Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью…………………………………………………………….......6
1.2. Стили и типы родительского воспитания…………………………….…12
1.3. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью ………………………………………..16
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей с ЗПР.
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…………..22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. Выводы…………33
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы…………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Рождение  больного ребенка всегда является трагедией  для семьи. В течении 9 месяцев  родители и все члены семьи  с нетерпением и радостью ждали  появление на свет малыша. Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Считается общепризнанным, что переживания  семьи являются особенно острыми  в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение  больного ребенка, но и на психическую  помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке (Е.М.Мастюкова, А.Г.Москвина, 1991).

Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность  самореализации в нем – все  это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных затрат. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Горе, боль и отчаяние, которые испыиывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психическое здоровье семьи. Посвящая все свое время лечению и воспитанию ребенка, часто в такой семье забывают о потребности в совместном проведении досуга и отдыхе.

Диагноз не должен вызывать у родителей панику или пессимизм, он должен побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оценке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним.

Если  возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень  его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности (Б. Спок, 1990). Не следует думать, что умственно отсталый ребенок – это несчастный ребенок! Наоборот, их отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказаться эмоционально неграмотным. Б. Спок (1990) советует родителям: «Поверьте, умственно отсталый ребенок такой же, как все остальные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие. Учите его делать все то, что он старается постигнуть!»

А.Н.Смирнова в своей работе (1967), посвященной воспитанию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:

1. Родители  глубоко, даже трагически, переживают неполноценность ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием; опекают, освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опека лишает ребенка самостоятельности, возможности должным образом приспособиться к сложным жизненным условиям.

2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.

3. Родители  стесняются неполноценности своего  ребенка, прячут от людей, не  посещают общественные места,  лишая его жизненных впечатлений.  Ребенок развивается медленно, растет  забитым, робким.

4. Ребенок  с проблемами занимает в семье  положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность. У ребенка часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрямый.

5. Родители  не обращают внимание на ребенка,  стараясь, все воспитание переложить  на школу.

Умственно отсталый ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношениях между супругами. Это определяет необходимость психологической коррекционной работы в таких семьях. Опыт показывает, что семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более широкий кругозор и круг интересов.

Роль  матери, воспитывающей ребенка с  нарушением интеллекта трудно переоценить. Она прилагает массу усилий для  развития своего ребенка. Часто ей не хватает знаний и умений, иногда мешают представления окружающих об ее ребенке. Бывает, что мать стесняется своего больного ребенка. Это усугубляется тем, что в нашем государстве долгое время игнорировались личные потребности каждого человека, превыше всего ставился коллектив, не было индивидуального подхода, который необходим такому ребенку.

Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи  и роли в обществе. Ситуация «особого»  материнства нарушает с точки  зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение – эти, не соответствующие ожиданиям окружающих проявления, могут восприниматься ими, как результат неспособности женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением психического развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие сегодняшнего материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери и, как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышение их уровня.

Отделение от родителей и индивидуализация, происходящая в подростковом возрасте, естественные процессы для здорового ребенка – это является и важной стадией жизненного родителей. «Утрата» может привести к позитивным сдвигам – мать становится более свободна физически и психологически. В случае воспитания ребенка с нарушением психического развития такое отделение задерживается, а иногда не происходит вообще. С одной стороны, мать бессознательно сопротивляется растущей самостоятельности ребенка, видя в нем смысл своей жизни и боясь стать ненужной. Часто такую позицию поддерживают и остальные члены семьи, считая единственно правильной, привыкнув за долгие годы к определенным ролям женщины. С другой стороны, мать испытывает при этом неудовлетворенность и раздражение, вызванные неестественно долгой ролью матери «маленького» мальчика или девочки. Амбивалентность чувств ведет к внутреннему конфликту и невротизации.

Невротические проявления становятся практически  постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при наблюдении следующие:

- снижение  регулирующего самоконтроля;

- затруднение  в речевом общении со значимыми  людьми, малознакомыми и незнакомыми  в непривычных ситуациях;

- избирательность  контактов – женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми;

- при  общении со значимыми людьми  самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно  и мимически.

С годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей на родителях. Внутренне и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение – все эти факторы изменяют взгляд матери «на мир, отношение к самой себе и другим людям» (Т.Д.Зинкевич, Л.А.Нисневич, 2000).

Рождение  умственно отсталого ребенка, особенно с глубокими нарушениями, изменяют уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи, и, в  первую очередь, мать, находятся в  состоянии эмоционального стресса. На протяжении первых лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а обычно нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. 
 

    Выводы по 1 главе

   Таким образом, на основании проведенного анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что помощь детям с нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа включает обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.

   Тем самым  обусловлена актуальность проблемы исследования особенностей взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта, а также необходимость выявить зависимость между характером взаимоотношений в семье и психическим состоянием ребенка. Решение проблемы «ребенок-общество» возможно лишь тогда, когда рядом с ребенком находится мать. Именно мать помогает ребенку усвоить образы окружающего мира, сформировать у него чувство «базового доверия» к миру. Сформировать это чувство может только любящая мать. Она любит своего ребенка, потому что не может иначе.

   Все это  определило выбор нашей темы для  исследования.

.

 

     Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью.

2.1. Цель, задачи и  организация констатирующего  эксперимента.

Цель  констатирующего  эксперимента –  изучение особенностей личностных нарушений, проявляющихся у родителей больных детей и их воздействие на особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

     Для проведения данного исследования мы ставили следующие задачи:

    1. Изучение психологического климата семьи и родительских установок и позиций по отношению к детям.
    2. Подбор и экспериментальное обоснование диагностической методики по изучению особенностей взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

     В исследовании участвовало 5 детей с легкой умственной отсталостью и их семьи, 5 детей с умеренной степенью умственной отсталости и их семьи. Возраст детей участвующих в эксперименте  8-10 лет.

          Эксперимент проводился в привычной обстановке, без присутствия посторонних лиц.

     При проведении экспериментальной работы мы соблюдали следующие требования:

  1. Перед началом обследования ребенок имел возможность познакомиться с экспериментатором, привыкнуть к нему, для установления контакта.
  2. В ходе обследования ребенок получал положительное подкрепление, был уверен в своих силах, мог максимально полно продемонстрировать свои способности. С этой целью обследование проводилось индивидуально, использовалась похвала, подбадривание, положительная оценка.
  3. Для составления полной картины обследование не ограничивалось только экспериментальными методиками, проводился анализ личных дел учащихся, дневников наблюдения, медицинских сведений, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей .

Структуру констатирующего эксперимента мы представляем следующим образом:

Изучение влияния внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью:

  • Тест-опросник родительского отношения к детям Л.Я.Варга и В.В.Столина;
  • Тест <<Кинетический рисунок семьи>> Р.Бернса и С.Кауфмана.

    Изучение  психологических особенностей матерей:

  • Исследование личностных качеств матерей методом беседы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Методики исследования.

     .

     2.2.1. Тест-опросник родительского отношения к детям.

     Тест-опросник родительского отношения к детям (Л.Я.Варга и В.В.Столина) использовала для изучения межличностных отношений родителей с детьми. Текст опросника состоит из  61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов.

Цель  исследования: выявить типы родительского отношения к детям, имеющим разную степень умственной отсталости.

Материал  и оборудование: текст опросника, бланки для регистрации ответов.

Процедура обследования:

Опросник состоит  из 5 шкал: 
1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 
2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 
3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 
4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 
5. " Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Информация о работе Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью