Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью…………………………………………………………….......6
1.2. Стили и типы родительского воспитания…………………………….…12
1.3. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью ………………………………………..16
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей с ЗПР.
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…………..22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. Выводы…………33
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы…………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

КИШИНЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

ИМЕНИ ИОНА КРЯНГЭ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОПЕДАГОГИКИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОПЕДАГОГИКА 
 
 
 
 
 

ДРАГУШ ЕЛЕНА 

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИ МООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Дипломная работа по специальной психопедагогике 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Раку  А. И.,

Доктор  хабилитат     

Кишинев 2010 
Содержание.
 

Ведение………………………………………………………………………….…3

Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью…………………………………………………………….......6
    2. Стили и типы родительского воспитания…………………………….…12
    3. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью ………………………………………..16

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей с ЗПР.

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего  эксперимента…………..22

2.2. Анализ  результатов констатирующего эксперимента. Выводы…………33 

Заключение……………………………………………………………………..41 

Список  используемой литературы…………………………………………..46 

Приложение……………………………………………………………………..48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

       Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в специальной психопедагогике. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.

Внимание  к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей  с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных психологов и дефектологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.М. Дульнева, А.Н Смирновой, А. И. Раку.

Актуальность  проблемы проявляется в том, что  в связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще.

Таким образом, необходимо исследовать не только детей с умственной отсталостью, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социальной помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с интеллектуальным недоразвитием.

На наш  взгляд решение проблемы социальной адаптации семей данной категории  следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на ребенка, но и на его родителей. 

          Цель исследования: изучение особенностей личностных нарушений, проявляющихся у родителей детей с нарушением психического развития и их воздействие на особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

    Предмет исследования: процесс изучения общих и индивидуально-типологических особенностей семейных проблем при воспитании детей с умственной отсталостью.

     Объект  исследования: семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью.

     Гипотеза  исследования: Мы предполагаем, что решение проблемы социальной адаптации семей ребенка с отклонениями в развитии, обретение своей «социальной ниши» следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия, не только на ребенка с проблемами в развитии, но и на его родителей, на взаимоотшение в этих семьях.

     Задачи  исследования:

    • Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
    • Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить особенности взаимоотношений в семьях воспитывающих детей с умственной отсталостью.
    • Поиск новых путей по оздоровлению микро- и макро среды, в которой растет и воспитывается ребенок с проблемами.
    • Обработать результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации.

    Методы  исследования:

      1. Беседа
      2. Наблюдение
      3. Анкетирование
      4. Тест
      5. Эксперимент

     База  исследования: эксперимент проводился в 2009 учебном году в школе-интернате № 6 города Кишинёва: 10 детей с легкой умственной отсталостью и их семьи, 10 детей с умеренной степенью умственной отсталости и их семьи. Возраст детей участвующих в эксперименте  8-10 лет.

     Структура работы: 

     Работа  состоит из  страниц печатного  текста, включающего в себя введение, трех глав, заключение, рекомендации, список литературы, приложения.  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.

Умственная  отсталость - это не просто "малое  количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Исследования  А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что  у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно  
(Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).

Для умственно  отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. 
Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

В результате эти дети получают неполные, а порой  искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что  при умственном недоразвитии оказывается  дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).

Главным недостатком является нарушение  обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению  с нормальными детьми. Замедленность  восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

Эти особенности  при обучении проявляются в замедленном  темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается  также узость объема восприятия. Умственно  отсталые выхватывают отдельные  части в обозреваемом объекте, в  прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого  процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Так, при  предъявлении детям картины с  изображением нелепых ситуаций (нелепость  изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Так, по данным Ж. И. Шиф, в 14% случаев к образцу темно-синего цвета учениками вспомогательной школы подбирался объект темно-зеленого цвета и наоборот. У учащихся общеобразовательной школы это не наблюдалось.

Восприятие  неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние  стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет  затруднено.

Мышление  является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких  операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко, Ж. И. Шиф и др.), все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Ярко  проявляются специфические черты  мышления у умственно отсталых в  операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Так, сравнивая ручку и карандаш, они отмечают: "Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая".

Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов.

Они, как  правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с  особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

Информация о работе Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью