Отчет по психологической практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:22, отчет по практике

Описание работы

Цель: Продемонстрировать развитие психических качеств таких как: памяти, внимание, воображение.
Методы и методики: методика Горбова «Красно-черная таблица», методика «Расстановка чисел», методика «Сложные аналогии», методика оценки математического мышления «Числовые ряды», методика «Память на образы», методика «Оперативная память», методика определения уровня воображения, исследование индивидуальных особенностей воображения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Описание особенностей исследуемых когнитивных процессов………4
Глава 2. Описание используемых методик и интерпретация результатов………7
Заключение…………………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

практика для сони 1.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     Наибольшее  информативное значение имеют рассуждения  испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".

     Норма правильных ответов - 5 и выше.

     Интерпретация результатов: испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. 

Методика  оценки математического  мышления «числовые  ряды» 

     Направлена  на оценку теоретических математических способностей.

     Цель: исследование логического аспекта  математического мышления.

     Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения – 5 мин.

     Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 мин». 

Числовые ряды

1)       24 21 19 18 15 13 - - 7

2)       1 4 9 16 - - 49 64 81

3)       16 17 15 18 14 19 - -

4)       1 3 6 8 16 18 - - 76 78

5)       7 16 9; 5 21 16; 9 - 4

6)       2 4 8 10 20 22 - - 92 94

7)       24 22 19 15 - - 

      КЛЮЧ:

1) 12 9

2) 25 36

3) 13 20

4) 36 38

5) 13

6) 44 46

7) 10 4 

     Обработка результатов: производится по числу правильно заполненных строк. Норма для взрослого человека – 3 и выше. Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно, его логическое мышление развито слабо.

     Интерпретация результатов: испытуемый сделал правильно четыре строки, что соответствует высокому уровню логического аспекта математического мышления. 
 

Методика  «Память на образы»

     Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке.

     Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.

     Оценка  результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.  

  

     Интерпретация результатов: испытуемый за данное время назвал девять предметов (бабочка, топор, будильник, кот, цифра два, гриб, дом, пистолет, елка), что соответствует высокому уровню памяти на образы.

Методика  «Оперативная память»

     Методика  применяется для изучения кратковременной  памяти в тех случаях, когда кратковременная  память несет основную функциональную нагрузку.

     Инструкция: Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6,2,1,4,2 (записывать на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается).

     Интервал  между зачтением рядов – 15 секунд.

     Подсчитывается  число правильно найденных сумм (максимальное их число - 40). Норма взрослого  человека – от 30 и выше.

     Методика  удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 4-5 минут. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

     Тестовый  материал

     Образец бланка

№ ряда сумма
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
 

     Содержание методики

1. 5 2 7 1 4
3. 7 1 4 3 2
4. 2 6 2 5 3
5. 4 4 6 1 7
6. 4 2 3 1 5
7. 3 1 5 2 6
8. 2 3 6 1 4
9. 5 2 6 3 2
10. 3 1 5 2 7

     Ключ

1. 7 9 8 5
2. 8 9 6 7
3. 8 5 7 5
4. 8 8 7 8
5. 7 9 7 8
6. 6 5 4 6
7. 4 6 7 8
8. 5 9 7 5
9. 7 8 9 5
10. 1 6 7 9

     Интерпретация результатов: испытуемый правильно нашел 35 сумм, что существенно больше нормы и показывает высокий уровень кратковременной памяти.

Методика  определения уровня воображения

     Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

     Опросник

1. Интересуетесь  ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли  вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая  какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны  ли вы на работе? (2, 1).

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете  место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь  ли вы в выборе одежды законами  моды или собственным вкусом? (2, 1).

7. Любите ли  вы рисовать во время собраний  или лекций на листе бумаги  одни и те же фигурки? (О, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли  вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли  вы мысленно бывать в тех  снах, которые знаете лишь по  рассказам? (1, 0).

12. Часто ли  вы плачете, расстраиваетесь в  кино? (1, 0). 

     Оценка  результатов: подсчитайте очки.

     14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

     9-13 очков: среднее воображение. Такое  воображение встречается у очень  многих людей. От вас и только  от вас зависит, сумеете ли  вы развить его. 

     5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

     Интерпретация результатов: испытуемый набрал 11 очков, что соответствует среднему воображению. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

Исследование индивидуальных особенностей воображения.

     Цель  исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

     Материал  и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

     Процедура исследования

     Данное  исследование проводят как с одним  испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

     Тестирование  проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

     Инструкция  испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

     Время рисования на каждом этапе экспериментатор  определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

     По  окончании тестирования испытуемого  просят дать самоотчет и для этого  спрашивают: "Понравилось ли Вам  задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

     Обработка результатов 

     Обработка результатов и определение уровней  развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

     Определение уровня сложности  воображения 

     Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать  пять уровней сложности.

Информация о работе Отчет по психологической практике