Особенности труда и поведения женщины в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выделение и описание особенностей труда и поведения, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.
В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Задачи исследования:
1. анализ исторического аспекта восприятия женщины как руководителя;
2. выявление факторов, тормозящих развитие женского предпринимательства;
3. анализ особенностей труда и поведения женщин – руководителей;
4. проведение эмпирического исследования и составление перечня особенностей труда и поведения женщин – менеджеров.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Женщины и лидерство в бизнесе: становление и проблемы становления женского предпринимательства в России
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие женского предпринимательства, непосредственно связанные с гендерными отличиями женщин
1.3 Особенности женщин в управлении, принятии решений и организации труда
2. Методологическая часть
2.1 Концептуальные подходы и методы изучения женщин-менеджеров
2.2 Женщина-менеджер: некоторые парадоксальные закономерности женского лидерства
2.3 Российские домохозяйки: мифы и реальность
3. Практическая часть
3.1 Успешная женщина – какая она?
2.2 Женщины глазами женщин
3.3 Женщина глазами мужчин
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готово.doc

— 246.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Женщины и лидерство в бизнесе: становление и проблемы становления женского предпринимательства в России

1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие женского предпринимательства, непосредственно связанные с гендерными отличиями женщин

1.3 Особенности женщин в управлении, принятии решений и организации труда

2. Методологическая часть

2.1 Концептуальные подходы и методы изучения женщин-менеджеров

2.2 Женщина-менеджер: некоторые парадоксальные закономерности женского лидерства

2.3 Российские домохозяйки: мифы и реальность

3. Практическая часть

3.1 Успешная женщина – какая она?

2.2 Женщины глазами женщин

3.3 Женщина глазами мужчин

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

     Женщина-руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. И конечно, существуют некоторые особенности, которые отличают женщину-руководителя от руководителя-мужчины. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам, руководителям, привносят в деловую жизнь новые черты и изменения. Об этих особенностях поведения и деятельности женщин-руководителей и пойдет речь в этой работе. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными и в особенности руководителя-женщины. В настоящее время для многих стран характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности.

     Целью работы является выделение и описание особенностей труда и поведения, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.

     В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Задачи исследования:       

1.       анализ исторического аспекта восприятия женщины как руководителя;

2.       выявление факторов, тормозящих развитие женского предпринимательства;

3.       анализ особенностей труда и поведения женщин – руководителей;

4.       проведение эмпирического исследования и составление перечня особенностей труда и поведения женщин – менеджеров.

Объект исследования: особенности труда и поведения  женщин в управлении.

Предмет исследования: особенности труда и поведения женщин в управлении, влияющие на успешность их профессиональной деятельности.


1. Теоретическая часть

1.1 Женщины и лидерство в бизнесе: становление и проблемы становления женского предпринимательства в России

 

   Изучение становления женского предпринимательства и специфики женского лидерства в экономике является во многом новым направлением для российской науки. Исследования в этой области не носят пока системного характера и перегружены стереотипами массового сознания, свойственными даже ведущим российским аналитикам. Среди таких стереотипов – устойчивое представление о том, что женщины в российском бизнесе занимают достаточно низкоконкурентные ниши, а их экономические перспективы носят скорей негативный характер. Именно поэтому занятие женщинами лидирующих позиций в бизнесе практически невозможно из-за невозможности женщин выжить в этой среде. Например, Игорь Бунин убеждён: «России переход к «мягкому» бизнесу пока не грозит – успеха в деле добиваются люди с сильным или даже агрессивным началом. Женщины, добивающиеся успеха в бизнесе, имеют агрессивный, в чем-то мужской характер».

     В XVIII-XIX вв. изменились отношения в сфере занятости: потребовались новые ресурсы и таким ресурсом стали женщины. Факторы, обусловившие резкий поворот от «домашнего существования» в стихию предпринимательства ещё не до конца осознаны. Уровень женской занятости зависит от типа экономического развития. Экстенсивный путь развития национальной экономики является стимулом для привлечения женщин в сферу труда. Когда развитие идёт за счёт расширения использования ресурсов (в том числе и трудовых), женщины являются дополнительным резервом – они потенциально могут быть вовлечены в производство и вовлекаются в него при недостатке работников. Наоборот, в периоды интенсивного развития экономики женская рабочая сила является резервом сокращения использования ресурсов, т.е. усиление рынка снижает количество женщин, занятых в сфере труда. Эта зависимость наблюдалась в истории развития российской экономики. В условиях постиндустриального общества для женского предпринимательства складывались особые предпосылки. Происходит переход от производства товаров к производству услуг, что обусловливает формирование сервисно-клиентальной модели отношений в сфере труда, при котором ведущим видом труда становится услуга, а ведущим видом взаимодействия  между людьми – отношения «продавец услуг – клиент». Женщина в этой ситуации особа востребована обществом.  Важную роль играют также факторы социокультурной и структурной природы. Речь идёт о благоприятных социально – психологических качеств женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция, гибкость и другое. Негативный фактор – дискриминация, которая во всё мире делает процесс становления женского предпринимательства во многом вымученным процессом, что особенно характерно для России. Несмотря на определённые предпосылки,  женское лидерство на предприятиях реального сектора экономики отнюдь не стало массовым феноменом. С одной стороны, это связано с трудностями управления предприятиями в современных условиях, а с другой – обусловлено феноменом культурной инерции, который сдерживает вытеснение патриархальных стереотипов. Медленный процесс становления женского предпринимательства сдерживается не только феноменом культурной инерции, но нередко объясняется и «давлением власти», которая продолжает верить в то, что её стратегии взаимодействия с экономическими участниками в регионах могут строиться только «с позиций силы».

      Проблема становления женского предпринимательства в России имеет множество измерений. Можно было бы выделить ключевые «блоки» проблем, которые будут оставаться существенными в ближайшие годы при условии отсутствия резких и неожиданных шагов как со стороны Центра, так и со стороны регионов.

    Первая группа проблем, которую следует выделить – это незавершенность и неопределённость сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах. Поведение власти, в котором элементы патернализма сочетаются с агрессивной политикой в отношении субъектов, демонстрирующих «экономическую независимость», отличаются непредсказуемой «селективностью», которая не имеет под собой каких-либо рациональных обоснований. Этот феномен наиболее ярко проявляется в малых города России. Чем меньше поселение, тем большую тиранию власти испытывают на себе женщины-предприниматели.  За последние годы  давление власти на женское предпринимательство не только не уменьшилось, но и имеет тенденцию к росту. При этом у самых властных структур налицо эффект «административной эйфории»: они убеждены, что делают всё возможное для поддержки малого бизнеса. Наряду с этим, всё более отчётливо обозначается проблема зависимости развития женского предпринимательства от личностных установок первого лица власти. Если первый руководитель региональной власти расположен к женщинам-лидерам, их бизнес имеет возможность развиваться, в противном случае у этого бизнеса нет перспективы. Высокий вес «губернаторского фактора» обусловлен несовершенством правовой базы, с одной стороны, и выраженностью гендерных стереотипов – с другой.

    Вторую группу проблем составляют проблемы слабой интеграции предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности. Реформы структур власти, предложенные Кремлём, привели к ещё большей разобщенности между отдельными экономическими акторами в регионах, что способствовало нарастанию неопределённости, в условиях которой региональный бизнес предпочитает «выживать поодиночке».

    Третью группу проблем составляют проблемы криминализации и безопасности регионального предпринимательства, что в контексте становления женского предпринимательства приобретает особое значение. Несмотря на то, что

женщины-предприниматели в регионах сумели выработать адекватные стратегии, направленные на безопасность собственного бизнеса, все же можно утверждать, что проблема безопасности женского предпринимательства не только не разрешается, а всё более нарастает.

     Четвертую группу проблем можно обозначить как проблему профессиональной компетентности женщин-предпринимателей. Большое число женщин-руководителей считают необходимым повышать свой профессиональный уровень. Однако число ориентированных женщин на профессиональный рост практически не изменилось, что свидетельствует о слабой изменяемости выделенного параметра во времени и его независимость от региональной специфики.

    Пятая группа проблем связана с особенностями политического сознания и политического поведения женщин-предпринимателей в регионах. Обращает на себя внимание феномен поляризации политических установок женщин-предпринимателей: одновременно растёт осознание необходимости политическими методами защищать свой бизнес. Отсутствие цивилизованной системы взаимодействия между властью и бизнесом создаёт пространство для развития лоббистских практик и способствует распространению неконтролируемых «невидимых» договорённостей, далеко не всегда имеющих паритетный характер. По-видимому, проблема давления власти на политическое самоопределение женщин-предпринимателей в регионах будет и в дальнейшем оставаться весьма актуальной, хотя бы потому, что осуществляемые реформы власти предполагают значительное сужение круга полномочий региональной власти, с чем она вряд ли будет согласна.

    Шестая группа проблем охватывает вопросы, обусловленные несовершенством существующих инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах.    


1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие женского предпринимательства, непосредственно связанные с гендерными отличиями женщин

 

Выше были изложены факторы,  связанные с внешним воздействием на становление женского предпринимательства. Существуют и факторы, непосредственно связанные с гендерными особенностями женщин. Как это ни парадоксально, самым серьёзным барьером на пути достижения женщинами высших позиций в иерархии фирмы считаются ограничения, идущие от самих женщин-лидеров, которые отрицательно смотрят на достижения ими первой роли в корпорации. Они считают, что эта цель может быть достигнута новым поколением женщин в XXI в., если отомрут старые предрассудки, относительно возможностей женщин. Согласно данным исследования психолога Хорнер, которое опиралась на высказывания женщин-предпринимательниц, существует достаточно сложная «картина внутренних барьеров» на пути женщин – лидеров к достижению профессиональной карьеры. Это страх лидерства, или страх успеха. Женщины боятся негативной оценки со стороны близких или далёких мужчин. Причём страх лидерства свойственен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями жизненного опыта, но даже способным, одарённым  девочкам. Кроме того, утверждает Хорнер, важным фактором, снижающим возможности женщин занимать лидирующие позиции, является неуверенность женщин в себе и низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессионально честолюбия.

Ещё один немаловажный фактор – отсутствие достаточного количества примеров для подражания. Поднимаясь по профессиональной лестнице, женщина всё реже и реже встречает других женщин и постепенно оказывается изолированной в сугубо мужской компании. Ролевая модель женщины-лидера, которой можно было бы подражать, уходит с горизонта. А кроме того нет возможностей пройти соответствующий тренинг. 

Исследователи, постоянно изучая особенности так называемой карьерной женщины, отмечают следующие недостатки, мешающие ей добиваться успехов в своей профессиональной деятельности: 1. Женщины в среднем гораздо позже мужчин начинают заботиться о личной карьере; 2. Женщины более эмоциональны, их настроение в сильной степени подчинено физиологическим процессам, и поэтому они не так хорошо, как мужчины, умеют управлять собой; 3. Женщины по своей натуре менее склонны к риску, чем мужчины. Сомнения, колебания, боязнь заставляют их перестраховываться и откладывать до лучших времён самые важные, не терпящие отлагательства решения. 4. Женщины чаще пасуют перед случайностями и не умеют держать удары. 5. Женщины, как правило, недооценивают роль личных контактов и связей, пользы взаимных услуг, протекционизма  и неофициальных отношений. Они демонстрируют подозрительность и нетерпимость по отношению к возможным соперницам. На первый взгляд, факт должен признаваться каждым, что женщинам практически невозможно справиться с давлением внешних и внутренних обстоятельств при желании достигнуть профессиональной карьеры. Однако это не так. Женщины довольно часто идут на признание своих проблем, что не означает невозможности их преодоления на практике. Опыт развития женского предпринимательства в мире показывает, что, несмотря на все трудности женщины берут на себя «бремя лидерства», и, как правило, с ним справляются. Нельзя не отметить, что массовые стереотипы продолжают существенным образом влиять на процесс завоевания женщинами лидирующих позиций, и бороться с этим способны далеко не все женщины-лидеры. В то же время следует отметить, что отчасти «недоверие» учёных как, впрочем, и массового сознания, к возможностям женского лидерства, строится на вполне оправданных представлениях, полученных серьёзными исследователями в разных областях знаний. Так психологи, при обсуждении «меньших возможностей» женщин ссылаются на различия в интеллектуальной сфере мужчин и женщин, на более низкий уровень притязаний женщин в их устремлённости к успеху. Эксперименты по выявлению «образа своих достижений» у мужчин и женщин показывают, что мужчины, как правило, более уверены в себе, успешные результаты деятельности они чаще связывают со своими личностными качествами. Женщины склонны приписывать успех при решении сложных задач воле случая или везению. Женщины чаще склонны к выбору более простых и легкодостижимых целей, выбор их менее стабилен и они проявляют меньшую настойчивость в достижении целей. Психологами тщательно исследована связь между полоролевыми стереотипами и оправданием сниженной динамики продвижения женщин по карьерной лестнице. Если обобщить выводы этих исследований, то основные позиции можно свести к следующему утверждению: женщинам больше нравится работа, не требующая интеллектуального напряжения; в работе их больше всего интересуют коммуникативные и эмоциональные моменты; женщины ценят больше самоактуализацию и меньше, чем мужчины, - продвижение по службе; они готовы работать ради «булавочных» денег, особенно не интересуясь материальным вознаграждением. Однако, если мы обратимся к сегодняшним реалиям семейной жизни, то не без удивления увидим, что уже примерно в четверти случаев женщины зарабатывают в семьях больше мужчин и являются экономическими лидерами в семье.

Информация о работе Особенности труда и поведения женщины в управлении