Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель исследования- Изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы задержки психического развития…….5
1.1 Общая характеристика задержки психического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития ………………………………………………………...13
1.3 Внимание как психологический процесс…………………………………19
1.4 Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста………...25
1.5 Особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………….....30
Глава 2. Особенности внимания детей с задержкой психического развития..……………………………………………………………….............34
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………..……………………………..…………………….34
2.2 Определения уровня сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………...........64
Список использованной литературы………………………………..............66
3) Задержка психического развития психогенного генеза.
Данный вид ЗПР
связывается с
Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики.
11
Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе ЗПР напрямую связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата и преодоления изнеживающего или отвергающего ребёнка типа семейного воспитания.
4) Задержка психического
развития церебрально-
Последний среди рассматриваемых тип ЗПР занимает основное масто в границах данного отклонения. Он встречается у детей наиболее часто и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально – волевой и познавательной деятельности в целом.
По данным И.Ф.Марковской (1993), при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциальной повреждённости ряда психических функций. Ею выделяются два основных клинико-психологических варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза[12].
При первом варианте преобладают
черты незрелости эмоциональной
сферы по типу органического инфантилизма.
Если и отмечается энцефалопатическая
симптоматика, то она представлена
негрубыми церебрастеническими
При втором варианте доминируют симптомы повреждённости: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций и тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, склонность к персеверациям). Регуляция психической деятельности ребёнка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной деятельности.
Прогноз ЗПР церебрально-органического генеза в значительной степени
12
зависит от состояния высших корковых функций и типа возрастной динамики его развития. Как отмечает И.Ф.Марковская(1993), при преобладании общих нейродинамических расстройств прогноза достаточно благоприятен. При их сочетании с выраженной дефицитарностью отдельных корковых функций необходима массированная психолого-педагогическая коррекция, осуществляемая в условиях специализированного детского сада. Первичные стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и инициирования произвольных видов психической деятельности требуют отграничения их от умственной отсталости и других серьёзных психических расстройств [7].
13
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
Психическому и
У детей с задержкой темпа психического развития наблюдаются особенности внимания. По мнению К.Д. Ушинского: « ... внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Уровень развития внимания определяется комплексом основных характеристик: объёмом, концентрацией, переключаемостью.
Характерным для
детей с задержкой
Характерной особенностью
детей с ЗПР являются отклонение
в развитии памяти (В.Л.Подобеда, Т.В.Егорова).
Память детей характеризуется
14
При непосредственном запоминании относительно легкого материала (знакомых слов, однозначных чисел, элементарного по содержанию текста) значимых различий между этими детьми и их более развитыми сверстниками не наблюдается. Однако отсроченное воспроизведение того же материала показало, что дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено. Особенным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Вследствие этого при запоминании сложного материала, требующего понимания, применения вспомогательных приемов (классификации, выделения смысловых опор и т.д.), данная категория детей значительно отстает от своих сверстников. Гораздо слабее у них непроизвольное запоминание. Этот вид памяти у первоклассников с ЗПР даже ниже, чем у дошкольников, которые на 2-3 года моложе их (Т.В.Егорова) [13].
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников [11].
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева,
15
С.Г.Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.
Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У.В. Ульенковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы [11].
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер).
Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г.В. Грибанова) [11].
В качестве других возможных причин ЗПР детей может выступать педагогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детей
16
также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться на совместную работу отечественных психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, работу Л.С. Славиной и др.
В связи с появлением в системе общеобразовательных и специальных школ средних и старших классов для детей с ЗПР возникает необходимость изучения особенностей подросткового возраста. Так, на основании проведенных исследований (К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова) выделяют две группы подростков с ЗПР, каждая из которых имеет свою специфику: подростки с ЗПР без отклонений в поведении; подростки с ЗПР с отклонениями в поведении [15].
В социально-психологических исследованиях проводилось кросс-культурное изучение роли социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка.
Рассмотренные направления изучения ЗПР исследуют проблему с различных точек зрения. Тем не менее, интеграция подходов в значительной степени обогатила бы содержание системного исследования проблемы, а значит и определила бы перспективы ее решения для теории и практики специальной психологии и педагогики. К тому же в рамках интегральной оценки ЗПР нашла бы свое воплощение идея о распределении приоритетов (биологических и социальных) в формировании ЗПР.
Для определения факторов, влияющих на формирование ЗПР, и для последующей оценки психологической адаптации и динамики
17
интеллектуального развития детей с ЗПР необходима комплексная всесторонняя оценка изучаемого статуса.
Меньше исследовался
в науке феномен ЗПР как
особый тип психического развития,
с характерной незрелостью
Важной задачей в
разработке проблемы ЗПР является познание
ее причинно-следственных связей. Понятия
«фактор» и «причина» неоднозначны.
Никакой изолированный фактор сам
по себе не может быть причиной. Любое
изменение состояния
Анализ речи детей
с ЗПР показал, что она удовлетворяет
потребности повседневного
Так, Т.А.Власова
и М.С.Певзнер (1973) отмечают, что
основным признаком ЗПР
У детей с ЗПР наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность
18
обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других — максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих — наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Ощущения и восприятие - формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Каких-либо первичных нарушений на уровне органов чувств у детей с задержкой психического развития не обнаруживается [11].