Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Сложность работы педагога преподавателя в том, что ему нередко приходится принимать решения и учебного, и воспитательного характера, которые вследствие конкретных ситуаций не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед педагогом новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свои знания, опыт, интуицию, педагогическое мастерство.

Работа содержит 1 файл

педагогическое мастерство.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

И некоторые выводы:

1.  При определении целей учебного процесса в целом и каждого занятия в частности
педагог должен всегда отталкиваться от личности учащегося.

2.  Превращение ученика в субъект учебной деятельности происходит только после
появления у него цели собственной деятельности.  Процесс  обучения должен быть
ориентирован в первую очередь на выращивание такой цели.

Учащийся всегда должен четко знать, зачем он изучает соответствующий материал занятия. Чтобы у учащегося не возникло сомнения в важности того, чем он занимается на занятии, необходимо, чтобы педагог в своей деятельности руководствовался не только и не столько содержанием изучаемого предмета (материала урока, занятия), сколько потребностью учащихся. То есть цель педагога должна всегда соответствовать цели учащихся. Для этого умейте читать по лицам своих учеников; старайтесь увидеть, что они от вас ждут, понять их затруднения; умейте ставить себя на их место; старайтесь научить их догадываться; пользуйтесь наводящими указаниями — «подсказками», но не навязывайте своего мнения насильно.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВЫБОР

Как уже подчеркнуто, деятельность педагога — и мастера производственного обучения, и преподавателя — осуществляется путем применения педагогических средств, являющихся определенными дидактическими «инструментариями» осуществления учебного процесса: методов обучения, организационных форм, средств обучения (различных учебных пособий, технических учебных средств, оборудования, материалов и т. п.) Все эти элементы педагогических средств тесно взаимосвязаны, между ними зачастую сложно провести разграничение. Методы зачастую выступают как формы, а формы — как методы, все зависит от того, какую задачу выполняют соответствующие им педагогические явления.

Одним из важнейших педагогических средств учебного процесса являются методы обучения, умелый выбор и пользование которыми являются одним из существенных слагаемых педагогического мастерства.

Под методами обучения обычно понимаются упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение учебно-воспитательных и развивающих задач педагогического процесса. Методы обучения можно также рассматривать как подходы к осуществлению процесса обучения, его основную направленность.

«Метод обучения» — понятие многоаспектное и разностороннее. В педагогической науке и педагогической практике выделяются различные группы методов, классифицируемых, выделяемых на основе различных оснований-признаков. Наиболее широко известны следующие классификации методов обучения:

• по источникам знаний и умений — словесные (устное изложение, беседа, работа с книгой, применение инструктивной документации, письменные работы и т. п.); наглядно-образные (демонстрация наглядных пособий, использование аудиовизуальных технических средств, демонстрация трудовых приемов и экспериментов, самостоятельные наблюдения, использование компьютеров и т. п.); практические (упражнения и самостоятельные работы, лабораторно-практические работы, разборосборочные и наладочные работы и т. п.);

• по уровням познавательной деятельности учащихся — включают две группы методов:    объяснительно-иллюстративные    и    репродуктивные:    «обычное»



изложение — объяснение фактов, событий, структуры,


устройства и т. п.,



сопровождаемое средствами обучения, закрепление — повторение; проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристическая беседа, исследовательский;

• по этапам учебного процесса - - методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся; организации и руководства учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся; контроля и самоконтроля в обучении;

• по логике передачи и восприятия учебной информации — индуктивные и дедуктивные.

В реальном учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов обучения к той или иной классификации, к тому или иному подходу, а глубокое знание педагогом их дидактической сущности и возможностей, условий эффективного применения, владение умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.

Неправомерна постановка, согласно которой признается, тем более административно
навязывается приоритет, универсализация того или иного метода или группы методов.
Каждый метод в той или иной классификации имеет свои специфические возможности
для реализации определенных целей обучения. С другой стороны, каждый метод
направлен не только на решение определенной дидактической задачи, но является
носителем всех функций процесса обучения              побуждающей, образовательной,

организационной, воспитательной, развивающей. Каждый метод, в зависимости от со­держания и цели изучения учебного материала, хорош на своем месте, противопоставлять их друг другу, несмотря на различные классификации, нельзя.

В чистом виде методы обучения практически не применяются. В любом акте обучающей деятельности всегда сочетаются несколько методов, они всегда применяются в системе: каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Набор и педагогическая сущность методических способов у различных педагогов различны — они зависят от опыта педагога, стиля его работы, педагогической эрудиции, педагогического мастерства. Методы и способы их применения проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагогов и учащихся. И если говорят о применении в данный момент определенного метода или методического приема, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

С понятием «метод обучения» тесно связано и другое понятие — прием обучения, или методический прием.

Под методическими приемами обычно понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги той познавательной работы, которая происходит в учебном процессе. В процессе обучения как методы, так и приемы обучения переплетаются; сочетания методов и методических приемов разнообразны, они зависят от места метода в учебном процессе, характера изучаемого материала, педагогической природы метода. Один и тот же вид работы зачастую выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех же случаях, когда наглядное пособие — основной источник информации, демонстрация его является методом, а словесное сопровождение — методическим приемом. В ряде случаев методический прием включает даже несколько самостоятельных методов. Особый интерес для педагогических работников представляют   методы   обучения (группы методов), выделяемые по уровням познавательной деятельности учащихся:

объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые. Это уже не столько способы и приемы деятельности педагога и учащихся, сколько подходы к организации учебного процесса, его направленность.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

обучения характерны тем, что с их помощью обучающиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Их применение обеспечивает ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений. Но вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, слабо развивают гибкость ума, его способность проникать в сущность явлений и понятий.

Проблемно-поисковые методы предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно, в достаточной степени самостоятельно усваивают, расширяют, углубляют знания и способы деятельности, позволяют развивать умения и навыки учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся. Вместе с тем при чрезмерном увлечении поисковыми методами, методами развития ума учащиеся лишаются основы, на которую ум должен опереться — прочных знаний, четких представлений об изучаемом материале, которые формируются в основном при репродуктивном построении учебного процесса. Поэтому учебный процесс должен протекать при органичном соединении и сочетании как репродуктивной, так и продуктивной деятельности учащихся.

И поисковые, и репродуктивные подходы к осуществлению процесса обучения в практической работе педагогов, как правило, реализуются с помощью методов, выделяемых по источникам знаний и умений, т. е. словесных, наглядно-образных и практических.

Поскольку методы обучения — это приемы и способы осуществления учебного процесса, т. е. преподавания (инструктирования) и учения, каждый метод обучения следует рассматривать с двух сторон: деятельности педагога и деятельности учащихся. Покажем это применительно к основным методам обучения, выделяемым по источникам знаний и умений, имея в виду, что они во всех методах, выделяемых в различных классификациях, являются основными «инструментами» учебного процесса.

Деятельность педагога (преподавателя, мастера производственного обучения) при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов: целевая установка; определение содержания и порядка деятельности

учащихся (создание ориентировочной основы их действий); собственно обучающая
деятельность педагога; руководство познавательной и учебно-производственной
деятельностью учащихся; подведение итогов.              '

Выбор методов обучения

В общей характеристике методов обучения было подчеркнуто, что каждый метод реализует определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В то же время в любом акте учебного процесса всегда сочетается несколько методов, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагога и учащихся.

Педагог волен выбрать любой метод, любой подход к осуществлению процесса обучения. Главным критерием при этом является цель, которую он ставит, четкое знание, какие образовательные, воспитательные и развивающие функции и возможности может выполнить тот или иной метод.

Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения, — их разнообразие. Однако разнообразие — не самоцель. Различные методы обучения требуют включения в процесс усвоения знаний и умений различных органов чувств: слуха, зрения, осязания, мускульных ощущений и др. По-разному влияют разные методы и методические приемы на развитие памяти, учебного интереса, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, использованию знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях. Все это определяет необходимость комплексного, системного подхода к оптимальному выбору методов обучения.

При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации учащихся, т. е. побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности, и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. Оба эти требования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на занятиях, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе.

При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся. Вместе с тем учет возможностей учебной группы не должен

«

обозначать любого приспособления к нему.  Задача педагога состоит в том, чтобы развивать эти возможности.

 

И наконец, выбор методов обучения необходимо всегда соотносить со своими возможностями по их использованию, опираясь, естественно, на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.

Неправомерно выделять и ориентироваться на так называемые активные методы обучения.

Нет методов активных, как и нет методов пассивных. Любой метод, любой методический прием может вызвать познавательную активность учащихся. Активным метод, прием обучения делает тот, кто его применяет — т. е. педагог. Вместе с тем в практике педагогического процесса применяется ряд методов и форм обучения, которые по своему содержанию и способам реализации объективно невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Их действительно можно в определенной степени отнести к «активным». Это эвристические беседы, дидактические (деловые, ролевые, управленческие) игры, лабораторно-практические работы, дискуссии, семинары, методы проблемного обучения и др. Но в любых случаях при всей «активности» этих методов и форм учебный процесс всегда происходит под непосредственным руководством педагога.

В последующих разделах пособия мы рассмотрим эти «активные» методы обучения более подробно. Предпочтительность или избыток излюбленных, или «модных», «активных» методов (тем более если они недостаточно освоены педагогом) может отрицательно отразиться на качестве обучения, не оправдать их применение. Не существует «чудодейственных» методов обучения, применяя которые можно было бы постоянно и сразу достигнуть успехов. Хороший педагог учит хорошо, слабый — слабо. Это простая, но непреложная педагогическая истина.

Несмотря на безусловную эффективность умелого применения «активных» методов и форм учебного процесса нужно ни в коем случае нельзя забывать использование методов и методических приемов, которые применялись и отработаны многолетней практикой работы системы профессионально-технического образования, хотя они несправедливо в литературе именуются «традиционными», неэффективными.

Подводя итог рассмотрению общих характеристик методов обучения, перечислим основные требования к методам обучения, а также пути их совершенствования на современном этапе развития образовательного процесса:

•   соответствие современным задачам и содержанию образовательного процесса;

Информация о работе Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика