Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности возрастного формирования памяти у слабовидящих детей
. Задачи:
1 . Дать общую и психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей.
2 . Изучить причины и классификацию нарушений зрения у детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . 5
1.1 Общая и психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей . . . . . . . . . . 5
1.2. Причины и классификация нарушений зрения у детей . . 11
1.3. Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . . . . .24
2.1. Характеристика и особенности развития памяти у слабовидящих детей . . . . . . . . . . 26
2.2. Обучение и развитие слабовидящих детей . . . . 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 36
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

 Однако, у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушается, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания.

Важным органом восприятия предметов у людей с нарушениями  зрения является рука, и у них должны быть хорошо развиты кистевой, ладонный и пальцевой способы восприятия. Однако при слепоте и слабовидении непосредственно может быть отражено меньше свойств и признаков предметов. Возникают проблемы с восприятием цвета, эстетическим восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. Например, трудно воспринимать картины природы.

Что касается памяти у  слепых и слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти. Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то незрячим приходится запоминать много информации, о том где находятся те или иные предметы или ориентиры.

У слепых и слабовидящих детей снижены активность, мотивационная  сфера, потребности и интересы. Вместе с тем, зрительный дефект никак не влияет на такие сферы психики, как  мировоззрение, убеждение, характер, темперамент  и пр. Значит, нарушение зрения оказывает влияние лишь на отдельные компоненты личности, но не в такой степени, чтобы радикально ее перестроить.

Нарушение зрительных функций  оказывает серьезное влияние  на развитие психики в связи с  той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения. Наблюдается снижение психической активности (особенно в дошкольном возрасте), возникает изменение в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности.

 Исследования специалистов доказывают, что задержка развития, вызванная нарушением зрения, при соответствующих условиях обучения и воспитания преодолевается. Однако этот процесс занимает длительное время, требует больше усилий и знания возможностей детей5.

 

1.2. Причины  и классификация нарушения зрения  у детей

Значение зрения в  психическом развитии ребенка уникальны. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднении в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

Под данным ВОЗ (Всемирной  организации  здравоохранения, 2010), во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России – 260 тыс. Слепота бывает врожденная и приобретенная. Врожденная слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза.Приобретенная слепота развивается после приобретенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждения глазницы и черепно-мозговых травм.

Ребенок с  нарушением зрения – термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis – 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0, до 0,04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящих считают людей, имеющих остроту зрения от  0,2 до 0,6 Oc оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, остигматизм, альбинизм, амблиапия. нистагм, микрофтальм, дети  с монокулярным  зрением,  а  также  с  нарушениями  центрального  и  периферического  зрения  и др.

 Анализ  специальной  литературы  позволяет  нарушения  зрения  условно  разделить  на  глубокиеp   и неглубокие. Г.В. Никулина  (2002) Предлагает  следующую классификацию: к глубоким  относятся нарушения зрения,  связанные со  значительным  снижением таких важнейших функций, как острота зрения  и (или)  поле зрения, имеющие ярко  выраженную  органическую  зрительную  дипривацию. В  зависимости  от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким  зрительным  нарушениям  относятся нарушения глазодвигательных  функций ( косоглазие, нистагм); нарушения  цветоразличения  (дальтонизм, дихромазия); нарушения  характера  зрения (нарушения  бинокулярного  зрения); Нарушения  остроты  зрения, связанные  с расстройствами  оптических  механизмов  зрения (миопия, гиперметропия ,астигматизм ,амблиопия).

Остановимся  на  наиболее  характерных  нарушениях  зрения  у  детей.

Близорукость (миопия)  характеризуется недостатком преломляющей  силы  глаза,  в результате  которого  дети  плохо видят отдаленные предметы, действия. Различают три степени миопии:   слабая  степень - до 3 D; средняя - от 3 до 6 D; высокая степень - свыше 6 D.  При высокой степени миопии  может наблюдаться отслойка  сетчатой оболочки  глаза.  Часто причиной  отслойки  сетчатки  является  травма, чрезмерная  физическая  нагрузка,  сотрясение  тела  и  пр.

 В  настоящее  время  близорукость имеет  достаточно  широкое  распространение  и обусловлена повышенными зрительными нагрузками,  социальными и географическими аспектами.  У детей  слабо  развитых  физически, близорукость  развивается чаще  и быстрее прогрессирует.  В целях компенсации близорукости  назначают очки.  Для её лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое  лечение  и др.

Дальнозоркость (гиперметропия)  характеризуется тем, что фокус параллельных  лучей после их  преломления в глазу оказывается лежащим позади  сетчатки. У  новорожденных  глаза,  как  правило,  дальнозоркие.  В результате  роста  глаза  размер  глазного  яблока  увеличивается,  и  к  10  годам  глаза  становятся  соразмерными ,  а  если  развитие  глаза  отстает,  то  он  становится  дальнозорким.  При  этом  функциональные  возможности  зрительной  системы  при  работе  в  близи  хуже,  чем  у близоруких.


Косоглазие   характеризуется  отклонением  одного  из  глаз  от  общей  точки  фиксации.  У этих  детей  наблюдается  периферическое  зрение,  снижение  остроты зрения  косящего  глаза, значительно снижена  или  нарушена  восприимчивость  предметов  двумя  глазами  и способность  сливать  их  изображения  в  единый  зрительный  образ.

Астигматизм - сочетание в одном глазу разных  видов рефракций или разных  степеней  рефракции одного  вида.  Симптомы  астигматизма: выраженные  явления  зрительного  утомления, головные  боли, блефароконъюктивиты, реже - хроническое воспаление  краев век. Причинами развития  астигматизма  могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на  глазном яблоке, болезни  роговицы.

 Нистагм (дрожание  глаз) самопроизвольные  колебательные движения  глазных яблок.  По  направлению он  может быть  горизонтальным, вертикальным  и вращательным;  по  виду  маятникообразным, толчкообразным  и смешанным.  Причины  возникновения нистагма: Поражения таких участков  мозга,  как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг  и др. Нистагм,  как правило, не  доставляет  беспокойства  детям,  но  они испытывают  нечеткость  восприятия  даже  при достаточно  высокой остроте  зрения, слабость  зрения, которая  плохо  поддается  исправлению.

Амблиопия - понижение  зрения  без  видимых  анатомических  причин, выражающееся  в  снижении  остроты  центрального  зрения.  Часто  возникает  вследствие вынужденного бездействия глаза  при  косоглазии  и  нарушении  бинокулярного

 

1.3.  Определение   памяти,  её  свойства  и   особенности  возрастного   развития

 1.Память - важнейшая  определяющая  характеристика психической  жизни  личности. Никакое  актуальное  действие  немыслимо  вне  процессов  памяти,  ибо  протекание  даже  самого  элементарного  психического  акта  обязательно  предполагает  удержание  каждого  данного  элемента  для  " сцепления"  с  предыдущими.  Без  способности  к  такому  " сцеплению" невозможно  развитие: человек оставался бы  "вечно в положении новорожденности"  (М.И. Сеченов).  Являясь важнейшей характеристикой всех  психических процессов, память  обеспечивает  единство  и целостность личности.

Под  памятью  свойство  живых  систем  воспринимать, фиксировать, хранить  и  воспроизводить  следы  ранее  действующих  раздражителей.  Иными  словами:  в  результате  жизнедеятельности,  обучения  человек  изменяется,  иначе  реагирует  на те  же  раздражители,  что  является  наличием  следов  обучения - памяти.

Память  характерна  не  только  для  центральной  нервной  системы; существует  генетическая  память,  имунная  память.  Нервная  память,  осуществляемая  центральной  нервной  системой,  характеризуется  тем,  что  хранение  информации  о  прошедших  событиях   внешнего  мира  и  об  ответных  реакциях  организма  не  эти  события  используется  организмом  для  построения  модели   текущего  или  будущего  поведения.

«Запись» информации,  которая  хранится  в  центральной  нервной  системе,  получила  название  ээнграммы.  Хотя  слово "запись"  здесь  весьма  условно.  Мозг  человека  отбирает,  сортирует  и  хранит  лишь  наиболее  важную,  общую  информацию, т.е. память  человека  селективна.

Свойства  избирательности,  равно  как  и  свойство  забывания, позволяют  мозгу  не  быть "затопленным"  потоком  непрерывно  поступающих  сигналов, избегая своего  рода "информационной  катастрофы". Отсюда  следует, что  храниться  в  мозге  может  более  1%  от  общего  потока  информации.

Под  функциональными   нарушениями  зрения  подразумеваются, прежде  всего, косоглазие  и  амблиопия, которые нередко  могут  быть  исправлены,  в  том  числе, и  тренировками.

2. Органические  нарушения.

Органические нарушения - это  нарушения  структуры  глаза  и  других  отделов зрительной  системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению  и слепоте.

 Низкое зрение  по  международной  классификации  нарушений  означает, что  острота  зрения  лучшего  глаза  с  оптической  коррекцией  составляет  0,3 .  Острота  зрения  менее 0,02  уже  соответствует  практической  слепоте, и  на  таких  лиц  распространяются  соответствующие  законы, постановления  и  льготы, касающиеся  слепых. Часть  любей которые считаются практически слепыми еще могут видеть  предметы, т.е. имеют низкое  предметное  зрение.  Основными причинами низкого зрения  являются  заболевания зрительного нерва и сетчатки,  нарушение оптического  аппарата  глаза и аномалии рефракции глаз (миопия, гиперметропия, астигматизм). Выделяют  группу  с  низким  предметным  зрением, имеющих  остроту  зрения  0,05. Согласно  отечественной  терминологии,  это так называемое  остаточное  зрение  и таких лиц называют  частично  зрячими (хотя  формально  они  могут  считаться и слепыми, если  острота зрения  оказывается ниже  0,02). Лиц с низким  зрением, но  остротой  зрения  выше  0,05 называют  слабовидящими. Те  же  слепые  которые не видят предметов,  в специальном образовании разделяются на группы  лиц, имеющих  светоощущение  с  правильной  и неправильной  проекцией  источника  света и  не имеющих  светоощущения (  тотально  слепые). Количество   тотально  слепых  детей в нашей стране, как и во  всем  мире, за  последние годы  снижается,  но  растет  число  детей  с  низким  зрением  и  глубокой  сочетанной  патологией.  Это  обстоятельство  объясняется  распространением  практики  доращивания маловесных  недоношенных  детей. У таких детей велика  вероятность развития  ретинопатии недоношенных  и других  нарушений  здоровья. Хотя в  большинстве  случаев  ретинопатия  недоношенных перетерпивает обратное  развитие, не дойдя  до конечных  стадий, это наиболее  частая  причина  детской  слепоты ( 10 - 15 %  случаев). Конечные  стадии  ретинопатии  недоношенных  характеризуются  обширными  отслойками  сечатки.  Распространено мнение, что  ретинопатия  недоношенных   возникает  в результате  передозировки  кислорода при доращивании младенцев,  однако  есть  и возражения  против  этой  точки зрения 6. Остроту  зрения,  основную  зрительную  функцию,  у  дошкольников  обычно  проверяют  по  специальной  таблице Орловой  на  расстоянии  5  метров.  Если  возникают  трудности с данного расстояния, его  уменьшают,  а  остроту  зрения  пересчитывают пропорционально  расстоянию.

Большинство  детей  с  нарушениями  зрения  имеют  также  другие  нарушения  здоровья, т.е. сочетанную  патологию.  Чаще  всего  нарушениям  зрения  сопутствуют  двигательные  нарушения,  например, ДЦП,  задержки  умственного  развития  и нарушения слуха.

 Причины,   вызывающие  нарушение зрительной  функции, бывают  врожденные  и приобретенные.  Приобретенные аномалии  зрения  распространены  больше,  чем врожденные.

Наследственные  заболевания  называют  также  генетическими,  потому   что они связаны  с наличием  определенных  генов в генетическом  аппарате  детей,  которые  получены  ими  от  родителей.  При  этом  сами  родители  могут  быть  и  здоровы. По  наследству  могут  передаваться  грубые  структурные  изменения  глаз, катаракта, глаукома, пигментная  дегенерация  сетчатки, астигматизм и др.

Причинами  врожденной зрительной  патологии у ребенка могут быть  такие эндогенные (внутренние)  факторы,  как нарушение обмена  веществ и воспалительные  процессы  у  матери  в  период  беременности, инфекционные беременной  женщины (краснуха,  таксоплазмос и  пр.) В ряде  случаев  отрицательное  влияние на  здоровье  ребенка, включая  зрение, оказывают экзогенные (внешние) факторы:  травмы,  химические  вещества,  повышенный  радиационный 

К  аномалиям  развития  наследственного  происхождения  относится  микрофтальм  (уменьшение  размера  одного  или  обоих  глаз),  в  редких  случаях  встречается  анофтальм (безглазие). Самой  распространенной  формой  врожденного  изменения  зрения  является  катаракта (помутнение  хрусталика).  К  врожденным  заболеваниям  относятся:  пигментная  дистрофия  сетчатки (сужение  поля  зрения  до  полной  его  потери)  и  астигматизм (аномалия  рефракции).

 Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными  опухолями,  сопровождаемые  повышенной  утомляемостью и головными болями.

 Приобретенные аномалии  зрения  могут стать следствием  перенесенных  детских болезней: корь, скарлатина, дифтерия  и  др.  внутричерепное  и  внутриглазные  кровоизлияния,  травмы  головы  вследствие  осложненных родов,  различные травматические  повреждения мозга (ушибы  и  ранения  головы) и глаз  в послеродовой  период  могут привезти  к   нарушению зрения. Приобретенная катаракта нередко бывает  травматического происхождения.  К приобретенным  заболеваниям  относятся:  глаукома (повышение  внутриглазного  давления  и  изменения  в  тканях  глаза),  атрофия зрительного нерва (нарушение  связи  между  сетчаткой  и зрительными центрами),  менингит, менингоэнцефалит ( заболевания ЦНС), осложнения  после гриппа  и др 7.

Информация о работе Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей