Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью…………………………………………………………….......6
1.2. Стили и типы родительского воспитания…………………………….…12
1.3. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью ………………………………………..16
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей с ЗПР.
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…………..22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. Выводы…………33
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы…………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

   Результаты таблицы показали что, в первой группе испытуемых преобладает авторитарная гиперсоциализация детей и отношение родителей к ребенку как к «маленькому неудачнику».

 Ребенок  представляется неприспособленным,  неуспешным, открытым для дурных  влияний. Родители его либо  эмоционально отвергают, либо  начинают авторитарно следить  за социальными достижениями  ребенка и требовать от него  успеха. Социально-желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье.

 Приведем  пример авторитарно-родительского  отношения к ребенку.

Пример. Андрей К., 9 лет. Диагноз: легкая степень умственной отсталости.

Семья полная, двое детей, мальчики 9 и 11 лет. Мать – домохозяйка, отец имеет среднее специальное образование – маляр-штукатур. Желая оградить сына от неприятностей в жизни, родители строго следят за ним. При этом они отмечают, что Коля может их вывести из себя, часто ловят себя на враждебном отношении к нему и снежностью вспоминают его маленьким. Родители стыдятся проявления низких интеллектуальных способностей ребенка, жалеют его, считая его незрелым для данного возраста. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует его держать в жестких рамках.

Во второй группе детей также наиболее выражена авторитарность родителей по отношению  к детям (32,1% случаев). Родители стараются  навязать во всем ребенку свою волю. 18,1% опрошенных родителей досадуют на неуспешность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмоциональному отвержению своих детей. В двух семьях родители стремятся к симбиотическим отношениям к ребенку.

    Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к ребенку с умственной отсталостью позволяет отметить некоторые особенности межличностных отношений в семье. Первая особенность заключается в том, что в исследуемых семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоцилизиция детей родителями. Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен у 38,4% семей первой и 32,1% детей второй группы. Вторая особенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности. Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых нами семей. У 14,6% родителей первой группы и 18,1% второй отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степенью умственной отсталости у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается увеличение симбиотических отношений к ребенку    (14,3%).

    Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям, в основном, затрагивают связь «мать-ребенок», так как из 20 опрошенных родителей почти все, за исключением двух, были матери.

Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняются отношения родителей к таким детеям. Родители идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.2. Тест « Кинетический рисунок семьи»

     С помощью этого теста мы выявили субъективные характеристики взаимоотношений в семье, особенности восприятия учащимися членов своей семьи и определение места ребенка в ней.

     Исследование рисунков умственно отсталых детей показало преобладающую конфликтность и тревожность в семейных отношениях. При анализе рисунков и по результатам беседы у 51,5% обследуемых детей выявляется конфликтность, тревожность и эмоционально неоднозначно окрашенные отношения с членами их семей. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, часто стирали перерисовывали какую-нибудь часть тела или лица, начинали изображать «недруга» в последнюю очередь, причем как можно дальше, в стороне от себя. Часто дети «отгораживаются» в своих рисунках от членов семьи, с которыми конфликтуют, мебелью, вещами или рисуют их в другом помещении. В таких ситуациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденности детей от родителей. В обеих обследуемых группах общий процент таких детей превалирует над остальными: от 36,5% до 66,6%, причем увеличение процента конфликтности в семьях происходит параллельно с углублением интеллектуальной недостаточности в развитии детей.

    В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Изображение на рисунке себя непропорционально маленького, неподвижного или отсутствие «Образа – я» свидетельствуют о переживании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности.

    Общая деятельность всех членов семьи обычно характеризует хорошую, благоприятную семейную ситуацию. Лишь 7,2% исследуемых детей в своих рисунках отображают такой характер взаимоотношений в семье. По данным анализа рисунков, враждебность в семейных взаимоотношениях ни один ребенок не отмечает.

      В полных семьях ребенок акцентирует внимание на членах семьи, редко изображая внешний мир предметов. Мир не обозначен как отчужденный, происходит взаимопроникновение мира семьи и внешнего мира, семья входит в него как элемент всей системы. Это не просто внешний мир, «мир вне нас», но и «мир с нами», «мир для нас».

     Проведенное исследование показало своеобразие рисунков детей из неполных семей.

Дети из неполной семьи стремятся заполнить поле рисунка, тем самым заполняя вакуум в своем семейном окружении. Дополнительные элементы присутствуют почти всегда, при этом они несут более абстрактный характер. Происходит разделение внутреннего мира семьи и внешнего, «другого» мира, который далек и отчужден.

     Анализ исследования рисунков семьи свидетельствует о том, что в большинстве семей (76%) характер взаимоотношений вызывает у детей тревожность и конфликтность с членами семьи. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Они настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.

    Таким образом, причины нарушений в поведении и развитии обследуемых нами детей во многом определены особенностями отношений к ребенку в семье и стилю их воспитания. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации умственно отсталого ребенка исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна привышать его возможностей. Незнание или нежелание родителями знать основные закономерности психического развития своих детей, приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие.

  2.3.3. Исследование личностных качеств матерей методом беседы

В ходе психологической беседы мы пытались выяснить следующее:

  • проблемы, в которые погружены родители ребенка с нарушением психического развития;
  • адекватность оценки состояния ребенка;
  • готовность к сотрудничеству в процессе коррекционной работы;
  • продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций;
  • особенности роли матери в семье и социуме;
  • позиция семьи в обществе;
  • ожидание помощи и ее направленность;
  • отношение женщины к профессиональной деятельности;
  • личностные особенности матери, состояние ее здоровья;
  • отношение к религии.

       Все обследуемые женщины считают свою семью необычной, «особой», отдаленной от обыденных проблем. Отмечают, что с рождением ребенка жизнь их полностью изменилась. Круг друзей сократился, остались те, кто «принимает» их и понимает проблемы семьи. Большая часть матерей говорит об ухудшении взаимоотношений в семье после рождения ребенка. Часть, наоборот, отметила улучшение отношений. Однако все считают, что родственники не понимают ребенка, так как понимает его мать, вследствие чего ребенок часто становится причиной разногласий.

Матери  детей с умственной отсталостью  считают, что они недостаточно оценены  обществом, которое равнодушно к  ним и их детям. От государства  ожидают помощи в виде повышения  пенсии и расширения льгот.

     Находясь с ребенком в общественных местах, женщины отмечают, что ощущают постоянное напряжение и тревогу, так как ожидают осуждения его поведения окружающими. Считают, что они сами адекватно воспринимают состояние своего ребенка, не отрицают необходимость сотрудничества с педагогами и медицинским персоналом, хотя при этом отмечают, что педагоги и врачи не всегда понимают их ребенка, а иногда недооценивают его возможности. При лечении ребенка стараются соблюдать полученные от специалистов рекомендации. Однако многие пытались лечить детей с помощью нетрадиционной медицины.

    О профессиональной деятельности рассуждают неохотно, считая, что для женщины это неважно, хотя большинство матерей работает. Большая часть женщин говорит о самореализации в различных видах ручного труда – шитье, вязание, вышивка.

Многие  считают себя верующими.

Таким образом, в ходе беседы с матерями, имеющими умственно отсталых детей, было выявлено следующее:

  • семья, воспитывающая ребенка с умственной отсталостью, ощущает свою изолированность и необычность;
  • рождение ребенка вызывает в ряде случаев ухудшение взаимоотношений в семье;
  • женщина не испытывает удовлетворения от роли матери «особого» ребенка;
  • от общества матери ожидают большего участия и сочувствия;
  • все матери отметили необходимость помощи со стороны специалистов на более ранних этапах воспитания ребенка.
 
 
 

  
 
 
 
 

     Выводы  по 2 главе.

В процессе исследования, мы пытались выяснить особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

       Анализ результатов подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что решение проблемы социальной адаптации семей ребенка с отклонениями в развитии, обретение своей «социальной ниши» следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия, не только на ребенка с проблемами в развитии, но и на его родителей, на взаимоотшение в этих семьях.

     Важно направить коррекционную работу на создание оптимальных условий  для взаимоотношений ребенка  с родителями. Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние.

     Он  на примерах убеждает мать, что больной  ребенок, как это ни парадоксально, является не столько обузой для нее, сколько источником ее духовного роста. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет ее мировоззрение, она становится гуманнее, мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся они или нет. Такое "прозрение" матери является благом для обоих - матери и ребенка - и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений. Ребенок пробуждает в матери ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

     Специалист  напоминает родителям о необходимости  сохранять физическое и психическое  здоровье. Для этого полезно выполнять  некоторые рекомендации относительно общего режима, а также владеть  отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять своим дыханием (урежение дыхания) способствует регуляции эмоционального состояния, особенно в стрессовых ситуациях.

     Специалист  разъясняет родителям важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать все средства, чтобы воспитать ребенка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку.

     При работе специалист использует следующие  методики:

    • беседы с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьей;
    • игротерапия для родителей и детей;
    • групповые занятия с родителями и детьми;
    • проведение совместных вечеров родителей с детьми.

Информация о работе Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью