Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- Изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы задержки психического развития…….5
1.1 Общая характеристика задержки психического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития ………………………………………………………...13
1.3 Внимание как психологический процесс…………………………………19
1.4 Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста………...25
1.5 Особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………….....30
Глава 2. Особенности внимания детей с задержкой психического развития..……………………………………………………………….............34
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………..……………………………..…………………….34
2.2 Определения уровня сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………...........64
Список использованной литературы………………………………..............66

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 3.50 Мб (Скачать)

Процедура проведения: Ребёнку последовательно предъявляют таблицы, на которых у изображённого предмета что-то не дорисовано. При этом задают вопрос: «Что тут не дорисовано?».

Анализ результатов: Дети с нормальным развитием обычно самостоятельно определяют и называют недорисованные детали. Картинки с отсутствующими элементами вызывают улыбку, смех, удивление.

Дети с ЗПР при  организующей помощи могут ответить на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

 

5. Выявление  уровня объёма внимания.

    -Методика «Запомни  и расставь точки».

Возраст: 4-6 лет

Цели: Исследование объема внимания.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Анализ результатов:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

 

 

 

 

 

46

2.2 Определения  уровня сформированности внимания  у детей старшего дошкольного  возраста со слабо выраженными  интеллектуальными нарушениями.

  За основу в данном исследовании были взяты, такие свойства внимания, как объём, концентрация, переключение, распределение, устойчивость.          После проведения методик по изучению особенностей внимания были обобщены и сведены воедино полученные данные, путём суммирования, положительных, нейтральных, отрицательных баллов в отдельности и составлены обобщающие  выводы.                                                                                                       

   Исследование устойчивости внимания детей с нормальным развитием и детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

   Для определения  уровня устойчивости внимания  были использованы такие методики, как   «Переплетённые линии», «Найди и вычеркни»,  «Найди отличие».

Методика «Переплетённые линии».

47

   В результате  наблюдения за нормально развивающимися  дошкольниками по методике «Переплетённые  линии» были выделены следующие  особенности: Уровень устойчивости  внимания высокий у (7человек)  из 10, средний уровень устойчивости внимания у (2 человек) из 10, низкий уровень у  (1человека) из 10.

  В ходе наблюдения  за дошкольниками со слабо  выраженными интеллектуальными  нарушениями, были выделены следующие  особенности внимания: Высокий уровень  устойчивости внимания, по методики «Переплетённые линии» у (1человека) из 10, средний уровень у (4 человек) из 10, низкий уровень устойчивости внимания у  (5человек).

   В ходе дальнейшего выявления степени устойчивости внимания, детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями была использована методика «Найди и вычеркни»

Методика: «Найди и вычеркни».

 

 

48

По методике «Найди и  вычеркни» было выявлено, что детей  с нормальным развитием преобладает  высокий уровень устойчивости внимания у 

(6 человек), средний уровень  у (4 человек) из 10, поданной методики низкий уровень у детей с нормальным развитием не наблюдается.

  У детей старшего  дошкольного возраста со слабо  выраженными интеллектуальными  нарушениями было выявлено, что  высокий уровень устойчивости  внимания у  (2 человек), у (4 человек) средний уровень устойчивости внимания, и у (4 человек) низкий уровень.

Для исследования устойчивости внимания детей старшего дошкольного  возраста была использована методика «Найди отличая».

Методика «Найди отличие».

По результатам данной методики можно сделать вывод, что у детей с нормальным развитие преобладает высокий уровень устойчивости внимания, а у детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями, преобладает средний уровень устойчивости внимания. 

 

49

Сравнительный анализ результатов по устойчивости внимания детей с нормальным развитием и детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

  По результатам трёх методик было выявлено, что у нормально развивающихся дошкольников  наблюдается высокие показатели уровня развития устойчивости внимания у (70%). Подгруппу нормально развивающихся дошкольников со средним уровнем устойчивости внимания составило (30%), а также подгруппу детей, у которых наблюдается низкий уровень устойчивости внимания (10%). 

 По результатам этих методик у детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями наблюдаются низкие  и средние показатели  устойчивости внимания - это говорит о том, что  у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями, наблюдается неустойчивость внимания,  которая ведёт к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребёнок продуктивно работает в течение 5-15 мин, затем, в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. После восстановления сил ребёнок снова способен к  продуктивной деятельности и т.д;

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

51

  Исследование распределения внимания детей с нормальным развитием и детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

 Для выявления степени  распределения внимания были  использованы такие методики как «Проставь значки», «Корректурные пробы», «Методика Когана. В.М».

Методика «Проставь  значки».

   В результате  наблюдения за нормально развивающимися  дошкольниками по методике «Проставь  значки» были выделены следующие особенности: уровень распределения внимания высокий у (6 человек) из 10, средний уровень у (4 человек) из 10, низкий уровень распределения внимания не наблюдается.

  В ходе наблюдения  за дошкольниками со слабо  выраженными интеллектуальными нарушениями, были выделены следующие особенности внимания: высокий уровень распределения внимания, по методики «Проставь значки» у (1человека) из 10, средний уровень у (3 человек) из 10, низкий уровень устойчивости внимания у  (6человек) из 10.

52

В ходе дальнейшего выявления степени распределения внимания, детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями была использована методика «Корректурные пробы».

Методика «Корректурные  пробы».

   В результате  наблюдения за нормально развивающимися дошкольниками по методике «Корректурные пробы» были выделены следующие особенности: уровень распределения внимания высокий у (4 человек) из 10, средний уровень у (6 человек) из 10, низкий уровень распределения внимания не наблюдается.

  В ходе наблюдения за дошкольниками со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями, были выделены следующие особенности внимания: высокий уровень распределения внимания не наблюдается, средний уровень у (4 человек) из 10, низкий уровень устойчивости внимания у  (6человек) из 10.

 Также для выявления  степени распределения внимания  была использована методика Когана. В.М.

 

53

 

Сравнительный анализ по методике Когана. В.М.

 

 По результатам  исследования за нормально развивающимися дошкольниками по методике Когана. В.М были выделены следующие особенности: уровень распределения внимания высокий у (7человек) из 10, средний уровень у (3 человек) из 10, низкий уровень распределения внимания не наблюдается.

  В ходе наблюдения  за дошкольниками со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями, были выделены следующие особенности внимания: высокий уровень распределения внимания у (1 человека) средний уровень у (4 человек) из 10, низкий уровень у  (6человек) из 10.

 

 

 

 

 

 

54

Сравнительный анализ результатов по распределению внимания детей с нормальным развитием и детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

 

   По результатам  трёх методик было выявлено, что  у нормально развивающихся дошкольников  наблюдается высокие и средние показатели уровня распределения внимания.

  В результате исследования, уровня распределения внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями наблюдаются низкие   показатели  распределения внимания - это говорит о том, что  ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения.

 

 

 

55

Исследование  степени переключения внимания детей  с нормальным развитием и детей  со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

 Для определения  уровня  переключения внимания  были использованы такие методики, как   «Найди похожую картинку», «Кольца Ландольта».

 Сравнительный  анализ по методике «Найди похожую картинку».

В результате наблюдения за нормально развивающимися дошкольниками  по методике «Найди похожую картинку»  были выделены следующие особенности: уровень переключения внимания: высокий  у (8 человек) из 10, средний уровень  у (2 человек) из 10, низкий уровень распределения внимания не наблюдается.

  В ходе наблюдения  за дошкольниками со слабо  выраженными интеллектуальными  нарушениями, были выделены следующие  особенности внимания: высокий уровень  переключения внимания у (2 человек), средний уровень у (3 человек) из 10, низкий уровень переключения  внимания у 

(5 человек) из 10.

 

56

Сравнительный анализ по методике «Кольца Ландольта».

По результатам исследования за  нормально развивающимися дошкольниками  по методике «Кольца Ландольта» были выделены следующие особенности: уровень переключения внимания: высокий у (6человек) из 10, средний уровень у (3 человек) из 10, низкий уровень переключения внимания у (1 человека).

  В ходе наблюдения  за дошкольниками со слабо  выраженными интеллектуальными нарушениями, были выделены следующие особенности переключения внимания: высокий уровень у (1 человека), средний уровень у (3 человек) из 10, низкий уровень переключения  внимания у  (6 человек) из 10.

 

 

 

 

 

57

Сравнительный анализ результатов по переключению внимания детей с нормальным развитием и детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

 

  По результатам  двух методик было выявлено, что  у нормально развивающихся дошкольников  наблюдается высокие уровень переключения внимания.

  У детей со слабо  выраженными интеллектуальными  нарушениями наблюдаются низкие   показатели  переключения  внимания - это говорит о трудностях  переключения с одного вида  или найденного способа деятельности  на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

 

 

58

Исследование  степени концентрации внимания детей  с нормальным развитием и детей  со слабо выраженными интеллектуальными  нарушениями.

Для исследования уровня  концентрации внимания были использованы такие методики, как   «Что забыл нарисовать художник», «Что не дорисовано».

 Сравнительный  анализ по методике «Что забыл нарисовать художник».

По результатам обследования за  нормально развивающимися дошкольниками, по методике «Что забыл нарисовать художник» были выделены следующие особенности: уровень концентрации внимания: высокий у (8человек) из 10, средний уровень у (2 человек) из 10, низкий уровень переключения внимания не наблюдается.

Информация о работе Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями