Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение

Работа содержит 1 файл

я-концепция.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

У женщин гетеросексуальной  ориентации между понятиями «реальное  Я» и «большинство женщин» были выявлены достоверные различия (р<0.01) по фактору «Оценка» и по фактору «Сила» (табл. 7).

Таблица 7

Показатели  средних значений понятий «реальное  Я» и «большинство женщин», по факторам «Оценка», «Сила», «Активность» у женщин гетеросексуальной ориентации

Факторы

«Реальное Я»

«Большинство женщин»

Оценка

12,6*

7,0*

Сила

5,5*

1,0*

Активность

9,9

10,7



* уровень значимости  р<0.01


 

Полученные результаты могут говорить о том, что для  женщин гетеросексуальной ориентации по сравнению со своим «реальным Я», понятие «большинство женщин» характеризуется более низкой степенью развитости социально-одобряемых качеств, неразвитостью волевой сферы.

Нами были выявлены достоверные  различия в представлениях о «большинстве женщин» между двумя группами женщин.

Женщины гомосексуальной  ориентации оценивают понятие «большинство женщин», по сравнению с женщинами гетеросексуальной ориентации, как характеризующееся большей безответственностью, меньшей отзывчивостью, большей несправедливостью и враждебностью, большей пассивностью, вялостью (по всем характеристикам различие достоверно на уровне р<0.01).

Женщины гетеросексуальной  ориентации, по сравнению с женщинами  гомосексуальной ориентацией, рассматривают  «большинство женщин» как более разговорчивых (р<0.01) и на уровне статистической тенденции как более уверенных.

Женщины обеих групп  имеют сходство в представлениях о понятии «большинство женщин»  в оценке их как «привлекательных», «открытых», «суетливых», «общительных», «эгоистичных», «неискренних»; «слабых», «уступчивых», «зависимых», «нерешительных», «несамостоятельных».

Между женщинами различной  сексуальной ориентации в представлениях о «большинстве женщин» были выявлены достоверные различия (р<0.01) по фактору  «Оценка» и по фактору «Активность» (табл. 8).

Таблица 8

Показатели  средних значений понятия «большинство женщин», по факторам «Оценка», «Сила», «Активность» у женщин различной  сексуальной ориентации

«Большинство женщин»

Женщины гомосексуальной ориентации

Женщины гетеросексуальной ориентации

Оценка

4,2*

7,0*

Сила

-0,8

1,0

Активность

7,9*

10,7*



* уровень значимости  р<0.01


 

Полученные результаты могут обозначать следующее: для  женщин гомосексуальной ориентации понятие «большинство женщин» менее привлекательно, по сравнению с женщинами гетеросексуальной ориентации (все значения по факторам низкие).

Нами не было получено достоверных  различий по уровню расхождения между  понятиями «реальное Я» и «большинство женщин» между женщинами обеих  групп, но были получены достоверные  различия (р<0.05) в уровне расхождения «идеальное Я» и «большинство женщин». У женщин гомосексуальной ориентации показатель значения сдвига составил 18,3; у женщин гетеросексуальной ориентации -16,2.

Эти данные указывают на то, что в семантическом пространстве идеальные представления о себе у женщин гомосексуальной ориентации находятся значительно дальше от понятия «большинство женщин», по сравнению с женщинами гетеросексуальной ориентации.

Обсуждая полученные результаты сравнительного анализа понятия  «большинство женщин» и соотношения понятий «реального Я» и «большинство женщин» в двух группах женщин, можно предположить, что женщины обеих групп, вне зависимости от сексуальной ориентации, при оценке понятия «большинство женщин», скорее всего, опираются на некие общие представления, возможно мало связанные с реальной ситуацией. Это особенно заметно при анализе показателей «уверенности/неуверенности», «независимости/зависимости», «слабости/силы», «самостоятельности/несамостоятельности» у понятия «большинство женщин». По нашему мнению, при оценке этого параметра женщины, в первую очередь, используют традиционные представления о «женщинах» (« слабые, зависимые, несамостоятельные»).

Исходя из полученных данных, можно предположить, что для женщин гомосексуальной ориентации образ «большинство женщин» означает «гетеросексуальные женщины», причем соответствующие традиционному женскому гендерному стереотипу. Этот образ для них имеет малую привлекательность. В семантическом пространстве они находятся дальше от этого понятия, чем женщины гетеросексуальной ориентации. В целом, это может говорить о том, что женщины гомосексуальной ориентации в большей степени отделяют себя от

«большинства женщин», по сравнению  с женщинами гетеросексуальной  ориентации.

Исследование различий в представлениях между образом «реальное Я» и «большинство мужчин» у женщин гомосексуальной ориентации показало что гомосексуальные женщины представляют себя по сравнению с «большинством мужчин» более обаятельными, более добросовестными, более отзывчивыми, справедливыми, более уверенными, более дружелюбными, более честными, более разговорчивыми, более открытыми, общительными, более уступчивыми (по всем характеристикам различие достоверно на уровне р<0.01).

Женщины гомосексуальной  ориентации сходны в представлениях о «реальном Я» и «большинство мужчин» в отношении «эгоистичности»; «слабости», «зависимости», «нерешительности», «расслабленности», «самостоятельности», «деятельного поведения», «спокойствия», «невозмутимости».

В группе женщин гомосексуальной  ориентации, при сравнении понятия «реального Я» и «большинство мужчин» нами были получены достоверные различия (р<0.01) по факторам «Оценка» и «Активность» (табл. 9).

Таблица 9

Показатели  средних значений понятий «реальное  Я» и «большинство мужчин», по факторам «Оценка», «Сила», «Активность» у женщин гомосексуальной ориентации

Гомосексуальные женщины

«Реальное Я»

«Большинство мужчин»

Оценка

9,7*

-1,2*

Сила

4,9

5,9

Активность

6,1*

2,1*



уровень значимости р<0.01


 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для  женщин гомосексуальной ориентации понятие «большинство мужчин» мало привлекательно.

У женщин гетеросексуальной  ориентации сравнительный анализ понятий  «реальное Я» - «большинство мужчин»  показал, что они представляют себя по сравнению с большинством мужчин как: более обаятельных, добросовестных, добрых, отзывчивых, справедливых, дружелюбных, честных; более слабых, уступчивых, более зависимых, менее уверенных; более разговорчивых, более открытых, суетливых, общительных (по всем характеристикам различие достоверно на уровне р<0.01), раздражительных (р<0.05).

Женщины гетеросексуальной  ориентации сходны в своих представлениях о «реальном Я» и «большинство мужчин» в отношении «решительности», «самостоятельности», «деятельного поведения», «энергичности».

Между понятием «реальное Я» и «большинство мужчин» у женщин гетеросексуальной ориентации нами были выявлены достоверные различия (р<0.01) по всем трем факторам (табл. 10).

Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что женщины гетеросексуальной ориентации в меньшей степени склонны оценивать «большинство мужчин» как носителей развитых социально-желательных характеристик («большинство мужчин» скорее эгоистичны, безответственны, неискренни и т.д.). Гетеросексуальные женщины в большей степени склонны характеризовать «большинство мужчин» как сильных, доминантных и эмоционально сдержанных, по сравнению с ними самими.

Таблица 10

Показатели  средних значений понятий «реальное  Я» и «большинство мужчин», по факторам «Оценка», «Сила», «Активность» у женщин гетеросексуальной ориентации

Гетеросексуальные женщины

«Реальное Я»

«Большинство мужчин»

Оценка

12,6*

2,1*

Сила

5,5*

10,5*

Активность

9,9*

3,7*

* уровень значимости  р<0.<

31




 

Женщины гомосексуальной  ориентации по сравнению с женщинами  гетеросексуальной ориентации оценивают «большинство мужчин» как более непривлекательных, более несправедливых, более враждебных, более неискренних, более зависимых, более замкнутых, более суетливых, более эгоистичных, менее сильных, менее уверенных, менее деятельных, менее энергичных и менее общительных (по всем характеристикам различие достоверно, р<0.01).

Женщины различной сексуальной  ориентации сходны в оценке понятия  «большинство мужчин» по шкалам «ответственные/безответственные», «черствые/отзывчивые»; «упрямые/уступчивые», «решительные/нерешительные», «напряженные/расслабленные», «самостоятельные/несамостоятельные»; «раздраженные/невозмутимые».

В целом, между двумя  группами женщин в представлениях о  большинстве мужчин были обнаружены достоверные различия (р<0.01) по факторам «Оценка» и «Сила» (табл. 11).

Полученные результаты позволяют предположить, что для  женщин гомосексуальной ориентации понятие «большинство мужчин» характеризуется большей непривлекательностью, по сравнению с женщинами гетеросексуальной ориентации, сходство наблюдается лишь в отношении фактора «активность». В обеих группах он имеет довольно низкое значение.

Таблица 11

Показатели  средних значений понятия «большинство мужчин», по факторам «Оценка», «Сила», «Активность» у женщин различной  сексуальной ориентации

«Большинство мужчин»

Женщины гомосексуальной  ориентации

Женщины гетеросексуальной  ориентации

Оценка

-1,2*

2,1*

Сила

5,9*

10,5*

Активность

2,1

3,7



♦уровень значимости р<0.01


 

Для женщин гетеросексуальной  ориентации понятие «большинство мужчин» в меньшей степени наделено социально желательными качествами, однако по сравнению с женщинами гомосексуальной ориентации, для этих женщин «большинство мужчин» - «сильные», «уверенные», «независимые».

Достоверных различий в уровне расхождения  между понятием «реальное

Я» и  «большинство мужчин» между двумя  группами женщин не выявлено.

Можно отметить, что при  оценке понятия «большинство мужчин»  женщины, вне зависимости от сексуальной ориентации, используют существующие в обществе женские и мужские гендерные стереотипы. По сравнению с соотношением «реальное Я» и «большинство женщин», в случае «реальное Я» и «большинство мужчин», у женщин, вне зависимости от сексуальной ориентации, «реальное Я» сливается с женским тендерным стереотипом в аспекте социально желательных и поощряемых качеств, и в отношении качеств коммуникабельности, традиционно приписываемых женщинам. У гетеросексуальных женщин слияние с женским тендерным стереотипом подкрепляется в аспекте характеристик, связанных со слабым уровнем развитости волевой сферы, меньшей эмоциональной стабильностью, также традиционно приписываемой женщинам по сравнению с мужчинами.

Понятие «большинство мужчин»  для женщин обеих групп выступает  как мужской тендерный стереотип, характеризующийся низкой степенью развитости социально-желательных качеств, направленностью на себя, эмоциональной стабильностью. А также, развитыми волевыми качествами, и качествами, связанными с активностью («деятельные», «энергичные») традиционно приписываемым мужчинам - в группе женщин гетеросексуальной ориентации.

В отличие от женщин гетеросексуальной  ориентации, для гомосексуальных женщин «большинство мужчин» характеризуется слабо развитой волевой сферой, слабой активностью, и в этих аспектах оценки большинства мужчин, они меньше опираются на мужской тендерный стереотип. Скорее всего, для этих женщин понятие «большинство мужчин» просто мало привлекательно само по себе.

Исследование  полотипизированности образа Я

Исследование полотипизированности образа Я женщин разной ориентации показало, что среди женщин гомосексуальной ориентации у 32% в детстве был человек среди взрослых, на которого они хотели быть похожими. Из них 50% сообщили, что этим человеком являлась женщина и 50% мужчина. При описании этого человека, как правило, использовались характеристики, не несущие в себе четкой тендерной направленности, например: «веселая», «жизнерадостный», «умная», «яркая» «красивая/ий», «мудрый», однако в паре случаев при описании женщинами использовалась традиционная для мужчин характеристика: «сильная», «смелая».

Затруднились ответить на данный вопрос 22%, 46% ответили, что  такого человека среди взрослых у  них не было.

Среди гетеросексуальных  женщин 50% сообщили, что у них был  в детстве человек среди взрослых, на которого они хотели бы быть похожими. Из них 96% сообщили, что этим человеком являлась женщина и 4% мужчина. При описании этого человека чаще всего использовались характеристики, традиционно закрепленные за женщинами, например: «заботливая», понимающая», «нежная», «добрая», «красивая», «отзывчивая», «терпеливая».

Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации