Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности возрастного формирования памяти у слабовидящих детей
. Задачи:
1 . Дать общую и психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей.
2 . Изучить причины и классификацию нарушений зрения у детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . 5
1.1 Общая и психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей . . . . . . . . . . 5
1.2. Причины и классификация нарушений зрения у детей . . 11
1.3. Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . . . . .24
2.1. Характеристика и особенности развития памяти у слабовидящих детей . . . . . . . . . . 26
2.2. Обучение и развитие слабовидящих детей . . . . 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 36
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение зрения в  психическом процессе уникально. Нарушение  его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности. Слабовидение оказывает заметное влияние на психическое развитие ребенка. Недостаточность зрительного анализатора вызывает нарушения не только зрительного восприятия, но деятельности и личности в целом.

 Нарушение зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психики в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют  зрительные  ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения.

Что касается памяти у  слабовидящих,  то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в  памяти. Зрительная память ослаблена  или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры.

 Память – важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание самого элементарного психического акта обязательно.

Предполагает удержание каждого  данного его элемента для “  сцепления” с               последующим. Важнейшим процессом памяти является запоминание, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слабовидящими и слепыми детьми, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала.


Замедленное развитие процесса запоминания у слабовидящих и слепых исследователи объясняют недостатком наглядно- действенного опыта, несовершенством метода обучения таких детей. То есть все эти недостатки имеют вторичный характер.

В заключении хотелось бы отметить, что исследования психологов отдельных процессов памяти слабовидящих показали на затрудненность  и специфические особенности протекания запоминания, сохранения, узнавания. Но общие закономерности памяти у слабовидящих, как и у зрячих, остаются одинаковыми.

Общепризнанно, что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах. Однако, педагогический процесс должен строиться с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. От этого на прямую зависит его эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. Трудов / Под ред. А.Г. Литвака.- Л., 2001.- 122 с.
  2. Выгодский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Собрание сочинений. М., 1982-84гг
  3. .\Выгодский Л.С. Слепой ребенок / Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5., М., 1983. С.125.
  4. Григорьева Г.В. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. – М.: Педагогика,2003.
  5. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология.- 2001.
  6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  7. Земцова Н.И. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М.: Просвещение, 1987.- 160. с .
  8. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации. / Под ред. А.Г. Литвака – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986,- 16 с.
  9. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: Коррекция или профилактика? // Дефектология. – 1991. – № 6. – С.9-11.
  10. Литвак А.Г Тифлопсихология. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
  11. Литвак А.Г Эмоциональные состояния ослепших // диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. / Ред. Е.М. Папина.-М.: Логос, 1997. – С. 87-89.
  12. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976 . С. 48.
  13. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М.: Медицина, 1987. – С.5-32.
  14. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. – СПб., 1995.
  15. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им А.И Герцена, 1974. – 210 с.
  16. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения: Методич. Рекомендации. / Под ред. Л.И. Солнцевой. – 2001. – 96 с.
  17. Плаксина Л.И. Григорян Л.А. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения. – М.: ВОС, 1995. – С. 5-28.
  18. Плаксина Л.И. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1999.
  19. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 2001.-№ 2. – С. 84-88.
  20. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушениями зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1995.
  21. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.
  22. Рудакова Л.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М., 1995.
  23. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980. – 180 с.
  24. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980.
  25. Сорокин В.М. Особенности развития психических процессов слепых и коррекции слабовидящих детей и пути . М., 2007. С. 63.

1Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих// Воспитаниеобучение  слепых  и  слабовидящих. - Л.: Педагогика, 2002. - С. 43 

2 Солнцева Л.И. развитие компенсаторных процессов  у слепых  детей дошкольного . - М.:

3 Солнцква Л.И.Развитие компенсаторных процессов  у слепых  детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980.-180с.

4Сорокин В.М.  Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. Л: Педагогика, 2002.- С.43-56.

5 Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология.- 2001. - №2.-С84-88.

6Григорьева Л.П. Психофизиологическое исследование зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М.: Педагогика, 2003. С.76.

7 Солнцева Л. И. Тифлопсихология  детства.- М.: Полиграф  сервис, 2000. С.52.

8 Выгодский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Собрание сочинений. М., 1982 – 84

9 Ляудис В.Я. Память  в процессе развития. - М., 1976. С.48.

       10 Выгодский Л.С. Слепой ребенок // Собр.соч. в 6-ти тт. Т. 5.М., 1983.С.125.

 

 

10 Григорьева Г.В.Развитие ведущей формы общения у детей с нарушением зрения дошкольного возраста // Дефектология.- С. 52.

11 Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб.науч.трудов / Под ред. А.Г. Литвака. – Л., 2001.- С 122.


 



Информация о работе Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей