Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель исследования- Изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы задержки психического развития…….5
1.1 Общая характеристика задержки психического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития ………………………………………………………...13
1.3 Внимание как психологический процесс…………………………………19
1.4 Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста………...25
1.5 Особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………….....30
Глава 2. Особенности внимания детей с задержкой психического развития..……………………………………………………………….............34
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………..……………………………..…………………….34
2.2 Определения уровня сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………...........64
Список использованной литературы………………………………..............66
В ходе наблюдения за дошкольниками со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями, были выделены следующие особенности концентрации внимания: высокий уровень у (3 человека), средний уровень у
59
(4 человек) из 10, низкий уровень концентрации внимания у (3 человек) из 10.
Сравнительный анализ по методике «Что не дорисовано».
По результатам обследования за нормально развивающимися дошкольниками, по методике «Что не дорисовано» были выделены следующие особенности: уровень концентрации внимания: высокий у (9 человек) из 10, средний уровень у (1человек) из 10, низкий уровень переключения внимания не наблюдается.
В ходе наблюдения
за дошкольниками со слабо
выраженными интеллектуальными
нарушениями, были выделены
60
Сравнительный
анализ результатов по концентрации
внимания детей с нормальным развитием
и детей со слабо выраженными интеллектуал
По результатам двух методик было выявлено, что у нормально развивающихся дошкольников наблюдается высокие уровень концентрации внимания.
У детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями наблюдается средний уровень концентрации внимания. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально- органического генеза.
61
Исследование уровня объёма внимания детей с нормальным развитием и детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
Для исследования
уровня объёма внимания была
использована методика «
Сравнительный анализ результатов по выявлению уровня объёма внимания детей с нормальным развитием и детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
По результатам методики было выявлено, что у нормально развивающихся дошкольников наблюдается высокий уровень объёма внимания. У детей старшего возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями наблюдается низкий уровень объёма внимания. Ребёнок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среде несущественных побочных деталей.
62
В результате эксперимента
было выявлено, что у детей
дошкольного возраста со слабо
выраженными интеллектуальными
нарушениями наблюдается
Также отмечается
низкий уровень
Неустойчивость внимания ведёт к снижению продуктивности
работы.
Сниженная концентрация внимания у детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями, выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности, быстрой утомляемости. У детей также наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки.
63
Заключение
У детей с задержкой темпа психического развития наблюдаются особенности внимания. По мнению К.Д. Ушинского: « ... внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Уровень развития внимания определяется комплексом основных характеристик: объёмом, концентрацией, переключаемостью.
Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно внимание, поэтому связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.
Если внимание
специально не развивать, в
последующем возникает
В первой части данной работы мы изучали теоретические основы задержки психического развития, особенности познавательной сферы детей с ЗПР, особенности внимания детей дошкольного возраста в норме и с ЗПР.
Во второй части курсовой работы мы выявили, особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями. По результатам данной работы можно сделать вывод, что у детей с ЗПР наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное
64
напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других — максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих — наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
65
Список использованной литературы.
66