Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Сложность работы педагога преподавателя в том, что ему нередко приходится принимать решения и учебного, и воспитательного характера, которые вследствие конкретных ситуаций не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед педагогом новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свои знания, опыт, интуицию, педагогическое мастерство.

Работа содержит 1 файл

педагогическое мастерство.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

•   умелое   ведение   беседы   с   учащимися,   в   том   числе   эвристической;   владение
эффективными способами проблемного изложения и постановки учебных проблем, а
также другими активными формами и методами обучения;

•   богатое педагогическое воображение, способность импровизировать, быть всегда
новым для учащихся;

•   умение общаться со всей группой при общении с отдельным учащимся;

•   спокойная   сдержанность,   вежливая   строгость,   неназойливая   пунктуальность,
скромность и простота общения с учащимися; умение убеждать, а не принуждать;

•   уместный  юмор  и  применение  шутки,  способность  удивлять  учащихся  новым,
интересным, необычным;

•   способность, умение управлять собой — своим настроением и состоянием, манерой
разговора, эмоциями, поведением перед учащимися и т. п.

А. С. Макаренко, который в своей педагогической деятельности придавал большое значение педагогической технике, рекомендовал обращать внимание на такие «пустяки», по сути зачастую являющимися решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-

за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть, — считая, что этому можно и нужно учиться постоянно. Педагог, как актер на сцене, находиться все время в поле зрения учащихся, которые все быстро замечают, на все реагируют. Поэтому привлекательный внешний вид, опрятность, подтянутость, чувство меры в цвете и фасоне одежды и т. п. -все это тоже составные части педагогической техники, педагогического мастерства.

Отточенная педагогическая техника — это определенный автоматизм отдельных элементов педагогической деятельности. Однако нужно разумно сочетать такой автоматизм с педагогическим творчеством.

В заключение, подводя итог, выделим основные характеристики, проявления, слагаемые педагогического мастерства:

•              глубокое знание, владение предметом (профессией, специальностью) обучения,
педагогическая эрудиция, компетентность;

• уверенное владение современными методами, формами, средствами обучения и воспитания;

•   собственный индивидуальный стиль педагогической деятельности; системность в
работе; высокий уровень педагогической техники;

•   умение устанавливать нормальные взаимоотношения с учащимися; педагогический
такт;

•   развитое чувство нового, постоянная творческая активность;

•   постоянное приучение, стимулирование учащихся активно самостоятельно мыслить

- анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять полученные знания в новых условиях на каждом этапе учебного процесса;

•              не опекать учащихся по мелочам, стимулировать проявления настойчивости, воли,
стремления  довести  работу  до   конца  самостоятельно;   уметь   побуждать,   а  не
принуждать; опора на положительные качества и особенности учащихся;

•  всегда практиковать четкую установку учащихся на успех, поддерживать ее на всех
этапах учебного процесса;

•  умелое владение способами изложения учебного материала, демонстрации трудовых
действий — четкость, убедительность, доступность, наглядность;

 

•   дифференцированный подход в обучении, учет индивидуальных особенностей и
возможностей учащихся;

•   развитые   умения  рационально   проектировать,   руководить,   управлять   учебным
процессом;

•              объективный   анализ   и   оценка  своей  деятельности   и  деятельности  учащихся;
способность оперативно осуществлять перестройку своей деятельности по ходу
занятия, умелая педагогическая импровизация;              '

•              способность формировать познавательный интерес учащихся к учению, развивать их
мышление и память, вырабатывать умения и навыки учебного труда, развивать
положительную мотивацию к учебному труду;

•              умело сочетать контроль и самоконтроль учащихся в процессе обучения;

•              постоянное       совершенствование       собственного       педагогического       опыта,
педагогических знаний, умений и навыков педагогического мастерства.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЛОГИКА

Педагогам — мастерам производственного обучения, преподавателям, стремящимся овладевать и развивать педагогическое мастерство, — необходимо прежде всего иметь четкое представление о сущности, основных характеристиках и закономерностях учебного процесса.

Кратко рассмотрим эти закономерности.

Учебный процесс (процесс обучения) — это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умений применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей и личностных качеств учащихся, овладение элементами культуры учебного труда, формирование основ мировоззрения.

Учебный процесс обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов:  содержания  обучения;   преподавания,  т.   е.   деятельности  педагога преподавателя, мастера производственного (профессионального) обучения; учения -учебной деятельности учащихся; педагогических средств обучения.

Учение — это систематическая, сознательная учебная деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которой происходит развитие их познавательных сил и способностей. Процесс учения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфической форме. В учебном процессе не ставится задача открытия новых научных или технических истин, а требуются их усвоение и практическое применение. В этом процессе обеспечивается ускоренный темп познания явлений действительности, на исследование которых требовались многие годы.

Многие виды знаний приобретаются учащимися не непосредственно, а опосредованным
путем, т. е. через объяснения педагога, описания в учебниках, различные изображения, из
базы знаний, заложенных в компьютер и т. п.              '

Преподавание — деятельность педагога (преподавателя, мастера производственного обучения) по сообщению учащимся необходимой учебной информации, организации и руководству учением учащихся, контролю за ходом и итогами организованного учения. Учение и преподавание тесно взаимосвязаны.

Говоря о взаимодействии педагога и учащихся в учебном процессе, о единстве преподавания и учения, нужно иметь в виду, что при этом руководящей и управляющей стороной является педагог. Именно он воздействует на учащегося, сообщает ему учебную информацию, формирует у него знания, умения и навыки, воспитывает качества личности. Без педагогического руководства, педагогического воздействия нет и педагогического процесса, нет учения. В то же время как бы активно ни стремился педагог эффективно организовать и управлять учебным процессом, если при этом нет активной деятельности самих учащихся, процесс обучения фактически не протекает, дидактическое взаимодействие реально не функционирует.

Взаимодействие в системе «преподавание (инструктирование) — учение» необходимо
рассматривать также и с позиций его педагогических средств: методов, т. е. способов
осуществления преподавания и учения, организационных форм, а также средств
обучения, являющихся «инструментами» деятельности педагога и учащихся для
достижения поставленных целей. Способы учения зависят от способов преподавания
(инструктирования) и наоборот              способы преподавания неизбежно должны

сообразовываться с планируемыми способами учения, с реальным ходом процесса усвоения учащимися учебного материала. В противном случае учебный процесс будет происходить «на холостом ходу». В процессе обучения всегда должна быть обратная связь между педагогом и учащимися, между преподаванием и учением.

Один из основных компонентов учебного процесса — его содержание. Содержание обучения определяется содержанием образования, которое реализуется в ходе учебного процесса. Содержание образования отражено в учебной программе соответствующего предмета, курса. В содержании образования воплощены общие цели, стоящие перед соответствующей системой образования, а также цели конкретного учебного процесса. Эти цели определяют выбор педагогических средств осуществления процесса обучения. С другой стороны, не только содержание образования определяет течение учебного процесса, но и, наоборот, закономерности этого процесса влияют на формирование содержания. Отсюда вытекают два вывода.

Во-первых, содержание образования, отражаемое в учебных программах, должно по возможности учитывать реальные условия учебного процесса. Если не учесть условия обучения, его особенности и требования к нему, содержание обучения может оказаться не соответствующим реальным целям и требованиям. Этим объясняется разделение стандарта содержания профессионального образования на два компонента: федеральный, отражаемый в типовой (примерной) учебно-программной документации, и региональный (местный) компонент, отражаемый в рабочей учебно-программной документации. Эта документация отражает специфику рынка труда и особенности профессиональной подготовки в регионе или даже на конкретном предприятии, где будут работать выпускники учебного заведения.

Содержание образования и в федеральном, и в региональном его компонентах совершенствуется в соответствии с развитием соответствующей техники и технологии применительно к профессии (специальности).

Во-вторых, логика учебного предмета, курса, как она представлена в учебных программах и учебниках, — не догма, а только обозначение общего порядка подачи и изучения учебного материала. То есть учебная программа предмета, курса определяет, по сути, проект содержания процесса обучения. Подлинный ход обучения зависит не только от логики предмета, курса, но и от закономерностей усвоения учебного материала и условий, в которых происходит учебный процесс: состав и уровень учебной группы, оснащенность, обстановка, педагогическое мастерство педагога и т. д. Учитывая все эти реальные условия и факторы, педагог может и должен вносить определенные изменения в содержание и логику учебного предмета, курса, даже если она и совершенна, и тем более — если не совершенна.

Учебный процесс призван осуществлять три основные взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция учебного процесса заключается в формировании у учащихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний - фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов, способов деятельности; в формировании умений применять полученные знания для решения учебных, учебно-производственных и производственных задач; в формировании у обучающихся общих и специальных учебных умений. Осуществление образовательной функции является основой учебного процесса.

Воспитательная функция учебного процесса проявляется в том, что обучение постоянно — независимо от того, как рассматривает этот процесс педагог, — воспитывает учащихся. Это объективная закономерность учебного процесса; в

воспитательном отношении нейтральным обучение быть не может. Вместе с тем это совсем не означает, что всякий акт обучения воспитывает положительно и в должном объеме. Обучение формирует либо положительные качества, либо отрицательные, — все зависит от содержания, форм, методов, организации и условий обучения, от отношений педагога, его педагогической квалификации, педагогического мастерства. Задача педагога (мастера, преподавателя) — максимально использовать воспитательные возможности процесса обучения для формирования у учащихся лучших качеств. В ходе обучения у учащихся формируются основы научного мировоззрения, жизненные и профессиональные убеждения; воспитывается уважение к труду, к людям труда, высокие нравственные качества. Эта функция процесса обучения включает также воспитание коллективизма, дружбы, готовности к социальному общению; воспитание трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности, инициативности; формирование норм и правил гражданского поведения. Учитывая исключительную важность этой функции, учебный процесс обычно называют учебно-воспитательным.

Развивающая функция учебного процесса проявляется в формировании у учащихся рациональных приемов и опыта мышления; в развитии познавательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли и настойчивости в достижении цели, умений и привычек планировать и контролировать учебный и производительный труд; в формировании умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлению; в развитии внимания, памяти, речи, воображения; в формировании культуры учебного и учебно-производительного труда. Развитие учащихся в процессе обучения является его объективной закономерностью и результатом.

Для учебного процесса характерна определенная логика, обеспечивающая оптимально эффективные результаты как усвоения знаний, формирования умений, так и развитие познавательных способностей учащихся. Логика учебного процесса находится в тесной связи с логикой учебного предмета, но не тождественна ей. Логика учебного процесса есть сплав логики учебного предмета, психологических и дидактических (методических) закономерностей усвоения учащимися учебного материала. Логика процесса обучения раскрывает его объективную структуру и включает ряд определенных звеньев, каждому из которых присущи специфические функции, отражающие деятельность и учащихся, и педагога.

Применительно к деятельности учащихся, т. е. к учению, логика учебного процесса (в общем его понимании) отражает процесс учебного познания: восприятие учебной информации; специальная работа по ее осмыслению, запоминанию, закреплению и

систематизации, что обеспечивает возможность оперировать ею в различных условиях;
применение усвоенной информации на практике. Последнее звено предполагает и
самоконтроль учащихся в процессе обучения.              >

Применительно к деятельности педагога функции звеньев процесса обучения в широком их понимании и применительно к практическому (профессиональному, производственному) обучению, и применительно к предметам теоретического обучения включают: постановку цели, мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся; сообщение учащимся учебной информации; руководство осмыслением, усвоением, закреплением и систематизацией знаний учащихся, их деятельностью по применению знаний на практике; формирование учебных и профессиональных умений и навыков; анализ учебных достижений учащихся, их контроль и оценку.

Выделение звеньев учебного процесса носит в определенной степени условный характер. В действительности все звенья процесса обучения и с позиций учения, и с позиций преподавания взаимосвязаны, взаимообусловлены, зависят от целей процесса обучения, конкретного его содержания, педагогических средств обучения; рассматривать их нужно в органическом единстве.

Информация о работе Педагогическое мастерство - его сущность и характеристика