Педагогическое общение как форма взаимодействия между учителем и учеником

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить специфические особенности педагогического общения и факторы его эффективности на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, структуру и функции педагогического
общения как формы взаимодействия между учителем и учеником.
2. Раскрыть понятие о технологии педагогического общения.
3. Описать стили педагогического общения, показать их влияние на
качество учебно-воспитательного процесса.
4. Выявить специфику и факторы эффективного общения на уроках
физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....................3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ……..5
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия между
учителем и учеником………………………………………………………….5
1.2. Понятие о технологии педагогического общения………………………8
1.3. Стили педагогического общения учителя………………………...........13
1.4. Методика самообучения умениям и навыкам педагогического
общения……………………………………………………………………….17
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОЙ ШКОЛЫ)…………………………………..20
2.1. Специфика педагогического общения на уроках физкультуры……...20
2.2. Факторы, повышающие эффективность педагогического общения
на уроках физической культуры…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………....……..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….............35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Опытный учитель не скажет ребёнку «Встань! Ты плохо ведёшь себя». Он скажет иначе: «Кто мешает классу работать? Кот лишает нас права на тишину?» В этом случае поведение ребёнка оценивается с точки зрения его отношения к другим. Хорошее поведение каждого осмысливается как залог успеха всех.

    Демократический стиль развивает положительную  рефлексию – способность соотносить своё поведение с последующими результатами и стремление строить своё поведение, чтобы оно помогало работе всего  класса, учителя и самого ребёнка. Анализ стилей общения учителя показал, что единственно продуктивным стилем является демократический [14, с.33]

    Мы  можем рассматривать активность во всех её трёх формах: физическая, психологическая, социальная.

    Физическая  активность: его тонус, потребность в неутомимом движении, ловкость есть показатель здоровья и потенциальных возможностей развития его психики. Здоровый ребёнок любопытен и любознателен. Он жаждет знаний об окружающем его мире. Физическая и психологическая активность ребёнка находится в тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребёнок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется.

    Психическая активность – потребность нормального  развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребёнка в познании самого себя.

    Демократический стиль подразумевает полную включенность учителя в состояние класса и  каждого отдельного ученика. Многочисленными  исследованиями психологов и педагогов  показано значение включения в содержание урока так называемых физкультминуток, движений под музыку. Понимание того, что дети должны быть дисциплинированными, и стремление быть дисциплинированными должно вознаграждаться правом ребёнка на отдых.

    Императивный  стиль дисциплинирует класса в плане  подчинения внешнему установленному порядку, дети не разговаривают и сидят неподвижно.

    Специальные исследования показали, что сам стиль  общения, который свойственен учителю, определяет меру успешности ребёнка  в учебной деятельности. В зависимости  от стиля общения учителя с  классом и с отдельным ребёнком меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психологической активности ребёнка.

    Демократический стиль несёт в себе призыв к  сотрудничеству и познавательной активности. Нормативность, облечённая в привлекательную  для ребёнка форму доверительного общения по поводу текущего учебного задания, организует его внимание, заставляет работать память и мышление.

    Специальные исследование показали, что только демократический стиль создаёт  условия для развития психической  активности ребёнка.

    Социальная  активность ребёнка – развивается вместе с его психологической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ребёнка. 
 

    1.4. Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения 

    Неумение  общаться и решать в процессе общения  разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам самим как учителям и воспитателям, и, до тех пор, пока мы сами этому не научимся, вряд ли можно рассчитывать на то, что мы сумеем обучить этому детей [1, с.32]

    Умение  педагога общаться с детьми иногда трактуется как способность учителя правильно излагать и разъяснять учащимся материал на занятиях, разговаривать с детьми на интересующие их темы. Это, конечно, входит в структуру педагогических коммуникативных способностей, но сами способности к соответствующим умениям и навыкам не сводятся [7, с.15]

      Кроме перечисленного, наличие педагогических  способностей к общению с детьми предполагает:

    1. Способность правильно понимать  ребёнка, видеть вещи его глазами.

    2. Способность видеть в нём равноправную личность.

    3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны учеников и воспитанников.

    4. Умение не обманывать, не  хитрить, всегда и везде говорить только

правду.

    5. Умение оказывать на учащихся  необходимое педагогическое

влияние.

    6. Овладение чувством юмора.

    7. Владение словом.

    Педагог также может время от времени  задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о  нём:

    1. Какое впечатление я оказываю  на детей?

    2. Веду ли я с ними себя  достаточно непринуждённо и расковано?

    3. Искренним или не искренним  я выгляжу с их стороны?

    4. Достаточно ли развиты, у меня умение располагать детей к себе?

    5. Могу ли я вести разговор  с детьми на любые темы?

    6. Чувствуют ли себя дети, общаясь  со мной, так же свободно, как  и я?

    7. Всегда ли мне удаётся убеждать детей или иногда приходится

приказывать?

    8. Есть ли у меня чувство юмора?

    9. Как воспринимают мои шутка  дети?

    10. Нет ли таких детей, которые  избегают общаться со мной?

    11. Нет ли таких ситуаций, в которых дети неохотно общаются со

мной?

    После самооценки и самоанализа данных об умениях и навыках общения педагог может сам для себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции [26, с.19]

    Существуют  некоторые общие рекомендации по выбору сигналов, которые вовремя помогут (напомнят о необходимости применения соответствующей коррекции):

    1. Эти сигналы должны регулярно  встречаться и ежедневно попадаться

человеку  на глаза.

   2. Они должны появляется в поле  зрения как раз в те моменты, когда

необходимо  применить нужные коммуникативные  умения и навыки.

    В заключении сформируем несколько общих  правил, следование которым могло  бы также помочь педагогу развить  свои педагогические способности:

    1. Избегать частых моралистических суждений в адрес ученика, а

лучше ими не пользоваться вообще.

    2. Избегать применения наказаний  и каких-либо угроз в адрес  ребёнка.

    3. Избегать перекладывания на детские  своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.

    4. Избегать проявления нетерпимости, раздражительности по

отношению к детям и в их присутствии.

    5. Избегать насмешек над детьми  и окружающими людьми.

    6. Избегать всего, что способно  как то унизить ребёнка.

    7. Избегать делать преждевременные, а главное «окончательные»

выводы  о ребёнке как о человеке, личности.

    8. Признавать и уважать не на  словах, а на деле право ребёнка  иметь и сметь открыто высказывать  свои суждения по любым вопросам.

    Только  усвоив все эти правила и строго  следуя им, педагог может воспитать в ребёнке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна.

2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕНТНОЙ ШКОЛЫ) 
 

    2.1. Специфика педагогического общения на уроках физкультуры 

    Специфика педагогического общения на уроках физической культуры исследовалась  нами на примере работы учителей ГУО  СОШ №1 г. Мозыря. Преимущество данного  учебного заведения, в том, что физическую культуру в нем преподают учителя  разного возраста и пола, что позволяет проследить различия в технологии педагогического общения.

    Как известно, умение учителя, в том числе и учителя физической культуры, общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими — это все коммуникативные умения. Такие умения условно можно разделить на три группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские.

    Собственно  коммуникативные выражаются в умениях  вступать в контакт с людьми, строить  с ними отношения.

    Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим  относят умения пробудить интерес  к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий.

    Ораторские  умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

    Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды. Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

    - в формах обращения учителя к учащимся;

    - в тоне обращения;

    - в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);

    - в мотивах общения.

    На  уроке физической культуры, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения.

    Педагоги  физической культуры и педагоги общеобразовательных дисциплин используют в учебном процессе сходное соотношение разных видов средств словесного общения. Что касается несловесного общения, то педагоги физической культуры используют на учебных занятиях существенно меньше акустических, и вдвое больше тактильных средств, чем педагоги общеобразовательных дисциплин. В этом специфика педагогического общения на уроках физической культуры.

    Коммуникативная деятельность, как организаторская - деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

    В организации делового общения учителя  с учениками на уроке, в обеспечении  его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера.

    Задача  педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие. Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

    Другим  важным показателем профессиональной культуры учителя является использование  им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

    Педагогическое  общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с  классным коллективом учеников и  спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Это тоже можно отнести к специфике работы учителя физической культуры.

Информация о работе Педагогическое общение как форма взаимодействия между учителем и учеником