Психологические особенности женщины-руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Психологией лидерства интересуются давно. Лидер это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированы члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.
В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад.

Работа содержит 1 файл

01-29 (9867) Психологические особенности женщины руководителя - исправл2 (4).doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Психологические особенности женщины руководителя 
 
 

 

      Введение

 

     Психологией  лидерства  интересуются  давно. Лидер  это,  прежде всего человек, на  поведение которого  ориентированы  члены группы; именно  он  задаёт  тон и некий стандарт  поведения, определяя цели  и задачи  группы. Именно  он  имеет психологическое право принудить членов  группы  выполнять поставленные  перед ним задачи. Иными словами, лидер  обладает  властью. И, наконец, самое  главное  лидер  принимает  на  себя  ответственность  за  группу  людей  и  за  её  действия.

     В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно  было ранее, но и женщины. Женщина руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. И конечно, существуют некоторые особенности, которые отличают женщину руководителя от руководителя мужчины. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам, руководителям, привносят в деловую жизнь новые черты и изменения. Об этих особенностях поведения и деятельности женщин руководителей и пойдет речь в этой работе.

     Психологией лидерства интересуются давно. Лидер  это, прежде всего человек, на поведение  которого ориентированы члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ними задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное  лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.

     Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и  не вызывает удивления в деловом  мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества. Существует понятие, что женщины слабый пол, и это верно в отношении физической силы. В отношении силы духа вопрос далеко не бесспорный. Сила духа особенно важна для женщины  руководителя, она должна управлять, оценивать, вознаграждать или наказывать. А как это воспринимают мужчины? Многие из них считают, что работа под руководством женщины их унижает. Они толком не знают, как вести себя с женщиной начальником. Зато женщины прекрасно знают, как вести себя с мужчиной начальником. Безусловно, многие профессии гораздо лучше "даются" женщинам в силу их психофизиологических качеств. По данным французских исследователей бизнеса, те из 22 тысяч фирм, во главе которых стоят женщины, приносят вдвое больше прибыли, чем фирмы, возглавляемые мужчинами, в вдвое быстрее развивают свой бизнес. По данным исследования проведенных британским банком почти треть фирм, учрежденных в 2006 г. были основаны женщинами. на сегодняшний день более 790 тыс. женщин в Англии руководят собственным бизнесом, удачно находят свободные ниши на рынках. Усиливается тенденция проникновения в политическую деятельность и охранный бизнес. ( например, в Венгрии в охранном бизнесе 13% женщин, в Великобритании 18%, в Японии 20%, в Эстонии более 22 %.

     В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно  было ранее, но и женщины. Женщина  руководитель – явление привычное  и уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько  лет назад. И конечно, существуют некоторые особенности, которые отличают женщину-руководителя от руководителя мужчины. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам, руководителям, приносят в деловую жизнь новые черты и изменения. Об этих психологических особенностях поведения и деятельности женщин-руководителей и пойдет речь в этой работе.

     Актуальность, научная и практическая значимость проблемы и определили выбор темы нашего исследования.

     Проблема  женского руководства актуальна  для России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остаётся в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры.

Цель  настоящей работы в исследовании особенностей женщины-руководителя.

     Для достижения цели работы необходимо выполнить  следующие задачи :

      - Проанализировать деловые, политические и моральные качества руководителя,

      - классифицировать женщин руководителей,

      - провести эмпирический анализ психологического образа женщины руководителя

       Общая гипотеза исследования  заключается в том, что имидж  женщины — успешного руководителя  отражает профессионально значимые  с позиции общественного сознания  особенности ее личности, деятельности, общения, поведения и внешнего  облика и является позитивным при соблюдении ряда основных социально-психологических условий. Во-первых, восприятие женщины руководителя максимально приближено к господствующему в массовом сознании стереотипу «идеального руководителя» вне зависимости от половой принадлежности его носителя. Во-вторых, женщина - руководитель обладает высоким уровнем успешности деятельности, социальной зрелости и развития ряда, профессионально важных социально-психологических качеств.

      Методологическую  основу исследования составляют анализ литературы и журнальных публикаций, поиск информации в интернете. 

 

      Глава 1. Социально-психологическая характеристика личности руководителя

     1.1 Деловые, политические  и моральные качества  руководителя.

     Для успешного управления трудовым коллективом  руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.

     Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей.

     Политические  качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся.

     Моральные качества характеризуют руководителя с точки зрения нравственности, человечности, порядочности.

     В настоящий период мы переходим к  новой управленческой философии, новой  управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.).

     Все это требует новых, адекватных современным условиям, систем управления на уровне предприятия и предъявляет жесткие требования к личностным качествам руководителя.

     В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт", лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д.Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

     Таким образом, лидером группы может стать  только тот, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых  ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру) [13, 62]

     Известный специалист в области управленческого  консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые современному руководителю:

     а) умение смоделировать ситуацию, способность  к анализу;

     б) умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;

     в) способность разработать стратегию  изменений;

     г) наличие организаторских способностей;

     д) способность использовать в ходе изменений надежные, передовые методы управления.[29]

     Американские  специалисты по управлению Г. Кунц и О’Донелл предлагают следующий перечень качеств, необходимых современному руководителю: желание руководить; умственные способности; коммуникабельность и честность.

     Р. Гастенберг – один из руководителей  крупнейшей в мире бизнеса корпорации «Дженерал моторз», определяя качества, которыми должен обладать в современных  условиях менеджер, прежде всего, называет компетентность. Кроме того, он выделяет ответственность, умение чувствовать окружение, возникающие нужды, время, события, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям. Руководитель, по мнению Р.Гастенберга, должен также обладать высокой работоспособностью и желанием быть лучшим.

     Ансофф  И., американский классик стратегического  управления, указывает на такие принципиально  важные качества руководителя, как  умение идти на риск, способность к  решению социальных проблем, а также профессиональное мастерство.

     Ансофф  И. Выделяет шесть типов (архетипов) управляющих: лидер; администратор; плановик; предприниматель; государственный  деятель (умеющий установить правильные взаимоотношения фирмы с ее социально политическим окружением) и созидатель системы (обладающий высокой компетенцией, разнообразными способностями и умением принятия управленческих решений в условиях информационного взрыва).

     Современные условия, ужесточение конкурентной борьбы требуют сочетания способностей всех шести архетипов управляющих, в то время как в начале века успех фирмы мог обеспечить руководитель, обладающий качествами одного – двух архетипов.[30]

     К наиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя можно отнести  следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный подход к людям; порядочность.

     Руководитель, обладающий необходимыми качествами и  способностями, умело применяющий  их на практике, пользуется заслуженным  авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и служебного авторитета и определяется умением руководителя оставаться в любых обстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжелательным и справедливым.

     Личные  качества руководителя определяют в  зависимости от преобладания тех  или иных качеств поведения.

     Достаточно  распространенной в настоящий период является следующая классификация  типов руководителей, учитывающая личностные особенности.

     1) руководитель антрепренер (новатор)  – видит преимущества изменений  в организации и берется за  их реализацию;

     2) руководитель – «распределитель  ресурсов и работ» – умеет  оптимально расставить сроки  выполнения заданий и их последовательность, хороший организатор;

     3) руководитель – «монитор» является  связующим звеном между своей  организацией и представителями  других фирм и внешних организаций.  Это хороший политик и коммуникатор.

     Мир изменился, во многих отраслях жесткое  иерархическое управление оказывается менее эффективным по сравнению с управлением, построенным на влиянии, убеждении и мотивации. В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любую структуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты управления, построенные на внимании к личности. Иными словами, в терминах социологии женщины управляют при помощи инструментов влияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение и мотивация), а мужчины — на основе инструментов власти (принуждение и иерархия). Именно поэтому мальчики постоянно соревнуются, а девочки договариваются, пытаются решить задачу, мотивируя исполнителей на личностном уровне.[31]

Информация о работе Психологические особенности женщины-руководителя