Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности возрастного формирования памяти у слабовидящих детей
. Задачи:
1 . Дать общую и психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей.
2 . Изучить причины и классификацию нарушений зрения у детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . 5
1.1 Общая и психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей . . . . . . . . . . 5
1.2. Причины и классификация нарушений зрения у детей . . 11
1.3. Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ . . . . . . .24
2.1. Характеристика и особенности развития памяти у слабовидящих детей . . . . . . . . . . 26
2.2. Обучение и развитие слабовидящих детей . . . . 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 36
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный  педагогический университет»

 Институт специального образования

Кафедра специальной  педагогики и специальной психологии

 

 

 

Особенности возрастного  развития памяти слабовидящих детей

 

Курсовая работа

                                        

          Исполнитель:

Котельникова Марина                                           Сергеевна

         Студентка 4 курса заочного

                                         отделения

          Научный руководитель:

                                                                   Алексеев О.Л.,д.п.н., профессор

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург – 2012

         

          СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   .          .          .          .          .          .          .          .          .          .     3

ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ          .          .          .    5

1.1   Общая и психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей            .            .          .         .          .          .          .          .          .          .      5

1.2.   Причины и классификация  нарушений зрения у детей        .           .    11

1.3.   Определение памяти, её свойства и особенности возрастного развития               .          .          .          .          .          .          .          .          .          .         .          .      14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ            .          .          .          .          .          .          .24

2.1.   Характеристика  и   особенности развития памяти   у  слабовидящих детей            .          .          .          .          .          .          .          .          .          .      26

2.2.   Обучение и развитие  слабовидящих детей           .          .          .          . 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         .          .          .          .          .          .          .          .          . 36


СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ     .          .          .          .       38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее тяжелых  видов нарушения здоровья приводящих дефекту социальной   недостаточности, является   полная   или   частичная  утрата   зрения: слепота   и   слабовидение. Не   смотря   на реальные  достижения  офтальмологии, распространенность   слепоты   в мире   снижается   медленно.  Число слабовидящих  в нашей стране  колеблется  от  5  до  7  миллионов человек и постепенно  растет.

Роль  зрительного  анализатора  в  психическом  развитии  ребенка  велика  и  уникальна.  Нарушение его деятельности  вызывает  у детей значительное  затруднение в познании  окружающего мира,   ограничивает  общественные  контакты  и возможности для занятий многими видами  деятельности.  У лиц с нарушениями зрения  возникают специфические особенности деятельности,  общения и психофизического  развития.  Эти особенности проявляются в отставании,  нарушении и своеобразии развития  двигательной  сферы, пространственной  ориентации,  формировании  представлений  и  понятий,  в  способах  практической   деятельности,  в  особенностях  эмоционально - волевой  сферы,  социальной коммуникации,  интеграции в общество,  адаптации  к  труду.

Объект - дети  с нарушением  зрения  (слабовидящие дети).

Предметом  исследования  являются  особенности возрастного развития  памяти  у  детей  с  нарушениями  зрения.

Цель  исследования - рассмотреть  особенности  возрастного   формирования  памяти  у  слабовидящих  детей

. Задачи:

1 . Дать  общую  и  психолого-педагогическую  характеристику  слабовидящих  детей.

2 . Изучить причины  и классификацию нарушений зрения  у детей.

3 . Дать  определение  памяти,  рассмотреть  её  свойства  и  особенности   возрастного  развития.

4 . Изучить  особенности  возрастного  развития  памяти  у  слабовидящих  детей.

    5. Рассмотреть методы обучения и развития детей с нарушением зрения. Современные  знания  о  развитии  памяти  у  детей  с  нарушениями  зрения  базируется  на  фундаментальных  исследованиях   П.К.   Анохина,  Л.С. Выготского,  А.Л. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной  и др.

 При  написании  данной  курсовой  работы  использовались  методы:      теоретические  -  сравнение,  сопоставление,  обобщение;

Эмпирические  -  наблюдение,  беседы,  тестирование. Курсовая  работа содержит  две главы, пять  параграфов, введение, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 .  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

1.1.   Общая  и психолго - педагогическая характеристика

Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально.  Нарушение его деятельности  вызывает  у ребенка затруднения в познании  окружающей  действительности,  сужая  социальные контакты,  ограничивая  его  ориентировку  и  возможности  заниматься  многими  видами  деятельности.  Нарушения  зрения    разделяются  на  две  группы  по  следующим  критериям:  время поражения (врожденные  и  приобретенные),  характер  протекания (прогрессирующие  и  непрогрессирующие),  степень  нарушения  зрительной функции (слепые  и  слабовидящие). В  зависимости  от  степени  нарушения  зрительной  функции   выделяют  слепых  и  слабовидящих.

Слепые дети  -  дети  с полным  отсутствием  зрительных  ощущений,  либо  сохранившимся  светоощущением,  либо остаточным  зрением  (максимальной  остротой  зрения  0,04).  Различают  разные  степени  потери  зрения:  абсолютная (тотальная)  слепота,  при  которой  полностью  отсутствуют  зрительные   ощущения  (светоощущение  и  цветоразличие);  практическая  слепота,  при  которой  сохраняется   или, остаточное  зрение 1 . Для  определения  специфики  психического  развития  кроме  степени  нарушения  большое  значение  уделяется  времени  наступления  патологического  процесса.  Исходя  из этого можно выделить  две группы  слепых: слепорожденные  и  ослепшие.

     К  первой  группе  относят  лиц,  потерявших  зрение  до  становления  речи,  т.е.  приблизительно  до  трех  лет,  и  не  имеющих  зрительных  представлений,  ко  второй - ослепших  в  последующие  периоды  жизни  и  сохранивших  в  той  или  иной  мере  зрительные  образы  в памяти.  Чем раньше  наступила слепота,  тем более заметны отклонения  нервно - психического  развития.  Оно  проявляется  в  различных вторичных  отклонениях.

 При  заболевании  с  рождения  ребенок  не  получает  никакого  запаса  зрительных  представлений.  Затруднения  в  возникновении  вертикального  положения  тела,  боязнь  пространства  и  новых  предметов ведут к задержке  в освоении  пространства  и предметной  деятельности.  Первые  специализированные  манипуляции и отдельные функциональные  действия  с предметом появляются  у слепых  детей после двух  лет.  Грубое  недоразвитие  пространственной  ориентации  обуславливает недоразвитие  походки,  тормозит  формирование  тела.  У ребенка,  потерявшего зрение  в более старшем возрасте  имеется прошлый опыт  зрительных  впечатлений,  который облегчает развитие  моторики,  предметной  деятельности,  образование  представлений  и  понятий. 
Большое  значение  для  прогноза  психического  развития  ребенка  будут  иметь  и  индивидуальные  особенности  интеллекта,  эмоционально - волевой сферы и личности  ребенка в целом,  а так же  своевременное начало  специального  обучения.

У  слепого  ребенка  развитие  эмоционально - волевой  сферы  связанно  с  ограничением  либо  невозможностью  восприятия  таких  выразительных  средств, как  взгляд, жест, мимика.  Это,  в свою  очередь,  усугубляет недоразвитие форм  общения  на ранних  этапах  развития  ребенка.

Исследование  патологии  сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С. Выготского  о неравномерности развития  аномального ребенка.  Такая характерная неравномерность  развития  имеется  у  слепого  ребенка. Если  у здорового ребенка в основе  игровых действий  лежат хорошо знакомые предметы, то  у  слепого,  по данным Л.Н. Солнцевой 2, игровые действия  не несут в себе  никакой информации  о конкретном предмете.  Своеобразие игровой деятельности  слепого ребенка обусловлено бедностью практического опыта, слабым  развитием предметной  моторики  или относительно  сохранной речи.   Игровая деятельность  протекает в виде  однообразно повторяющихся  движений,  но сопровождается  значительно более высоким уровнем протекания  словесного  действия.  Разрыв  между речью и действием не  сокращается без специального  обучения.

Слепой  ребенок  сохраняет  значительные  возможности  психофизического  развития  и  возможность  полноценного  познания. Нормальная  мыслительная  деятельность  ребенка  опирается  на  сохранные  анализаторы.  У  такого  ребенка  у  в  условиях  специального  обучения  формируются  приемы   и  способы  использования  кожного,  слухового,  двигательного  анализаторов,  представляющих  сенсорную  основу,  на  которой  развиваются  психические  процессы.  Именно  на  этой  основе  развиваются  высшие  формы  познавательной  деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающие воображение, память), которые  являются  ведущими  в процессе  компенсации.  Процессы  компенсации у слепых  детей наиболее  эффективно  протекают в сочетании с корекционно - воспитательными мероприятиями по  исправлению недостатков двигательных  функций, ориентировке  в пространстве3.

Слабовидящие  дети - дети  с остротой  зрения  от  0,05  до  0,4.  Главное отличие слабовидящих  детей от  слепых  в том, что их  зрение  остается  основным  средством восприятия.  Зрительный  анализатор  остается  ведущим  в учебном процессе, как и у нормально видящих детей,  т.е.  другие  анализаторы не  заменяют  зрительных  функций,  как это происходит  у слепых. Слабовидящие  дети  используют                      остаточное  зрение  при  знакомстве  с  явлениями  и  предметами  окружающей  действительности,  а  так  же  при  движении  в  пространственной  ориентации.  Однако  из-за недостаточности зрительного восприятия  обзор  окружающей  действительности  у  них  сужен, замедлен  и  неточен, поэтому  их представление  имеют  качественное  своеобразие 4.

Слабовидение  оказывает  заметное  влияние  на  психическое  здоровье  ребенка:   замедлены  процессы  запоминания, затруднены  мыслительные  операции,  ограничены  движения.  У  детей  с  нарушениями  зрения  наблюдается  своеобразие  эмоционально - волевой  сферы,  характера  и  отношений  с  окружающими  людьми. Эта  категория  детей  отличается  особенностями  поведения: они  агрессивны  и  раздражительны, замкнуты.  Такие особенности объясняются  неудачами и трудностями в учебе, игре, общении  со  сверстниками. Недостаточность зрительного  анализатора  вызывает  нарушения  не  только  зрительного  восприятия,  но  деятельности  и  личности  в  целом. Слабовидящие  и слепые  дети  нуждаются  в  специальных  условиях  обучения  и  воспитания.

На психическом развитии человека с нарушенным зрением  сказывается  время  появления  зрительного  дефекта  и  степень  нарушения  зрения,  наличие  и  тяжесть  других  нарушений здоровья, а так  же эффективность лечения и психолого - педагогической  коррекции, ситуация  в семье и др.

Чем раньше  возникает  дефект   и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее  может нарушиться  психическое развитие  вторично,  даже  если  исходно  ребенок  имел  только  нарушение  зрения  и  не  было  никакой  сочетанной  патологии.  У слабовидящих  детей возникают схожие  проблемы  в развитии,  что и у слепых,  но менее 1выраженные.  Ситуация  осложняется тем, что многие  лица  с нарушениями  зрения  как  раз  исходно  имеют  и  другие  нарушения  здоровья.  На  формирование  личности  человека  с нарушенным  зрением оказывают влияние не только биологические,  но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоапека, ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.

При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению.  Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию гипотонии (слабость мышц). Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кохнокинестическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др.).

Из других особенностей моторики нужно отметить почти полное отсутствие хватательного рефлекса у младенцев со зрительными нарушениями. Ребенок не тянется к объектам, долго не начинает ползать, такие  дети также не могут долго научиться стоять, даже придерживаясь, и ходить. Дети ползают ногами вперед, боясь ушибов головы. Формирование навыка ходьбы может запаздывать на 2-3 года. Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития.

Информация о работе Особенности возрастного развития памяти слабовидящих детей