Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Сложность работы педагога преподавателя в том, что ему нередко приходится принимать решения и учебного, и воспитательного характера, которые вследствие конкретных ситуаций не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед педагогом новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свои знания, опыт, интуицию, педагогическое мастерство.

Работа содержит 1 файл

педагогическое мастерство.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

• диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования и т. п.

В зависимости от организации проведения лабораторно-практические работы могут проводиться фронтально или нефронтально (звеньями, бригадами). Способ проведения работ при этом определяется наличием необходимого оборудования. Лабораторно-практические работы бывают иллюстративными (конкретизируют и углубляют знания прикладного характера, полученные на уроках специальных предметов) и исследовательскими. Работы исследовательского характера вызывают у учащихся значительный интерес, способствуют развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности за результаты работы. Знания и умения, полученные учащимися в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему. Большинство лабораторно-практических работ, проводимых в процессе изучения специальных предметов, носит исследовательскую направленность.

Методика и организация руководства деятельностью учащихся во многом зависят от характера и организации лабораторно-практической работы. В тех случаях, когда в ходе лабораторно-практической работы учащиеся должны проводить какие-либо исследования, вскрывать зависимости, взаимодействия частей механизма и т. п., педагог подробно объясняет учащимся порядок выполнения работы, указывает, в какой последовательности производить замеры, как вести записи, демонстрирует приемы выполнения. Особое внимание в ходе работы обращается на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов. Основная задача лабораторно-практических работ состоит не столько в получении абсолютно точных результатов (в условиях учебного заведения это зачастую просто

невозможно), сколько в практическом подтверждении изученной закономерности, сущности явления или процесса.

Руководство упражнениями учащихся при отработке практических умений и навыков на уроках производственного обучения, выполнении заданий на уроках специальных предметов, деятельностью учащихся при выполнении лабораторно-практических работ педагог (мастер производственного обучения, преподаватель) осуществляет путем текущего их инструктирования.

Текущее инструктирование учащихся, как правило, проводится индивидуально. Основной организационной формой такого инструктирования являются обходы педагогом рабочих мест учащихся, имеющие целевой характер. Суть таких обходов-наблюдений в том, что при каждом обходе рабочих мест учащихся мастер, преподаватель намечает для себя определенную цель наблюдения и инструктирования: проверить своевременность и правильность начала работы учащихся; проконтролировать порядок выполнения работы; правильность выполнения отрабатываемых трудовых приемов и способов; организацию рабочих мест; рациональность способов пользования документацией; качество выполняемой работы и т. п.

Однако целевую направленность обходов не следует понимать сугубо формально. При каждом обходе рабочих мест учащихся педагог следит за работой всех учащихся, дает по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание учащихся на недостатки в их работе независимо от цели конкретного обхода. Но у каждого учащегося он обязательно проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. Такая плановая организация обучающей деятельности педагога обеспечивает возможность дойти до каждого учащегося, что невозможно сделать, если наблюдать за всеми учащимися вообще, в целом.

Индивидуальное текущее инструктирование учащихся мастер, преподаватель осуществляет, применяя следующие методические способы общего характера:

•   активное вмешательство в ход работы учащегося в тех случаях, когда его действия
могут привести к аварии или явному браку, а также в случаях грубых нарушений
правил безопасности труда;

•   разъяснения, указания, убеждения, замечания, советы, повторный показ способов
выполнения действий;

•   требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности,
внимания,    бережного    отношения    к    инструменту,    оборудованию,    энергии;
воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности.

Все эти педагогические средства должны умело сочетаться. Разъяснения и убеждения без подкрепления другими способами воздействия на учащихся превращаются в надоедливые нотации и предупреждения. Постоянные указания и исправления каждой ошибки, допускаемой учащимися, устранение малейшего недостатка в работе без разъяснений являются типичным принуждением и поэтому малоэффективны. Однако самые яркие и четкие разъяснения и сильные словесные убеждения, не подкрепляемые личным примером, окажут незначительное влияние на учащихся.

Ситуации, складывающиеся в процессе упражнений учащихся, требующие внимания мастера, преподавателя, могут быть самыми разнообразными и непредсказуемыми; гибкими являются и методические приемы, и способы текущего инструктирования

учащихся мастером.

.*; Обобщение педагогического опыта позволило выделить некоторые общие правила

индивидуального текущего инструктирования учащихся, являющиеся основой для формирования собственного индивидуального стиля, педагогического мастерства и опыта работы педагога.

Прежде всего о чисто внешних моментах процесса текущего инструктирования: где находиться мастеру, преподавателю, как наблюдать за учащимися, как общаться с ними, как давать указания и т. д.

Педагогический опыт, а также педагогические исследования показывают, что любой человек (тем более неопытный учащийся) непроизвольно сбивается и вообще делает не так, как умеет, если видит или чувствует, что за ним наблюдают со стороны. Поэтому педагогически оправдано наблюдать за учащимися в процессе их работы незаметно, как бы со стороны -- так, чтобы они об этом не догадывались. Тогда педагог увидит действительно то, что есть на самом деле.

В ходе текущего инструктирования мастер, преподаватель должен вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы. Ни одна ошибка учащихся, ни одно нарушение, тем более сознательное, как и ни одно достижение не должны остаться без внимания мастера. Учащиеся всегда должны быть уверены, что мастер, преподаватель все видит, все знает.

Руководя работой учащихся, педагог постоянно воспитывает у них ответственное отношение к работе и настойчивость в преодолении трудностей. Важно правильно определить момент оказания помощи учащемуся. Не следует вмешиваться в работу учащегося без необходимости, но и нельзя запаздывать с оказанием помощи ему, так как допускаемые ошибки и неточности могут развиться и закрепиться. Исправлять их потом будет значительно сложнее.

Большое значение для эффективности упражнений учащихся имеет характер указаний мастера, преподавателя. Не следует сразу давать указания относительно того, как исправить ошибку, нужно всегда стремиться, чтобы учащийся сам обнаружил и осознал ее, сам нашел способ исправления. При этом очень важно приучать учащихся к регулярному самоконтролю, самостоятельному анализу результатов своего труда.

Под самоконтролем понимается воспитанная у учащихся привычка систематически следить за ходом выполнения своей работы, умение находить в ней ошибки и отклонения от нормы и правил, с целью предупреждения и устранения их, сопоставлять ход и конечные результаты работы с установленными требованиями. Самоконтроль следует рассматривать как механизм обратной связи, обеспечивающий эффективность процесса управления и регулирования собственных трудовых действий. Сопоставляя свои действия с действиями, которые являются правильными в данной ситуации, учащиеся приучаются не только исправлять ошибки в своих действиях, но и предотвращать возможность ошибок, воздерживаться от нежелательных действий. Развитие самоконтроля идет от самоконтроля в области простых действий и операций к самоконтролю деятельности в целом. Различают самоконтроль процесса выполнения действий и самоконтроль их результатов. Каждый из этих видов контроля может осуществляться непосредственно, т. е. при помощи органов чувств, или опосредованно при помощи контрольно-измерительных средств. Оба эти способа самоконтроля тесно взаимосвязаны. Непосредственный самоконтроль особое значение имеет при первоначальной отработке элементов деятельности, определении способов решения поставленной задачи.

Осуществляя текущее инструктирование учащихся, опытные педагоги руководствуются и такими правилами, как не доделывать работу самому или более успевающему товарищу за «слабых» и неуспевающих учащихся, так как это приучает их к безответственности и не стимулирует настойчивости в преодолении трудностей; постоянно приучать учащихся планировать свой труд.

Проводя текущее инструктирование, важно обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся, имея в виду, что зачастую причиной ошибок учащихся является их утомление. Эффективное текущее инструктирование характеризует высокая принципиальность и строгость требований педагога к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, правил безопасности.

Определенные особенности на организацию и методику текущего индивидуального инструктирования учащихся накладывает использование в процессе упражнений

документации письменного инструктирования: инструкционных и технологических карт, учебных алгоритмов, производственных инструкций и т.п.

Важной составной частью, одним из «инструментов» текущего инструктирования является контроль учебно-производственной деятельности учащихся на уроке. При правильной организации учебного процесса фактически стираются грани между текущим инструктированием и контролем, контроль превращается в органическую, составную часть инструктирования.

В процессе упражнений учащихся применяются и коллективные формы работы педагога с учащимися. Это так называемый коллективный текущий инструктаж:. Проводится он в тех случаях, когда в ходе наблюдения и контроля учащихся обнаруживается, что многие или большинство из них допускают одинаковые ошибки, имеют одни и те же недостатки. В этих случаях педагог останавливает работу всех учащихся группы и вносит необходимые коррективы в процесс выполнения их деятельности. Наиболее эффективно коллективный текущий инструктаж проводить путем беседы, когда допущенные ошибки, их причины, способы устранения анализируются совместно с учащимися.

 

19

 



Информация о работе Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика