическое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства. Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя. В условиях личностно-ориентированного образования необходимым фактором эффективного воспитательного процесса является самовоспитание учителя.

    Очень важным элементом в педагогическом общении, является педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К.Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы они ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более, как такт психологический.

    Педагогический  такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.

    Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение. Тактичный учитель никогда не позволит себе "выворачивать наизнанку" душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учёбе и жизни. Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям. Так, на родительском собрании учитель, не желая ставить родителей ученицы в неловкое положение, сказал: "Одна девочка попала в дурную компанию" и тут же предложил её папе остаться для разговора. Всем стало ясно, о ком идёт речь. В результате некоторые родители запретили своим дочерям общаться с этой девочкой.

    Можно выделить следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:

    - естественность и простота обращения без фамильярности;

    - доверие без попустительства;

    - серьёзность тона без натянутости;

    - ирония и юмор без насмешливости;

    - требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

    - доброжелательность без заласкивания;

    - деловой тон без раздражительности;

    - своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

    - принципиальность и настойчивость без упрямства;

    - внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;

    - отдача распоряжений без упрашивания;

    - обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

    - выслушивание без выражения безразличия. 
     

    2.2. Факторы, повышающие эффективность педагогического общения на уроках физической культуры 

    На  наш взгляд, главными факторами эффективного педагогического общения на уроках являются качества личности учителя физической культуры – нравственные, коммуникативные и интеллектуальные.

    1. Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Учитель

должен  обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере.

    Наверное, оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь.

    Учитель физической культуры обязан постоянно  следить за собой, предъявлять к  себе высокие требования, помня, что  учитель - это человек, специальностью которого является правильное поведение.

    Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию, причём в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

    Подростки и старшие школьники подражают  поступкам и действиям старших, в том числе и учителей, сознательно, однако порой не задумываются над  тем, насколько нравственно это  поведение, невольно копируя не только хорошие привычки учителя, пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, учитель может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. В этом случае, наладить эффективное педагогическое общение с таким учащимся крайне проблематично.

    Например, если учитель физической культуры курит, то ему невозможно будет убедить  школьников, что курить вредно для  собственного здоровья и здоровья окружающих, что курение снижает спортивные результаты.

    Нельзя, воспитывая у учащихся уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на урок, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия. Страстность в работе передаётся и учащимся. Они на примере учителя начинают понимать, что работа - это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, ни и окружающим. Только личным примером учитель физической культуры может заразить школьников своей профессией.

    В связи с этим важным нравственным качеством учителя является педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении, вера учителя заставляет и учеников поверить в своё исправление.

    Эмоционально  положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с учителем, делает их откровенными, инициативными, создаёт в классе товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного учителя - то подозрительного и отрицательно настроенного к ученика, то сентиментального и необоснованно поощряющего учеников - класс бывает нервозным, неровным в отношениях друг к другу.

    Доказано, что почти все школьники улавливают настроение учителя, и на большинство  из них это настроение влияет положительно, если настроение учителя хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда учитель в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, урок не кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель в плохом настроении, то и у учащихся всё валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к уроку.

    Однако  педагогический оптимизм не следует  понимать как отсутствие огорчений  учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворённость  работой естественны и свидетельствуют  об искреннем, а не формальном отношении учителя к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать учителя с новой силой искать выход из тупика.

    Одним из важных качеств учителя является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя. Если ученик почувствует, что учитель ведёт с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыщ, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.

    Одним из ведущих нравственных качеств  учителя является гуманизм, характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым преклонением перед детьми, со всепрощением и нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение учителя выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у учителя, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм учителя способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.

    Учитель должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью.

    2. Коммуникативные качества, к которым относятся общительность,

вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт.

    Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности учителя  физической культуры. К ним относятся  выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

Информация о работе Педагогическое общение как форма взаимодействия между учителем и учеником