Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть особенности возрастного формирования памяти у слабовидящих детей
. Задачи:
1 . Дать общую и психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей.
2 . Изучить причины и классификацию нарушений зрения у детей.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . 5
1.1 Общая и психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей . . . . . . . . . . 5
1.2. Причины и классификация нарушений зрения у детей . . 11
1.3. Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . . . . .24
2.1. Характеристика и особенности развития памяти у слабовидящих детей . . . . . . . . . . 26
2.2. Обучение и развитие слабовидящих детей . . . . 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 36
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение зрения в психическом процессе уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности. Слабовидение оказывает заметное влияние на психическое развитие ребенка. Недостаточность зрительного анализатора вызывает нарушения не только зрительного восприятия, но деятельности и личности в целом.
Нарушение зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психики в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения.
Что касается памяти у слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти. Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры.
Память – важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание самого элементарного психического акта обязательно.
Предполагает удержание
Замедленное развитие процесса запоминания у слабовидящих и слепых исследователи объясняют недостатком наглядно- действенного опыта, несовершенством метода обучения таких детей. То есть все эти недостатки имеют вторичный характер.
В заключении хотелось бы отметить, что исследования психологов отдельных процессов памяти слабовидящих показали на затрудненность и специфические особенности протекания запоминания, сохранения, узнавания. Но общие закономерности памяти у слабовидящих, как и у зрячих, остаются одинаковыми.
Общепризнанно, что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах. Однако, педагогический процесс должен строиться с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. От этого на прямую зависит его эффективность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих// Воспитаниеобучение слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 2002. - С. 43
2 Солнцева Л.И. развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного . - М.:
3 Солнцква Л.И.Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980.-180с.
4Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. Л: Педагогика, 2002.- С.43-56.
5 Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология.- 2001. - №2.-С84-88.
6Григорьева Л.П. Психофизиологическое исследование зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М.: Педагогика, 2003. С.76.
7 Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства.- М.: Полиграф сервис, 2000. С.52.
8 Выгодский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Собрание сочинений. М., 1982 – 84
9 Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976. С.48.
10 Выгодский Л.С. Слепой ребенок // Собр.соч. в 6-ти тт. Т. 5.М., 1983.С.125.
10 Григорьева Г.В.Развитие ведущей формы общения у детей с нарушением зрения дошкольного возраста // Дефектология.- С. 52.
11 Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб.науч.трудов / Под ред. А.Г. Литвака. – Л., 2001.- С 122.
Информация о работе Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей