Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть особенности возрастного формирования памяти у слабовидящих детей
. Задачи:
1 . Дать общую и психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей.
2 . Изучить причины и классификацию нарушений зрения у детей.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . 5
1.1 Общая и психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей . . . . . . . . . . 5
1.2. Причины и классификация нарушений зрения у детей . . 11
1.3. Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . . . . .24
2.1. Характеристика и особенности развития памяти у слабовидящих детей . . . . . . . . . . 26
2.2. Обучение и развитие слабовидящих детей . . . . 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 36
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 38
Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слабовидящих и слепых исследователи находят в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.
Сохранение и забывание – процессы памяти, отражающие прочность и динамичность временных нервных связей, - зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. У слабовидящих и слепых наряду с длительным сохранением можно наблюдать быстрое забывание. Своеобразие протекания этих процессов памяти в первую очередь обусловлено тем, что такие дети не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Образы памяти слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию. Однако недостатки процесса сохранения, возникающие как следствие нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора наглядно - действенном обучении слепых и слабовидящих.
Узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие – существенные или несущественные – свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.
Формируется у слабовидящих слабодифференцированные, фрагменты образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон, и свойств предметов, и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии узнавании объектов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, чем в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с частично зрячими она возрастает примерно в 1,5 раза.
Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слабовидящих и слепых так же в норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительно анализатора замедляет развитие этого процесса.
В процессе специально организованного процесса незрячие, частично зрячие и слабовидящие овладевают соответственно навыками осязательного, осязательно – зрительного и зрительного узнавания. Процесс узнавания перетерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме. Восприятие, в отличие от узнавания, предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследований слабовидящих и слепых отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процессасказывается отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.
Приобщение лиц с глубокими поражениями зрительного анализатора к различным видам деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а так же остаточное зрение явится стимулом и объективным условием для гармоничного развития всех видов (словесно-логической, образной, эмоциональной и двигательной) памяти.
Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих качественно. Характерными особенностями этих представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм. Фрагментарность представлений частично зрячих и слабовидящих представляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений детей с дефектами зрения отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объекта. Неполное и не точное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью может являться пушистый хвост, а в образе зайца – короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность является причиной несоответствия образа оригиналу. Так незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой хвосты пушистые, а у второй – короткие. Так слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида, компенсируя, благодаря широким возможностям других анализаторов. Для развития слуховой памяти целесообразно использовать следующие упражнения: словесную инструкцию предлагаемой деятельности или словесное описание образа. Мышление слепых и слабовидящих детей проходит те же этапы, что и мышление зрячих. Ученые А.Г. Литвак, М.И. Земцова и др. указывают, что нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от нарушений в области восприятий и представлений).
Говоря о зрительном восприятии слепых и слабовидящих, можно отметить, что у них наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями, а запоминаемые или объекты складываются в неполный образ.
Процесс запоминания напрямую связан с процессом восприятия у слабовидящего ребенка. От того, насколько подробно и правильно происходит процесс восприятия у ребенка, зависит, насколько полным будут те образы и представления, которые останутся в памяти ребенка. Поэтому, в первую очередь, в процессе обучения коррекция должна быть направлена на формирование правильных образов у ребенка об. ребенка во время учения, чтобы сделать его наиболее полным и подробным.
В воспитании детей с глубоким нарушением зрения игрушка имеет особое значение: наряду со словом она является основным средством познания тех предметов, с которыми он может познакомиться непосредственно. Развитию познавательных процессов слепого ребенка способствует игра не только с сюжетно-образными игрушками, но и с музыкальными, дидактическими, спортивно-тренировочными. Прежде чем начать играть стой или иной игрушкой, слепой ребенок должен ознакомиться с нею, при этом ему нужно выделить ее основные свойства, признаки, чтобы в дальнейшем узнавать эту игрушку.
Он должен понять ее назначение и способ действия с ней. (Пирамидку можно разбирать, собирать, мяч – катать…). На восприятие предметов значительное влияние оказывает контрастная чувствительность органов зрения, обеспечивающая выделение объекта из фона, а также темных и светлых участков предмета. Для повышения различительной чувствительности зрения требуется усиление контраста между фоном и объектом (белое и черное и др.), выделения четкости границ изображений рассматриваемых объектов.
Среди слабовидящих имеется
большое число детей с
На восприятие предметов
и изображений оказывает
При восприятии с помощью осязания и остаточного зрения широко распространенных предметов, таких как: одежда, посуда, мебель, овощи и др., при их словесном описании, педагогу важно чаще использовать прием сравнения. Необходимо следить за тем, чтобы учащийся, указывая на черты сходства и различия, отмечали не случайные, а существенные признаки предметов.
Представления уточняются и конкретизируются при проведении наблюдений за стадиями развития растений. При этом на различных растениях нужно показать их части. Педагогу нужно руководить наблюдение с помощью вопросов, направляющее внимание детей на последовательное существенных признаков. Это могут быть наблюдения за явлениями природы в разное время года. Слепых младших школьников можно научить ярко и отчетливо представлять и целостную картину природы, то есть изменения, характерные для всех времен года. Например, на прогулке в осеннем лесу педагог обращает внимание на свежесть, бодрящий воздух леса и предлагает глубоко подышать этим воздухом. Овладение такими способами познания окружающего мира обеспечивает у слепых школьников появлению разнообразных представлений и одновременно способствует конкретизации содержания усвоенных слов. При формировании представлений важно учитывать различные виды кожной чувствительности: тактильную и температурную, болевую и вибрационную. Помощь родителей и педагогов необходима в формировании у детей представлений с младшего школьного возраста. При формировании вкусовых представлений дети должны знать о существовании четырех вкусовых веществ (горьких, кислых, сладких, соленых).
Необходимыми условиями для расширения представлений являются:
1. Формирование опорных образов, относящихся к определенной группе предметов.
2. Овладение умением правильно воспринимать цветовые и рельефные рисунки уже знакомых предметов.
Незрячие дети в дошкольном и младшем школьном возрасте пользуются непроизвольным вниманием с опорой лишь на слуховое и осязательное внимание. Слабовидящие и частично видящие пользуются непроизвольным вниманием с опорой также на остаточное зрение. Целесообразно строить учебно-воспитательный процесс только на основе непроизвольного внимания10. У детей с нарушением зрения внимание компенсируется, благодаря широким возможностям других анализаторов. Память слепых и слабовидящих школьников характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижение запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанными со слабой дифференцировкой средств наглядности. Для развития слуховой памяти целесообразно использовать следующие упражнения: словесную инструкцию предлагаемой деятельности или словесное описание образца. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой либо рисунок по словесному описанию.
2.2. Обучение
и воспитание слабовидящих
Специальные исследования психологов показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
Например, прежде чем использовать прием «классификация» для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.Мышление слепых и слабовидящих детей проходит те же этапы, что и мышление зрячих. Ученые А.Г. Литвак, М.И. Земцова и др. указывают, что мышление не зависит от степени нарушения11. В своем развитии мышление опирается на сохранность человеческого мозга и быстрого владения речью. Малоизвестные предметы часто соприкасаются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. Затрудняет развитие наглядно-образного мышления слабовидящих анализирующее восприятие, которое более замедленно, фрагментарно, иногда многоступенчато.
При синтезе изучаемых предметов и явлений некоторых слабовидящих страдает целостность и одновременность обзора различных признаков, отмечается фрагментарность при воссоздании образа памяти. Часто дети не могут видеть специфическое, а называют только общее. Чтобы не допустить формализма при усвоении знаний во время занятий нужно широко использовать конкретизацию мыслительной деятельности на основе развития наблюдательности; учитель должен умело сочетать словесные и наглядные методы обучения с практической деятельностью учащихся.
Недостатки произношения оказывают влияние на речевую деятельность, ограничивая и без того суженый круг общения детей с дефектами зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутости, аутизма, негативизма и др.). Расширяя и углубляя чувственный опыт детей при помощи различных приемов и средств (использования наглядных пособий, экскурсий, объяснительного чтения, словарной работы, применения технических средств) можно достичь необходимого соответствия между запасом слов и образами обозначаемыми ими объектов.Исследования показывают, что слепота влияет на такой особый вид психических процессов, как эмоции и чувства. В состав психических процессов входит воля – это сознательное регулирование человеком своих действий. Воля формируется в деятельности. В структуру любой деятельности входят действия и движения, цель и мотивы. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и др. анализаторов сенсорный контроль позволяет осуществлять движения не сами по себе, а в соответствии с целью. У незрячих детей движения менее координированы и более замедлены в силу отсутствия зрительного контроля. Замена зрительного контроля у таких детей в течении жизни позволяет достигнуть значительных результатов в двигательной активности. У некоторых слабовидящих и слепых наблюдаются нарушения работоспособности, что проявляется в снижении выполнения объема задания, появления ошибок, недописок и др. Эти дети могут выполнить тоже самое задание на более высоком уровне при осуществлении более внимательного контроля и руководства со стороны учителя. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы учитель должен добиваться увеличения работоспособности ребенка, ликвидации недостатка волевого усилия и воспитания воли. Осуществление определенных действий и движений должно управляться и регулироваться целью.
Информация о работе Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей