Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью…………………………………………………………….......6
1.2. Стили и типы родительского воспитания…………………………….…12
1.3. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью ………………………………………..16
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей с ЗПР.
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…………..22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. Выводы…………33
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы…………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 279.00 Кб (Скачать)
 

Гармонизация  отношений ребенка с родителями с учетом его индивидуальных и  возрастных особенностей, стремление к созданию благоприятной психологической  атмосферы в семье положительно влияет на психическое здоровье ребенка, обеспечивает условия для оптимального процесса социализации ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребёнка, и лишь около 40 % семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребёнку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

     Умственно отсталые дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает детско-родительскую подсистему. Ребёнок чувствует своё одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания больных детей. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей, таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование.

       Наше исследование показало, что во многих случаях положение умственно отсталого учащегося в семье нельзя считать нормальным, оправдвнным. Одни родители проявляют равнодушие к судьбе ребенка, другие – излишне опекают его, третьи – теряют веру, считают бессмысленными свои усилия в воспитании умственно отсталого ребенка.

     Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребёнок не оправдывает  ожиданий родителей, не удовлетворяет  социальных амбиций, что проявляется  в повышенном уровне тревожности  у ребёнка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

     Недостаточная отзывчивость родителей выражается в отсутствии эмоционального отклика  на потребности детей, пренебрежении  их чувствами. Неотзывчивость родителей, особенно матери, создаёт ситуацию депривации, ещё больше замедляют развитие способностей ребёнка, нарушают его поведение. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребёнок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира.

     Для более успешного развития ребёнка  важен не только благоприятный психологический  климат в семье, но и не менее важно, чтобы семья не зацикливалась  на своём горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребёнка.

     Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребёнка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

     Для создания в семье климата, способствующего  развитию ребёнка, прежде всего следует  проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребёнку с интеллектуальной недостаточностью его родители и близкие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику с ними.

Важно сохранить в семье единство и  согласованность всех требований к  ребёнку.

Родители  должны организовать охранительный  режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему  ребёнка.

Надо  учить ребёнка ориентироваться  в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребёнка с  различными явлениями, происходящими в естественных для него условиях.

     Таким образом, воспитание ребёнка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

  • постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка;
  • создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;
  • формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребёнка с родителями.

     Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со специалистами.

     Полезно фиксировать в дневнике свои наблюдения и те приемы, которые оказались  эффективными. Это поможет критически оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.

     Надо  учить ребенка ориентироваться  в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребенка с  различными явлениями окружающего  мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать, где и как покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т.д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.

Малыша  побуждают не только отвечать на вопросы, но и делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе такого воспитания у ребенка развиваются познавательная деятельность, внимание, мышление, память, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью.

     Это будет способствовать социальной адаптации  ребёнка и предотвратит формирование патологического стереотипа поведения.

     Ребенок с нарушением интеллектуального  развития имеет возможность прожить  хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Айшервуд М. полноценная жизнь инвалида. М., 1991.
  2. Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна. / Дефектология, 1999, № 5.
  3. Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
  4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч., т.5.-М., 1983.
  5. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особами нуждами. М., 1996.
  6. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и изучения с древних времен до середины ХХ века. М., 1995.
  7. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.
  8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2000.
  10. Зотова А.М. Итеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология, 1995,  № 3.
  11. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. – СПб., 2000.
  12. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994.
  13. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.
  14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
  15. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960
  16. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М., 1972.
  17. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.
  18. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями /Книга для родителей. - М.,1996.
  19. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут вашей помощи. М., 1991.
  20. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Воспитание аномального ребенка в семье.        // Основы обучения и воспитания аномальных детей. / Под ред. А.И.Дьячкова. М., 1965.
  21. Раку А.И., Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. / Под ред. Х.С. Замского. К., 1982.
  22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970.
  23. Семья в психологической консультации. /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1989.
  24. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. М., 1967.
  25. Сорокин В.М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.
  26. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Л., 1990.
  27. Ткачева В.В. К вопросу о создании психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология, 1999, № 3.
  28. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитыва- ющими детей  с отклонениями в развитии. – М., 1999.
  29. Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология,          1999, № 5. 
  30. Шефер Ч.,  Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. – СПб., 2000.
  31. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997.
  32. Шипицына Л.М., Кван Рейсвейк. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998.
  33. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
  34. www.kid.ru/pregnancy/index583.php3
  35. www.rebenki.ru/.../rol-semi-v-vospitanii-detey.php
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Приложение 

                                                      Текст опросника

1.Я всегда  сочувствую своему ребенку. 
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 
3. Я уважаю своего ребенка. 
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 
8. Мой ребенок часто неприятен мне. 
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка". 
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 
21. Я принимаю участие в своем ребенке. 
22. К моему ребенку "липнет" все дурное. 
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 
25. Я жалею своего ребенка. 
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 
37. Я всегда считаюсь с ребенком. 
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. 
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 
43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 
45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 
46. Мой ребенок часто раздражает меня. 
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. 
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 
49. Я не доверяю своему ребенку. 
50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. 
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 
53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок  не в состоянии сделать что-либо  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

55. Мой ребенок  вырастете неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок  нравится мне таким, какой он  есть.

57. Я тщательно  слежу за состоянием здоровья  моего ребенка.

58. Нередко я  восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не  должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого  мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 

                               Бланк для регистрации ответов родителей 

         1         11         21        31         41        51
         2         12         22        32         42        52
         3         13         23        33         43        53
         4         14         24        34         44        54
         5         15         25        35         45        55
         6         16         26        36         46        56
         7         17         27        37         47        57
         8         18         28        38         48        58
         9         19         29        39         49        59
        10         20         30        40         50        60

Информация о работе Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью