Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:31, реферат
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «Я» - концепции…………………………………………………………...4
Составляющие «Я» - концепции…………………………………………………....5
Когнитивная составляющая «я» - концепции………………………………….5
Оценочная составляющая «Я» - концепции…….…………………………….6
Поведенческая составляющая «Я» - концепции………………………...…….7
«Я» - концепция в различных теориях личности……………………………..……8
Развитие «Я» - концепции………………………………………………………....12
Факторы, влияющие на развитие Я – концепции……………………………12
Источники развития и формирования Я - концепции ……………………....14
Заключение…………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
истории и психологии
Реферат по дисциплине «Психология и педагогика»
На тему:
«Я –
концепция»
Выполнила: студентка группы НН-31
Йошкар-Ола
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………….
Введение
Внутренний
мир личности и ее самосознание издавна
привлекали внимание философов, ученых
и художников. Сознание и самосознание
- одна из центральных проблем философии,
психологии и социологии. Ее значение
обусловлено тем, что учение о
сознании и самосознании составляет
методологическую основу решения не
только многих важнейших теоретических
вопросов, но и практических задач
в связи с формированием
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я - концепция. Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она есть для других.
Человек
все больше и больше контактирует
с обществом и поэтому
Я - концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
1. Понятие «Я» - концепции.
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я - концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
В современной психологии Я - концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я - концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.
Я-концепция
- это совокупность установок на
самого себя. В большинстве
определений установки подчёркиваются
три главных её элемента,
её три психологические составляющие:
Образ Я - представление индивида о самом себе.
Самооценка
- аффективная оценка этого представления,
которая может обладать различной
интенсивностью, поскольку конкретные
черты образа Я могут вызвать
более или менее сильные
Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом
самовосприятия и самооценки индивида
могут, в частности, стать его тело, его
способности, его социальные отношения
и множество других личностных проявлений.
2. Составляющие «Я» - концепции (по Р.Бернсу).
Рассмотрим подробнее эти три основные составляющие Я - концепции:
2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции.
Представления
индивида о самом себе, как правило,
кажутся ему убедительными
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного сам о восприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции.
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых,
важную роль в ее формировании играет
сопоставление образа реального
Я с образом идеального Я, то есть
с представлением о том, каким
человек хотел бы быть. Те, кто
достигает в реальности характеристик,
определяющих для него идеальный
образ Я, должны иметь высокую
самооценку. Если же человек ощущает
разрыв между этими характеристиками
и реальностью своих
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную
Я-концепцию можно приравнять к
позитивному отношению к себе,
к самоуважению, принятию себя, ощущению
собственной ценности; синонимами негативной
Я-концепции становятся в этом случае
негативное отношение к себе, неприятие
себя, ощущение своей неполноценности.
2.3 Поведенческая составляющая «Я» - концепции.
Тот
факт, что люди не всегда ведут себя
в соответствии со своими убеждениями,
хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное
выражение установки в
Всякая
установка - это эмоционально окрашенное
убеждение, связанное с определенным
объектом. Особенность Я-концепции
как комплекса установок
Мы
рассмотрели понятие Я-
3. «Я» - концепция в различных теориях личности.
Содержание и объем понятия «Я-концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч. X. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Берне, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон.