Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Сложность работы педагога преподавателя в том, что ему нередко приходится принимать решения и учебного, и воспитательного характера, которые вследствие конкретных ситуаций не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед педагогом новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свои знания, опыт, интуицию, педагогическое мастерство.

Работа содержит 1 файл

педагогическое мастерство.doc

— 245.50 Кб (Скачать)


Введение

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — ЕГО СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Пожалуй, нет ни одного педагога — ни в общеобразовательной, ни в профессиональной школе, — который не мечтал бы освоить педагогическое мастерство и не стремился к этому. Конечно, эти мечтания и стремления не всегда сбываются -педагогическое мастерство само по себе не приходит, даже если у педагога накапливается определенный опыт. Ведь педагогический опыт и педагогическое мастерство — это не одно и то же, хотя и взаимосвязаны определенным образом. Часто бывает так, что педагог, много лет занимающийся педагогической деятельностью, в силу сложившихся привычек, собственного опыта считает, что он достиг успеха в своем педагогическом труде, его деятельность более-менее удовлетворяет его, а педагогического мастерства как такового нет.

Сложность работы педагога преподавателя в том, что ему нередко приходится принимать решения и учебного, и воспитательного характера, которые вследствие конкретных ситуаций не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед педагогом новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свои знания, опыт, интуицию, педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию, любящему свое дело, своих воспитанников. Это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, специальных, педагогических знаний и умений, позволяющих.ему с помощью системы педагогических средств добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников.

Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учащихся тому, что знает и умеет сам преподаватель. Педагогическое мастерство проявляется в уверенном владении эффективными способами обучения учащихся, в способности воспитывать у них положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии, специальности, в умении учить учащихся преодолевать трудности на пути к достижению цели, рв ответственности за результаты своей педагогической деятельности.

Педагогическое   мастерство   проявляется   в   такой   направленности   процесса

*

обучения, когда педагог стремится достигнуть не только высоких результатов учебной деятельности   учащихся,   но   и   эффективно   сформировать   у   них   учебные   умения,

посредством которых эти результаты достигаются. Такое мастерство определяет высокий авторитет педагога у своих учащихся. А чем выше авторитет преподавателя, тем большее значение имеют его требования, педагогические воздействия для учащихся.

Педагогическое мастерство - - это не природный дар человека, хотя природные задатки, т. е. то, что называется склонностями, способностями, призванием к педагогической деятельности, во многом способствуют овладению им. Педагогическое мастерство формируется и развивается посредством активного творческого педагогического труда на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний в области педагогики, педагогической психологии, дидактики, методики и организации обучения, умений применять их в практической деятельности. Педагог, не опирающийся в обучении и воспитании на закономерности психологии усвоения знаний и умений, использует данные педагогики и методики лишь как готовые рецепты.

Рост мастерства педагога происходит постоянно при наличии у него соответствующего стремления.

Педагогическое мастерство нельзя расценивать и оценивать по отдельным занятиям, урокам как «мастерство на час» -- оно проявляется в системе работы мастера, преподавателя как важнейшая характеристика педагога-профессионала.

Педагогическое мастерство имеет двойственную природу, оно включает в себя как высокий уровень владения преподаваемым предметом, обучаемой профессией, так и собственно педагогическое мастерство - умение хорошо учить, воспитывать. И никакие специальные ухищрения не прибавят авторитета педагогу-воспитателю, который толком не знает своего дела, не умеет его мастерски исполнять и личным примером увлекать учащихся к приобретению знаний, формированию умений и навыков.

Самое тонкое и сложное в мастерстве педагога — психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т. п.). Наиболее важным при этом является понимание преподавателем тех трудностей, которые испытывают учащиеся, в чем они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки.

Педагог, обладающий высоким мастерством, эффективно управляет учебным процессом, познавательной и практической деятельностью учащихся. Он заранее продумывает и планирует свое педагогическое воздействие на учащихся, а также на их учебную деятельность, умело подбирает наиболее целесообразные учебные и учебно-производственные задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные их

 

затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения и устранения,
заблаговременно готовит необходимые средства обучения, оборудование, материалы,
инструменты, документацию, рабочие места.              /

Педагог — мастер своего дела эффективно организует и осуществляет учебный процесс: применяет разнообразные формы, методы и средства обучения в комплексе, систематически обучает учащихся приемам и способам учебной деятельности, формирует мотивы учения, умело поддерживает интерес учащихся к изучаемому учебному материалу, учит самостоятельности, формирует и развивает ответственность учащихся за результаты учебной деятельности, умело учитывает их индивидуальные возможности и способности.

Важной стороной педагогического мастерства является искусство ставить перед учащимися учебные и учебно-производственные задачи в возрастающей сложности, требующие самостоятельных решений, сообразительности, доступного поиска. Такие задачи вызывают и стимулируют творческий подход учащихся к учебному процессу.

Важным критерием и показателем педагогического мастерства является стремление и умение педагога экономно расходовать учебное время — свое и учащихся.

Педагогическое мастерство — это и эффективный воспитательный и развивающий фактор. Когда педагог удовлетворяется только более-менее правильным воспроизведением изложенного им материала или механическим исполнением учащимися его инструктивных указаний, воспитательное значение таких занятий сводится к нулю. Когда же учащиеся не только действуют, но и вдумываются в свои действия, докапываются до истины, интересуются, высказывают свои суждения и предлагают свои решения, воспитательный эффект таких занятий значительно повышается.

Каждый мастер производственного обучения, преподаватель имеет, как говорят, свой «педагогический почерк», по-своему организует работу, добивается осуществления целей обучения и воспитания с помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль. В современных условиях вопрос о стиле работы преподавателя, непосредственно связан с развитием познавательной активности учащихся в учебном процессе, самостоятельной активной учебной деятельности учащихся. От стиля работы преподавателя, мастера во многом зависят темп усвоения знаний и умений учащимися, результативность их учебы, полнота осмысливания преподаваемого, умение применять полученные знания и умения в различных учебных и производственных условиях. Стиль, как и педагогическое мастерство в целом, не является врожденным качеством педагога, а формируется в процессе практической деятельности. Стиль работы мастера,

преподавателя во многом определяет стиль учебной работы учащихся, цели и мотивы учебы, характер их мыслительной и производственной, трудовой деятельности.

Не отождествляя стиль с методами обучения, нужно подчеркнуть, что индивидуальный стиль предполагает и свои методы, умелый подбор которых вносит разнообразие в процесс обучения, обеспечивает достижение положительных результатов. Основные черты стиля работы педагога — мастера педагогического труда — цельность, насыщенность содержательным материалом, большая плотность урока, интерес учащихся к учебной деятельности, высокая активность на протяжении всего занятия, эмоциональный тонус, деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью. Положительный педагогический стиль — важнейший показатель педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство, преподавателя характеризует также педагогический такт — чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что он делает, обучая и воспитывая своих учеников. Педагогический такт основывается на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к ним.

Педагогический такт проявляется в умении педагога находить наиболее эффективные способы воздействия на учащихся, соблюдать педагогическую этику в применении воспитательных воздействий, учитывая конкретную педагогическую задачу, особенности и возможности личности учащегося, конкретную педагогическую ситуацию. Педагогический такт проявляется также в умении держаться с учащимися достойно и доброжелательно, разговаривать с ними, не задевая их самолюбия, в понимании состояния учащегося, в умении поддержать его, создавать и сплачивать ученический коллектив. Опытный, тактичный педагог никогда не злоупотребляет; выговорами и внушениями учащемуся в присутствии его товарищей; порицание перед коллективом считает крайней мерой. В общении с учащимися его характеризуют справедливость, выдержка, умение владеть собой, управлять своими чувствами, настроением, переживаниями, темпераментом. Осуждая поступок, опытный преподаватель, мастер всегда стремится показать учащемуся, что это неприятная для него, но необходимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов.

Антипод педагогического такта — бестактность, т. е. грубость, злопамятность, унижение личности учащегося, разносы, крик, брань и т. п., чем, к величайшему сожалению, еще грешат некоторые с позволения сказать «педагоги». Все это совершенно несовместимо не только с педагогическим мастерством, но и с педагогической деятельностью вообще. Не обладая педагогическим, да и не только педагогическим, но и

просто человеческим тактом, внутренней культурой, выдержанностью, вежливостью, способностью прощать мелочи — нечего идти в педагоги. Так что педагогический такт -это тоже из области врожденных, а не приобретенных качеств педагога.

Известный психолог, профессор Н. Б. Страхов, внесший значительный вклад в изучение педагогического такта, называет следующие его признаки, которые можно рассматривать как своеобразные правила педагогического такта.

•естественность, простота обращения, не допускающая фамильярности;

•              искренность тона, чуждая всякой фальши;

•  доверие к ученику без попустительства;

•  выражение просьбы без навязчивости;

•  рекомендации и советы без навязчивости;

 

•     воздействие в форме предложения, внушения и требования без подавления
личности учащегося;

•     серьезность  тона в  обращении,  но  без  того,  чтобы  создавать  натянутость
обстановки;

 

•  ирония, юмор без насмешливости, унижающей достоинство личности учащегося;

•  требовательность без мелочной придирчивости;

•  доброжелательность без заискивания;

 

•   настойчивость без упрямства;

•   деловой тон без раздражительности, сухости и холодности;

•   последовательность в применении воспитательных воздействий  без  колебаний  и
необоснованной отмены требований; развитие самостоятельности без излишней
опеки;

•   быстрота ориентировки, своевременность воспитательного влияния без поспешности
и опрометчивости решений;

•   внимательность к ученику без подчеркивания того, что педагог наблюдает за его
поведением;

•   спокойная   сосредоточенность   и   уравновешенность   в   общении,   исключающая
безразличие и ненужную возбудимость;

•   умение    вести    с    учащимся    беседу    без    поверхностного    поучительства    и
морализирования.

Руководствуясь этими правилами педагогического такта, мастер, преподаватель в значительной степени повышает возможности достигнуть высокого результата в обучении и воспитании своих учеников.

Одним из важных слагаемых педагогического мастерства является также педагогическая техника, которую можно рассматривать как арсенал педагогических средств, умений и навыков, при помощи которых педагог (преподаватель, мастер производственного обучения) непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений: умение управлять собой и умение взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.

К педагогической технике не сводится все педагогическое мастерство. Но овладение ею превращает ее в тонкий инструмент решения важных педагогических задач, стоящих перед преподавателем, мастером.

Перечислим некоторые наиболее характерные проявления педагогической техники:

• умение доходчиво, интересно, грамотно, эмоционально излагать учебный материал; чистота речи, умелое владение голосом (тембр, интонация, высота, оптимальная громкость, умеренные мимика и жестикуляция);

•   умелое владение средствами наглядности, классной доской, техническими средствами
обучения,   другим   учебным  оборудованием,   методикой  демонстрации  изучаемых
трудовых приемов и способов;

•   педагогическая   внимательность,   способность   оперативно   следить   за   реакцией
учащихся на свои действия; при необходимости — быстро реагировать на них;

Информация о работе Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика