Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть особенности возрастного формирования памяти у слабовидящих детей
. Задачи:
1 . Дать общую и психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей.
2 . Изучить причины и классификацию нарушений зрения у детей.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . 5
1.1 Общая и психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей . . . . . . . . . . 5
1.2. Причины и классификация нарушений зрения у детей . . 11
1.3. Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . . . . .24
2.1. Характеристика и особенности развития памяти у слабовидящих детей . . . . . . . . . . 26
2.2. Обучение и развитие слабовидящих детей . . . . 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 36
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 38
Однако, у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушается, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания.
Важным органом восприятия
предметов у людей с
Что касается памяти у слепых и слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти. Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то незрячим приходится запоминать много информации, о том где находятся те или иные предметы или ориентиры.
У слепых и слабовидящих детей снижены активность, мотивационная сфера, потребности и интересы. Вместе с тем, зрительный дефект никак не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждение, характер, темперамент и пр. Значит, нарушение зрения оказывает влияние лишь на отдельные компоненты личности, но не в такой степени, чтобы радикально ее перестроить.
Нарушение зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психики в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения. Наблюдается снижение психической активности (особенно в дошкольном возрасте), возникает изменение в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности.
Исследования специалистов доказывают, что задержка развития, вызванная нарушением зрения, при соответствующих условиях обучения и воспитания преодолевается. Однако этот процесс занимает длительное время, требует больше усилий и знания возможностей детей5.
1.2. Причины
и классификация нарушения
Значение зрения в психическом развитии ребенка уникальны. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднении в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.
Под данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 2010), во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России – 260 тыс. Слепота бывает врожденная и приобретенная. Врожденная слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза.Приобретенная слепота развивается после приобретенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждения глазницы и черепно-мозговых травм.
Ребенок с нарушением зрения – термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis – 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0, до 0,04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящих считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 Oc оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, остигматизм, альбинизм, амблиапия. нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др.
Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокиеp и неглубокие. Г.В. Никулина (2002) Предлагает следующую классификацию: к глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную дипривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций ( косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); Нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия ,астигматизм ,амблиопия).
Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей.
Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия. Различают три степени миопии: слабая степень - до 3 D; средняя - от 3 до 6 D; высокая степень - свыше 6 D. При высокой степени миопии может наблюдаться отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр.
В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами. У детей слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует. В целях компенсации близорукости назначают очки. Для её лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др.
Дальнозоркость (гиперметропия)
Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.
Астигматизм - сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже - хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.
Нистагм (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: Поражения таких участков мозга, как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению.
Амблиопия - понижение зрения без видимых анатомических причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного
1.3. Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития
1.Память - важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного элемента для " сцепления" с предыдущими. Без способности к такому " сцеплению" невозможно развитие: человек оставался бы "вечно в положении новорожденности" (М.И. Сеченов). Являясь важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность личности.
Под памятью свойство живых систем воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих раздражителей. Иными словами: в результате жизнедеятельности, обучения человек изменяется, иначе реагирует на те же раздражители, что является наличием следов обучения - памяти.
Память характерна не только для центральной нервной системы; существует генетическая память, имунная память. Нервная память, осуществляемая центральной нервной системой, характеризуется тем, что хранение информации о прошедших событиях внешнего мира и об ответных реакциях организма не эти события используется организмом для построения модели текущего или будущего поведения.
«Запись» информации, которая хранится в центральной нервной системе, получила название ээнграммы. Хотя слово "запись" здесь весьма условно. Мозг человека отбирает, сортирует и хранит лишь наиболее важную, общую информацию, т.е. память человека селективна.
Свойства избирательности, равно как и свойство забывания, позволяют мозгу не быть "затопленным" потоком непрерывно поступающих сигналов, избегая своего рода "информационной катастрофы". Отсюда следует, что храниться в мозге может более 1% от общего потока информации.
Под функциональными нарушениями зрения подразумеваются, прежде всего, косоглазие и амблиопия, которые нередко могут быть исправлены, в том числе, и тренировками.
2. Органические нарушения.
Органические нарушения - это нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению и слепоте.
Низкое зрение по международной классификации нарушений означает, что острота зрения лучшего глаза с оптической коррекцией составляет 0,3 . Острота зрения менее 0,02 уже соответствует практической слепоте, и на таких лиц распространяются соответствующие законы, постановления и льготы, касающиеся слепых. Часть любей которые считаются практически слепыми еще могут видеть предметы, т.е. имеют низкое предметное зрение. Основными причинами низкого зрения являются заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушение оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз (миопия, гиперметропия, астигматизм). Выделяют группу с низким предметным зрением, имеющих остроту зрения 0,05. Согласно отечественной терминологии, это так называемое остаточное зрение и таких лиц называют частично зрячими (хотя формально они могут считаться и слепыми, если острота зрения оказывается ниже 0,02). Лиц с низким зрением, но остротой зрения выше 0,05 называют слабовидящими. Те же слепые которые не видят предметов, в специальном образовании разделяются на группы лиц, имеющих светоощущение с правильной и неправильной проекцией источника света и не имеющих светоощущения ( тотально слепые). Количество тотально слепых детей в нашей стране, как и во всем мире, за последние годы снижается, но растет число детей с низким зрением и глубокой сочетанной патологией. Это обстоятельство объясняется распространением практики доращивания маловесных недоношенных детей. У таких детей велика вероятность развития ретинопатии недоношенных и других нарушений здоровья. Хотя в большинстве случаев ретинопатия недоношенных перетерпивает обратное развитие, не дойдя до конечных стадий, это наиболее частая причина детской слепоты ( 10 - 15 % случаев). Конечные стадии ретинопатии недоношенных характеризуются обширными отслойками сечатки. Распространено мнение, что ретинопатия недоношенных возникает в результате передозировки кислорода при доращивании младенцев, однако есть и возражения против этой точки зрения 6. Остроту зрения, основную зрительную функцию, у дошкольников обычно проверяют по специальной таблице Орловой на расстоянии 5 метров. Если возникают трудности с данного расстояния, его уменьшают, а остроту зрения пересчитывают пропорционально расстоянию.
Большинство детей с нарушениями зрения имеют также другие нарушения здоровья, т.е. сочетанную патологию. Чаще всего нарушениям зрения сопутствуют двигательные нарушения, например, ДЦП, задержки умственного развития и нарушения слуха.
Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.
Наследственные заболевания называют также генетическими, потому что они связаны с наличием определенных генов в генетическом аппарате детей, которые получены ими от родителей. При этом сами родители могут быть и здоровы. По наследству могут передаваться грубые структурные изменения глаз, катаракта, глаукома, пигментная дегенерация сетчатки, астигматизм и др.
Причинами врожденной зрительной патологии у ребенка могут быть такие эндогенные (внутренние) факторы, как нарушение обмена веществ и воспалительные процессы у матери в период беременности, инфекционные беременной женщины (краснуха, таксоплазмос и пр.) В ряде случаев отрицательное влияние на здоровье ребенка, включая зрение, оказывают экзогенные (внешние) факторы: травмы, химические вещества, повышенный радиационный
К аномалиям развития наследственного происхождения относится микрофтальм (уменьшение размера одного или обоих глаз), в редких случаях встречается анофтальм (безглазие). Самой распространенной формой врожденного изменения зрения является катаракта (помутнение хрусталика). К врожденным заболеваниям относятся: пигментная дистрофия сетчатки (сужение поля зрения до полной его потери) и астигматизм (аномалия рефракции).
Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными опухолями, сопровождаемые повышенной утомляемостью и головными болями.
Приобретенные аномалии зрения могут стать следствием перенесенных детских болезней: корь, скарлатина, дифтерия и др. внутричерепное и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие осложненных родов, различные травматические повреждения мозга (ушибы и ранения головы) и глаз в послеродовой период могут привезти к нарушению зрения. Приобретенная катаракта нередко бывает травматического происхождения. К приобретенным заболеваниям относятся: глаукома (повышение внутриглазного давления и изменения в тканях глаза), атрофия зрительного нерва (нарушение связи между сетчаткой и зрительными центрами), менингит, менингоэнцефалит ( заболевания ЦНС), осложнения после гриппа и др 7.
Информация о работе Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей