Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Сложность работы педагога преподавателя в том, что ему нередко приходится принимать решения и учебного, и воспитательного характера, которые вследствие конкретных ситуаций не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед педагогом новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свои знания, опыт, интуицию, педагогическое мастерство.

Работа содержит 1 файл

педагогическое мастерство.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

•   обеспечение достоверного и доступного раскрытия содержания образования;

•   обеспечение единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций,

а также личностной ориентации учебного процесса;

•  реализация задач повышения познавательной активности и самостоятельности
учащихся;              '

•  обеспечение задач повышения  связи теории и практики,  задач трудового и
экономического воспитания обучающихся;

•  обеспечение рационального использования в учебном  процессе современных
организационных форм и дидактических средств обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для педагогических работников (прежде всего мастеров производственного обучения и преподавателей специальных и общетехнических предметов) профессиональных учебных заведений, основной целью деятельности которых является подготовка конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специалистов, особое значение имеет владение практическими методами обучения, прежде всего умелое руководство упражнениями, как ведущим практическим методом.

В процессе производственного обучения упражнения являются основным методом формирования профессиональных умений и навыков учащихся. Фактически весь процесс производственного обучения — это последовательная цепь постепенно и постоянно усложняющихся упражнений, в процессе которых решаются все новые и новые учебно-трудовые задачи, достигаются новые дидактические цели.

В процессе изучения специальных и общетехнических предметов упражнения также являются одним из основных способов, методов применения, закрепления, совершенствования и развития получаемых знаний.

Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для сознательного их. совершенствования. В процессе упражнений, таким образом, происходит переход количества (в данном случае количества повторений, воспроизведений) в качество, которое характеризуется совершенствованием знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков.

Вместе с тем не все так просто, не каждое многократное повторение является упражнением, дающим приращение качества. Можно часто повторять одни и те же действия, но улучшения их может и не наступить.

Все  зависит  от  цели  и  содержания  упражнений,   от  методики,   организации  и

*

руководства упражнениями учащихся со стороны педагога.

Упражнения как метод производственного обучения должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1.  Упражнения — это не только повторения, но и обязательное движение вперед.
Каждое упражнение — это очередной шаг в овладении профессией.

2.  Каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную — чему научиться, что
освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и др.; и
чисто  прикладную         что,  как  и  сколько  сделать  в  процессе  упражнений,  каких
результатов добиться. Цели эти должны тесно сочетаться, причем достижение прикладной
(производственной) цели является средством достижения учебной цели. Эти обе цели
должны быть четко доведены до учащихся и осознаны ими.

3.  Упражнения проводятся под руководством мастера производственного обучения.
Цель   мастера   при   руководстве   упражнениями   должна   быть   и   целью   учащихся.
Корректировка деятельности учащихся в процессе упражнений должна производиться,
прежде всего, с позиций реализации учебной цели.

4.  Выполняя     упражнения,     учащийся    должен     иметь     прочную     осознанную
ориентировочную основу своих действий. Он должен четко знать: «что», «как» и «почему
так» нужно выполнять учебно-производственные задания.

5.              Высокая   эффективность   упражнений   обеспечивается   наличием   интереса   и
позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности учащихся.

6.  В процессе упражнений учащиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и
самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий
чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.).

7.  В процессе упражнений на каждом его этапе учащийся должен четко представлять
себе, каких результатов он добился, насколько успешно выполняется их цель.

Структура учебно-производственной деятельности учащихся в процессе упражнений не остается неизменной. При первых попытках учащийся стоит перед новым для него действием. Постепенно в ходе упражнений отдельные элементы действия и трудовые действия в целом выполняются быстрее и качественнее. Применение приемов и способов все более автоматизируется, освобождается от контроля сознания, что открывает возможность управлять скоростью и точностью действий, приспосабливать их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и объекты.

При выполнении упражнений в процессе теоретического обучения применяются два типа заданий (задач). Это, прежде всего, задачи конкретно-практические - эти задачи нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи (например, определить то-то, доказать то-то, выполнить действие по образцу, показанному

преподавателем, проанализировать и т. п.). Особенность таких задач состоит в том, чтобы воспроизвести, закрепить то, о чем рассказывал или показывал педагог. Т. е. их действия носят чисто репродуктивный, воспроизводящий характер. /Это важно, полезно, но далеко недостаточно.

Другой тип задач — это задачи сугубо познавательные, где главная цель их наряду с получением конкретно-практического результата — научить учащихся находить способ решения задачи, способ действия, который может быть применен при решении других нетипичных задач. При этом при обучении учащихся способам решения происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы, что современному рабочему, специалисту необходимо как воздух. В этом смысле решение учебной задачи — это уже не столько продукт, а средство достижения цели — учебной, а также производственной (прикладной) задачи. В учебном процессе должны использоваться как те, так и другие типы задач-заданий. Любая конкретно-практическая задача (задание, упражнение) может превратиться в учебно-познавательную, если педагог переориентирует учащихся на осмысление того, как он решал эту задачу, выполнял задание. В этом — основной педагогический смысл познавательных задач, отрабатываемых в процессе упражнений.

Задачи такого характера являются уже задачами мыслительными, требующими не только вспоминания и воспроизведения, но и включения собственного мыслительного аппарата.

Часто встает вопрос: как организовать упражнение-обучение учащихся практическим умениям работе (обслуживании, наладке, контролю и т. п.) на оборудовании, которое практически невозможно иметь в учебных мастерских профессионального учебного заведения? Эти проблемы становятся все более актуальными в связи с оснащением предприятий новой сложной производственной техникой. С целью освоения умениями управлять такой техникой все чаще применяются упражнения на тренажерах, имитирующих способы управления сложными техническими устройствами.

Применение тренажеров обладает следующими преимуществами:

•              способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучения теории на
занятиях по специальным предметам к овладению практическими действиями, ак­
тивизирует процесс обучения;

•   создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то
же время, исключая опасность аварий, поломок оборудования;

•   позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы

оборудования и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;

•              моделирует (имитирует) сложные условия работы, вплоть до аварийных ситуаций,
с которыми учащиеся при работе на действующем оборудовании ознакомиться не
могут;

•              позволяет многократно моделировать и прогнозировать помехи и неисправности
до полного их устранения;

•              развивает    у    учащихся    приемы    самоконтроля    —    решающего    фактора
формирования многих умений и навыков, особенно при оснащении   тренажеров
специальными средствами и устройствами обратной связи.

Существенным достоинством тренажеров является применение ускоренного масштаба времени. В производственных условиях изменения параметров реальных технологических процессов, например химического и нефтехимического производства, происходят сравнительно медленно, и для того чтобы выполнить все действия по управлению агрегатами в обычном масштабе протекания процессов, требуется значительное время. Ускоренное протекание технологического процесса на модели-тренажере агрегата, установки позволяет освоить процесс управления в значительно более короткое время.

Важным фактором использования тренажеров является специальное выделение осваиваемой учащимися трудовой деятельности - - приемов, операций, способов, с тем чтобы обучение могло быть продолжено в реальных производственных условиях. Поэтому в учебных целях на тренажерах моделируется не вся производственная среда, не вся осваиваемая учащимися трудовая деятельность, не все операции, а только наиболее трудные в обучении и наиболее значимые в реальных условиях трудового процесса, от которых зависит успех будущей самостоятельной работы учащихся. Однако, чем более модель приближена к реальным условиям выполнения соответствующей технологической операции, тем выше ее эффективность как средства обучения.

В последние годы в связи с широким внедрением в учебный процесс электронно-вычислительной техники все большее применение находит компьютерное моделирование технологических и других производственных процессов с применением специально создаваемых педагогических программных средств • ППС. При этом основным средством имитации технологического процесса и обратной связи является непосредственно компьютер. Тренажер операторской деятельности при этом строится на основе наглядного изображения реального объекта, совпадающего с ним настолько, что работа с компьютером имитирует реальную исполнительскую деятельность.

Как показали экспериментальные исследования и передовой педагогический опыт, все частные технологии тренажерного обучения по управлению автоматизированным оборудованием основываются на общем алгоритме ' упражнений, включающем следующие основные этапы: задание мастером определенной ситуации, режима тренировки на тренажере -анализ учащимися содержания задания — определение состояния моделируемой на тренажере системы, выявление отклонений от нормы, их величины и характера -» принятие учащимися решения и определение алгоритма приведения системы в норму - работа учащихся с органами управления тренажером по приведению системы в норму -» отработка способов деятельности - текущий контроль состояния системы на основе данных информационной части тренажера -» анализ мастером и учащимися успешности тренировочных упражнений по показаниям контрольного пульта управления тренажером - обоснование учащимися полученных результатов.

Организуя упражнения на тренажере, необходимо ознакомить учащихся со специальным визуальным языком, способами кодирования информации; формой, размером, пространственной ориентацией, буквами, цифрами, цветом, яркостью, частотой мельканий, логограммами, знаками изображения, используемыми в дисплеях тренажера, различного рода индикаторах, экранах, табло.

Из других практических методов профессионального обучения нельзя не упомянуть
о лабораторных и лабораторно-практических работах. Лабораторные работы, как
правило, характерны при изучении общеобразовательных и общетехнических
предметов              физики, химии, биологии, электротехники, общей химической

технологии и т. п. Они являются непременной органической частью содержания обучения этим предметам.

При   изучении   специальных   предметов   и   практическом   (производственном)

обучении лабораторно-практические работы также могут иметь место. Однако их

включение в учебный процесс - - тематику, содержание, методику и организацию

проведения — все это решает педагог (преподаватель, мастер) в зависимости от

особенностей содержания и целей изучения предмета, профессии.

По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы занимают

промежуточное  положение  между теоретическим  и  производственным  обучением и

являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет

на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их

проведения, методов и приемов руководства деятельностью: учащихся. В ряде случаев

лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателем

специального предмета и мастером производственного обучения. В процессе производственного обучения лабораторно-практические работы являются чаще всего составной частью занятия, включаются в него как один из структурных элементов.

Основными видами лабораторно-практических работ, характерных для специальных предметов и производственного обучения, являются:

•              изучение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, аппаратов,
приборов   и   т.п.,   например:   разборо-сборочные   работы,   выбор   инструментов   и
приспособлений по характеру выполняемых работ, сборка схем и др.;

•              исследование количественных и качественных зависимостей между техническими
величинами, параметрами, характеристиками;

•              изучение    способов     использования    контрольно-измерительных    приборов    и
инструментов;

Информация о работе Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика