Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью…………………………………………………………….......6
1.2. Стили и типы родительского воспитания…………………………….…12
1.3. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью ………………………………………..16
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей с ЗПР.
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…………..22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. Выводы…………33
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы…………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

"Ключ" к опроснику 
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. 
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. 
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. 
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 
5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. 
Порядок подсчета тестовых баллов 
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". 
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 
— отвержение, 
— социальная желательность, 
—симбиоз, 
— гиперсоциализация, 
— инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы  приводятся в виде таблиц процентильных  рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

1 шкала: "принятие – отвердение"

"Сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процен-тильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02
"Сырой балл" 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Процен-тильный ранг 31 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
"Сырой балл" 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Процен-тильный ранг 94,3 95,5 97,46 98,1 98,73 98,73 99,36 100 100
"Сырой балл" 27 28 29 30 31 32      
Процен-тильный ранг 100 100 100 100 100 100      

2 шкала

"Сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Процен-тильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93

3 шкала

"Сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7
Процен-тильный ранг 4.72 19,53 39,06 57,96 74.97 86,63 92,93 96,65

4 шкала

"Сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6
Процен-тильный ранг 4.41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76

5 шкала

"Сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7
Процен-тильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,19 3,04 96,83 99,37 100

 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.2. Тест « Кинетический рисунок семьи»

Цель – выявить  особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а  также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Процедура обследования:

    Исследование проводили индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке. Проследив наличие у ребенка необходимого оборудования, исследователь предлагал короткую инструкцию: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы все ее члены были чем-либо заняты». Во время рисования фиксировали последовательность рисования, высказывания ребенка, его мимику, жесты. По законченному рисунку с ребенком проводили беседу по следующей схеме:

  1. Кто нарисован на рисунке?
  2. Где работают и учатся члены семьи?
  3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
  4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

    В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

  1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
  2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
  3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Интерпретация результатов:

Интерпретацию рисунков осуществляли по пяти симптокомплексам:

  1. благоприятная семейная ситуация;
  2. тревожность ребенка;
  3. конфликтность в семье;
  4. чувство неполноценности в семейной ситуации;
  5. враждебность в семейной ситуации.

Симтомокомплексы  Кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс Симптом Балл
1. Благоприятная семейная ситуация 1. Общая деятельность  всех членов семьи 0,2
2. Преобладание  людей на рисунке 0,1
3. Преобладание  всех членов семьи 0,2
4. Отсутствие  изолированных членов семьи 0,2
5. Отсутствие штриховки 0,1
6. Хорошее  качество линии 0,1
2. Тревожность 1. Штриховка 0,1,2
2. Линия  основания – пол 3
3. Линия  над рисунком 0,1
4. Линия  с сильным нажимом 0,1
5. Стирание 0,1
6. Преувеличенное  внимание к деталям 0,1,2
7. Преобладание вещей 0,1
8. Двойные  или прерывистые линии 0,1
3. Конфликтность в семье 1. Барьеры между  фигурами 0,2
2. Стирание  отдельных фигур 0,1
3. Отсутствие  основных частей тела у некоторых  фигур 2
4. Выделение  отдельных фигур 0,2
5. Изоляция  отдельных фигур 0,2
6. Неадекватная  величина отдельных фигур 0,2
7. Несоответствие  вербального описания и рисунка 0,2
8. Преобладание  вещей 0,1
9. Отсутствие  на рисунке некоторых членов  семьи 0,1
10. Член  семьи, стоящий за спиной 0,2
11. Другие  возможные признаки 0,1
4. Чувство неполноценности в семейной  ситуации 1. Автор рисунка  непропорционально маленький 0,2
2. Расположение  фигур на нижней части листа 0,2
3. Линия  слабая, прерывистая 0,1
4. Изоляция  автора от других 0,2
5. Маленькие  фигуры 0,1
6. Неподвижная  по сравнению с другими фигура  автора 0,1
7. Отсутствие  автора 0,2
8. Автор  стоит спиной 0,1
9. Другие  возможные признаки 0,1
5. Враждебность в семейной ситуации 1. Одна фигура  на другом листе или на другой  стороне листа 0,2
2. Агрессивная позиция фигуры 0,1
3. Зачеркнутая  фигура 0,2
4. Деформированная  фигура 0,2
5. Обратный  профиль 0,1
6. Руки  раскинуты в стороны 0,1
7. Пальцы  длинные, подчеркнутые 0,1

 

2.2.3 Исследование личностных качеств матерей методом беседы

Психологическая беседа с участниками исследования имела основными целями следующие:

  • адекватное отношение к собственным проблемам;
  • изучение психологического самочувствия женщины;
  • выявление особенностей оценивания жизненной ситуации.

Структура беседы предполагала наличие следующих блоков:

  1. семья;
  2. профессиональная деятельность;
  3. личностные характеристики женщины;
  4. воспитание, обучение и лечение ребенка.

В беседе выявили особенности социальной ситуации, возникающие вокруг семьи, обсуждали возможности профессиональной и творческой самореализации, анализировали личностные особенности матери, исследовали восприятие ею своего «особого» ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов

     Исследование  особенностей взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью осуществлено с помощью методик, представленных выше, которые позволили выявить характерные особенности их взаимоотношений.

     2.3.1. Тест-опросник родительского отношения к детям

   С помощью теста-опросника мы выявили типы родительского отношения к детям, имеющим разную степень умственной отсталости.

   Полученные  результаты представлены в таблице  №1:

   Таблица № 1

 
    Типы отношений 

 

    Группа  детей с легкой умственной         отсталостью

         (n=10)

   Группа  детей с 

умеренной умственной

отсталостью

           (n=10)

Отвержение  ребенка            12,6              14,1
Социально-желательный

Образ

            5,2               4,1
Симбиоз с ребенком             5,2               14,3
Авторитарная  гиперсоциализация            38,4               32,1
Инфантилизация  ребенка            23,0                18,1

Информация о работе Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью