Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:49, реферат
Сложность работы педагога преподавателя в том, что ему нередко приходится принимать решения и учебного, и воспитательного характера, которые вследствие конкретных ситуаций не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед педагогом новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свои знания, опыт, интуицию, педагогическое мастерство.
Таким .образом, учебный процесс — это целостное педагогическое явление. Все его основные компоненты тесно взаимосвязаны. Цели обучения воплощены в содержании образования, которое определяет формы, методы и средства обучения, т.е. деятельность учащихся и деятельность педагога. Деятельность педагога и учащихся протекает совместно при тесной взаимосвязи.
Содержание и организация процесса обучения основаны на определенных принципах, представляющих систему исходных, основных дидактических положений, требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую его эффективность. К основополагающим, обще дидактическим принципам учебного процесса относятся: взаимосвязь решения задач образования, воспитания и развития учащихся; доступность и посильность обучения; его наглядность; сознательность и активность в обучении; оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития учащихся.
Специфика профессионального образования отражена в таких принципах, как соответствие процесса обучения требованиям современного производства; соединение обучения с производительным трудом учащихся; профессионально-
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
/
Как уже подчеркивалось, образовательный (учебный) процесс представляет определенную педагогическую систему, определяющим элементом которой являются цели образования. Цели, задаваемые педагогической системе и реализуемые в ней, образуют определенную иерархию.
Первый уровень целей — социальный заказ общества, его различных социальных групп всем системам образования на определенный общественный идеал личности человека, как гражданина, профессионала.
Второй уровень целей - - образовательная цель для каждого типа образовательных учреждений, для каждой образовательной программы в отдельности, в которой социальный заказ трансформирован в понятиях и категориях педагогики.
Третий уровень целей — это те педагогические цели, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии.
Содержание обучения в профессиональных учебных заведениях реализует общие цели профессионального образования (второй уровень целей):
• создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения
квалификации для включения человека в общественно-полезный труд в соответствии с его
интересами и способностями;
• воспитание граждан -- социально активных, творческих членов общества, овладевших
системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к
преобразованию производства, производственных, экономических и общественных
отношений, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего
труда, деятельности предприятия, фирмы, учреждения, где они работают, за охрану
природы, за судьбу и страны и мира;
• удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям научно-технического, гуманитарного, социального прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором.
Эти цели определяют основные требования к выпускникам профессиональных
учебных заведений, конкретизирующие общие цели профессионального образования
своеобразную обобщенную его «модель». Этими требованиями необходимо
руководствоваться при проектировании и осуществлении учебно-воспитательного
процесса:
• владение знаниями и умениями в соответствии со стандартом профессионального
образования, необходимыми для успешного выполнения деятельности по
полученной профессии, специальности, для адаптации в современных условиях
жизни и производства;
• сформированный умственный потенциал, развитый интеллект и волевые качества,
развитая память, способность разумно действовать, справляться с
производственными и жизненными обстоятельствами; способность творчески
мыслить, анализировать возникающие производственные и жизненные ситуации,
оперативно принимать самостоятельные решения, делать выводы, предвидеть
последствия своих действий;
• развитые личностные качества - - реалистичные представления и способность к
адекватной оценке и самооценке по отношению к себе и другим людям;
сформированные высокие морально-нравственные, этические и эстетические
ценности; уважительное отношение к окружающим, способность к сочувствию и
сопереживанию; настойчивость в учебе и работе; умение отстаивать свои убеждения;
независимость в мышлении и поведении; уверенность в своих силах и способностях;
развитая потребность в самосовершенствовании, саморазвитии;
• способность к рефлексии собственной деятельности умение анализировать,
контролировать и оценивать свои действия, понимать причины своих ошибок и
затруднений, намечать пути и способы их устранения и предупреждения;
способность учиться на ошибках, находить пути и способы повышения качества и
эффективности учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
Целеполагание процесса обучения как и его функции включает образовательные, воспитательные и развивающие цели. Однако если образовательные цели — формирование знаний, умений и навыков — могут более или менее четко планироваться и контролироваться по ходу и результатам учебного процесса, то реализация целей воспитания, целей развития учащихся является лишь предполагаемым конечным результатом учебно-воспитательного процесса. Эти цели (как векторы процесса обучения), указывая направление деятельности педагога, не могут оперативно и четко планироваться и контролироваться, имея в виду, что на процесс воспитания и развития учащихся, помимо педагогической деятельности преподавателя, мастера производственного обучения, оказывают влияние большое число других факторов. Однако в образовательном процессе цели воспитания и развития учащихся наряду и в сочетании с образовательными целями всегда присутствуют «на острие» педагогического внимания педагога — преподавателя, мастера.
Важный вопрос целеполагания в учебном процессе — о соответствии цели педагога и цели учащихся.
Пока педагог не выработает мастерства подчинять себя и своих учеников педагогической цели, пока не осмыслит своих личных возможностей воздействия на аудиторию, пока не сформирует у учащихся цели, соответствующей его цели, акт обучения состояться не может, и методы воздействия не достигнут желаемого результата. Учащийся должен знать, зачем он изучает тот или иной учебный материал — т. е. цели его учения. Каждый учащийся с разной степенью точности, полноты и осознанности преследует свои цели на занятии: научиться профессиональным действиям, научиться выполнять операцию лучше, чем другие, выполнить задание по возможности быстрее, с меньшей затратой усилий. Однако не исключены и противоположные цели: выполнить задание, чтобы не наказали — отбыть урок, получив при этом высокую оценку, увильнуть от работы и т. д.
Таким образом, цели учащихся могут соответствовать целям педагога, а могут и расходиться с ними. Каждая сторона старается достичь своей цели. Педагогу в этих условиях предстоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс.
Цели учебного занятия педагогом должны определяться таким образом, чтобы выполнение, реализация их могла четко и однозначно, диагностично, определяться как по ходу занятия, так и по его результатам. Следовательно, цель занятия педагогом должна быть сформулирована (прежде всего для себя) через результаты обучения, поставлена диагностично — т. е. настолько точно и определенно, чтобы можно было более-менее однозначно сделать заключение о степени ее реализации и соответственно этому строить учебный процесс.
Определенную особенность представляет рассмотрение вопроса о целеполагании учебного процесса практического, производственного обучения.
Формирование трудовых умений и навыков в процессе производственного обучения осуществляется в основном в процессе выполнения учащимися учебно-производственных работ, производительного труда (в широком смысле этого понятия), выпуска реальной продукции, обслуживания, наладки, эксплуатации оборудования и т.п. Такая взаимосвязь обучения с производительным трудом предопределяет разделение целей производственного обучения на цель учебную, (научить) и цель производственную (сделать, обработать, наладить, обслужить, построить, вспахать и т. п.). Цели эти зачастую находятся в противоречии, противостоят друг другу; не всегда цель
производственная способствует качественной реализации цели обучающей — особенно это характерно для практики учащихся в условиях реального производства.
При обучении учащихся в процессе производительного труда зачастую создается впечатление, уверенность в том, что если учащиеся что-то делают, выпускают продукцию - значит, они учатся, у них формируются необходимые умения и навыки. Такое мнение в определенной степени оправдано, но далеко не абсолютно. Производственная цель — выполнить работу — закрывает и мастерам, и учащимся учебную цель - научить, научиться работать. Производственное обучение потому и называется обучением, что это — прежде всего учебный процесс. Производительный труд учащихся является не целью, а только средством обучения, хотя в последние годы, в связи с ограниченным финансированием учебных заведений и необходимостью «выживания», производительный труд учащихся приобретает зачастую первостепенное, превалирующее значение. Это можно понять, но трудно оправдать. Ведь правильно организованный, методически обоснованный процесс научения обеспечит и качество, и количество продукции, и необходимую отдачу затрат на обучение.
В современных рыночных условиях развития экономики, когда конкурентоспособность и востребованность квалифицированных рабочих и специалистов во многом зависят от их способностей гибко адаптироваться к изменениям требований рынка труда, возможностей оперативно осваивать новые профили трудовой деятельности, а нередко и профессию, на передний план выходит задача формирования у учащихся профессиональной компетентности, включающей помимо профессионализма, технологической подготовленности, умений в широком их понимании, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, профессиональную мобильность.
Основой, ведущим показателем компетентности квалифицированного рабочего, специалиста является его профессиональное мастерство. В чем его суть?
Под профессиональным мастерством понимается высокая и постоянно совершенствующаяся степень овладения определенным видом профессиональной деятельности. Для квалифицированного рабочего, специалиста, владеющего профессиональным мастерством, характерна также развитая способность быстро переключаться с одних условий труда на другие, оперативно приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся производственным ситуациям. В условиях подготовки квалифицированных рабочих, специалистов в учебных заведениях профессионального образования речь может идти только о формировании основ профессионального мастерства учащихся, ибо настоящее
профессиональное мастерство к квалифицированному рабочему, специалисту приходит со временем работы по профессии, специальности, по мере накопления разностороннего профессионального, производственного опыта, которого, пока еще нет у выпускников учебного заведения.
Профессиональное мастерство — не абстрактное понятие. Оно характеризуется определенными показателями-критериями, являющимися фактически целями обучения, которые нужно четко знать мастеру производственного обучения, преподавателям предметов теоретического обучения, прежде всего специальных предметов, и всегда координировать свою обучающую деятельность, ориентируясь на эти критерии-показатели.
Из основных общих характеристик, критериев, показателей основ профессионального мастерства применительно к подготовке квалифицированных рабочих, специалистов в профессиональных учебных заведениях можно выделить следующие:
• качество выполнения учебно-производственных работ выполнение
технических и других требований (условий) к результатам работы; соответствие их
установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых
положительных результатов работы;
• производительность труда выполнение установленных норм времени
(выработки); способность и умение ценить фактор времени; применение наиболее
экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;
• профессиональная самостоятельность — умение самостоятельно выбирать
способы и средства выполнения работы, обеспечивающие высокое качество и
производительность труда; способность самостоятельно принимать рациональные
решения и нести за них ответственность; осуществление эффективного
самоконтроля и саморегулирования учебно-производственной деятельности;
• культура труда способность и привычка рационально
планировать и организовывать свой труд; умение работать с применением
рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии;
высокая технологическая дисциплина; умение применять в процессе
производительного труда профессиональные знания;
• творческое отношение к труду - - развитая способность и стремление вносить в
процесс труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы,
орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;
• экономическая целесообразность трудовой деятельности — способность к
экономическому анализу выполняемого трудового процесса, принятию оптимальных
в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.
Выделенные критерии-показатели основ профессионального мастерства будущих квалифицированных рабочих, специалистов одинаково характерны для любой подготавливаемой в профессиональном учебном заведении профессии, специальности, поэтому названы общими. Все они тесно взаимосвязаны, подкрепляют и конкретизируют друг друга.
Информация о работе Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика