Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности возрастного формирования памяти у слабовидящих детей
. Задачи:
1 . Дать общую и психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей.
2 . Изучить причины и классификацию нарушений зрения у детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . 5
1.1 Общая и психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей . . . . . . . . . . 5
1.2. Причины и классификация нарушений зрения у детей . . 11
1.3. Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . . . . .24
2.1. Характеристика и особенности развития памяти у слабовидящих детей . . . . . . . . . . 26
2.2. Обучение и развитие слабовидящих детей . . . . 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 36
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слабовидящих и слепых исследователи находят в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.

Сохранение и забывание  – процессы памяти, отражающие прочность и динамичность временных нервных связей, - зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. У слабовидящих и слепых  наряду с длительным сохранением можно наблюдать быстрое забывание. Своеобразие протекания этих процессов памяти в первую очередь обусловлено тем, что такие дети не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Образы памяти слабовидящих при отсутствии подкреплений   обнаруживают тенденцию к угасанию. Однако недостатки процесса сохранения, возникающие как следствие нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора наглядно - действенном обучении слепых и слабовидящих.

Узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие – существенные или несущественные – свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.

 Формируется у слабовидящих слабодифференцированные, фрагменты образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон, и свойств предметов, и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии узнавании объектов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, чем в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с частично зрячими она возрастает примерно в 1,5 раза.

Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слабовидящих и слепых так же в норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительно анализатора замедляет развитие этого процесса.


  В процессе специально организованного процесса незрячие, частично зрячие и слабовидящие овладевают соответственно навыками осязательного, осязательно – зрительного и зрительного узнавания. Процесс узнавания перетерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме. Восприятие, в отличие от узнавания, предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследований слабовидящих и слепых  отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процессасказывается отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.

Приобщение лиц с глубокими поражениями зрительного анализатора к различным видам деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а так же остаточное зрение явится стимулом и объективным условием для гармоничного развития всех видов (словесно-логической, образной, эмоциональной и двигательной) памяти.

Представления слепых и  слабовидящих отличаются от образов  памяти зрячих качественно. Характерными особенностями этих представлений  являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм. Фрагментарность представлений частично зрячих и слабовидящих представляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений детей с дефектами зрения отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объекта. Неполное и не точное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью может являться пушистый хвост, а в образе зайца – короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность является причиной несоответствия образа оригиналу. Так незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой хвосты пушистые, а у второй – короткие. Так слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида, компенсируя, благодаря широким возможностям других анализаторов. Для развития слуховой памяти целесообразно использовать следующие упражнения: словесную инструкцию предлагаемой деятельности или словесное описание образа. Мышление слепых и слабовидящих детей проходит те же этапы, что и мышление зрячих. Ученые А.Г. Литвак, М.И. Земцова и др. указывают, что нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от нарушений в области восприятий и представлений).

Говоря о зрительном восприятии слепых и слабовидящих, можно отметить, что у них наблюдается  неполнота и фрагментарность  восприятия предметов, процессов и  явлений, что отрицательно сказывается  на овладении знаниями и умениями, а запоминаемые или объекты складываются в неполный образ.

Процесс запоминания  напрямую связан с процессом восприятия у слабовидящего ребенка. От того, насколько подробно и правильно происходит процесс восприятия у ребенка, зависит, насколько полным будут те образы и представления, которые останутся в памяти ребенка. Поэтому, в первую очередь, в процессе обучения коррекция должна быть направлена на формирование правильных образов у ребенка об. ребенка во время учения, чтобы сделать его наиболее полным и подробным.

В воспитании детей с глубоким нарушением зрения игрушка  имеет особое значение: наряду со словом она является основным средством познания тех предметов, с которыми он может познакомиться непосредственно. Развитию познавательных процессов слепого ребенка способствует игра не только с сюжетно-образными игрушками, но и с музыкальными, дидактическими, спортивно-тренировочными. Прежде чем начать играть стой или иной игрушкой, слепой ребенок должен ознакомиться с нею, при этом ему нужно выделить ее основные свойства, признаки, чтобы в дальнейшем узнавать эту игрушку.

Он должен понять ее назначение и способ действия с ней. (Пирамидку  можно разбирать, собирать, мяч – катать…). На восприятие предметов значительное влияние оказывает контрастная чувствительность органов зрения, обеспечивающая выделение объекта из фона, а также темных и светлых участков предмета. Для повышения различительной чувствительности зрения требуется усиление контраста между фоном и объектом (белое и черное и др.), выделения четкости границ изображений рассматриваемых объектов.

Среди слабовидящих имеется  большое число детей с нарушением цветоразличительных  функций. Поэтому  таким детям нужно создавать  условия, которые компенсировали бы недостатки цветовосприятия. Нужно  усиливать насыщенность и яркость  цветовых в предметах и изображениях, применять специальные средства для рисования и черчения (фломастеры, подсветы, цветорегулируемые экраны).

На восприятие предметов  и изображений оказывает влияние  и нарушение глазодвигательных  функций. При этом возникают трудности фиксации взора, прослеживание динамических изменений, оценке линейных и угловых величин и др. В целях формирования глазодвигательных функций рекомендуют применять приемы и способы целенаправленного наблюдения предметов и явлений, опираясь на другие виды чувствительности (осязание, слух и др.).     Хочется отметить, что развитие зрительного восприятия должно проходить в какой либо деятельности (учебной, трудовой, игровой), включая другие виды восприятия (слуховое, осязательное). Слуховое восприятие, как средство получение информации является наиболее важным по значению после зрения психическим процессом. Слух играет большую роль в процессе компенсации. Без знания видов сигналов, причин их вызывающих, дети не могут оценить источник звука. Опознавательными ориентирами, имеющими сигнальное значение, являются звуки издаваемыми предметами, игрушками, животными и птицами. Успешными будут различные виды занятий, связанные с изучением птиц, животных, предметов; изготовлением изделий, овладением навыками выявления дефектов в работе механизмов, техническое моделирование и конструирование. В отличие от представлений зрячих представления слепых и слабовидящих характеризуется фрагментарностью, схематизмом и носят вербальный (словесный) характер.

При восприятии с помощью  осязания и остаточного зрения широко распространенных предметов, таких как: одежда, посуда, мебель, овощи и др., при их словесном описании, педагогу важно чаще использовать прием сравнения. Необходимо следить за тем, чтобы учащийся, указывая на черты сходства и различия, отмечали не случайные, а существенные признаки предметов.

Представления уточняются и конкретизируются при проведении наблюдений за стадиями развития растений. При этом на различных растениях  нужно показать их части. Педагогу нужно  руководить наблюдение с помощью вопросов, направляющее внимание детей на последовательное существенных признаков. Это могут быть наблюдения за явлениями природы в разное время года. Слепых младших школьников можно научить ярко и отчетливо представлять и целостную картину природы, то есть изменения, характерные для всех времен года.  Например, на прогулке в осеннем лесу педагог обращает внимание на свежесть, бодрящий воздух леса и предлагает глубоко подышать этим воздухом. Овладение такими способами познания окружающего мира обеспечивает у слепых школьников появлению разнообразных представлений и одновременно способствует конкретизации содержания усвоенных слов. При формировании представлений важно учитывать различные виды кожной чувствительности: тактильную и температурную, болевую и вибрационную. Помощь родителей и педагогов необходима в формировании у детей представлений с младшего школьного возраста. При формировании вкусовых представлений дети должны знать о существовании четырех вкусовых веществ (горьких, кислых, сладких, соленых).

Необходимыми условиями  для расширения представлений являются:

1.   Формирование опорных образов, относящихся к определенной группе предметов.

 2.    Овладение умением правильно воспринимать цветовые и рельефные рисунки уже знакомых предметов.

Незрячие дети в дошкольном и  младшем школьном возрасте пользуются непроизвольным вниманием с опорой лишь на слуховое и осязательное внимание. Слабовидящие и частично видящие  пользуются непроизвольным вниманием  с опорой  также на остаточное зрение. Целесообразно строить учебно-воспитательный процесс только на основе непроизвольного внимания10. У детей с нарушением зрения внимание компенсируется, благодаря широким возможностям других анализаторов. Память слепых и слабовидящих школьников характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижение запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанными со слабой дифференцировкой средств наглядности. Для развития слуховой памяти целесообразно использовать следующие упражнения:  словесную инструкцию предлагаемой деятельности или словесное описание образца. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой либо рисунок по словесному описанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Обучение  и воспитание слабовидящих детей

Специальные исследования психологов показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:

  1. Формирование самого умственного действия;
  2. Использование его как мнемического приема средства запоминания.

 Например, прежде чем использовать прием «классификация» для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.Мышление слепых и слабовидящих детей проходит те же этапы, что и мышление зрячих. Ученые А.Г. Литвак, М.И. Земцова и др. указывают, что мышление не зависит от степени нарушения11. В своем развитии мышление опирается на сохранность человеческого мозга и быстрого владения речью. Малоизвестные предметы часто соприкасаются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. Затрудняет развитие наглядно-образного мышления слабовидящих анализирующее восприятие, которое более замедленно, фрагментарно, иногда многоступенчато.

При синтезе изучаемых  предметов и явлений некоторых  слабовидящих страдает целостность  и одновременность обзора различных  признаков, отмечается фрагментарность при воссоздании образа памяти. Часто дети не могут видеть специфическое, а называют только общее. Чтобы не допустить формализма при усвоении знаний во время занятий нужно широко использовать конкретизацию мыслительной деятельности на основе развития наблюдательности; учитель должен умело сочетать словесные и наглядные методы обучения с практической деятельностью учащихся.

Недостатки произношения оказывают влияние на речевую  деятельность, ограничивая и без  того суженый круг общения детей  с дефектами зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутости, аутизма, негативизма и др.). Расширяя и углубляя чувственный опыт детей при помощи различных приемов и средств (использования наглядных пособий, экскурсий, объяснительного чтения, словарной работы, применения технических средств) можно достичь необходимого соответствия между запасом слов и образами обозначаемыми ими объектов.Исследования показывают, что слепота влияет на такой особый вид психических процессов, как эмоции и чувства. В состав психических процессов входит воля – это сознательное регулирование человеком своих действий. Воля формируется в деятельности. В структуру любой деятельности входят действия и движения, цель и мотивы. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и др. анализаторов сенсорный контроль позволяет осуществлять движения не сами по себе, а в соответствии с целью. У незрячих детей движения менее координированы и более замедлены в силу отсутствия зрительного контроля. Замена зрительного контроля у таких детей в течении жизни позволяет достигнуть значительных результатов в двигательной активности. У некоторых слабовидящих и слепых наблюдаются нарушения работоспособности, что проявляется в снижении выполнения объема задания, появления ошибок, недописок и др. Эти дети могут выполнить тоже самое задание на более высоком уровне при осуществлении более внимательного контроля и руководства со стороны учителя. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы учитель должен добиваться увеличения работоспособности ребенка, ликвидации недостатка волевого усилия и воспитания воли. Осуществление определенных действий и движений должно управляться и регулироваться целью.

Информация о работе Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей