Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- Изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы задержки психического развития…….5
1.1 Общая характеристика задержки психического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития ………………………………………………………...13
1.3 Внимание как психологический процесс…………………………………19
1.4 Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста………...25
1.5 Особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………….....30
Глава 2. Особенности внимания детей с задержкой психического развития..……………………………………………………………….............34
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………..……………………………..…………………….34
2.2 Определения уровня сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………...........64
Список использованной литературы………………………………..............66

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 3.50 Мб (Скачать)

    Однако восприятие  не сводится к сумме отдельных  ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

1.3 Внимание  как психологический процесс.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно со вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания [4].

В зависимости от наличия  сознательного выбора направления  и регуляции выделяют произвольное (намеренное, целенаправленное), непроизвольное (нецеленаправленное) и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека, без его волевых усилий. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности и занимательности, тем самым данный вид внимания является ориентировочной (безусловной) реакцией организма на сигналы окружающей среды, внешние раздражители, которые в свою очередь носят разнообразные: характер (силу и интенсивность), соответствие внутреннему состоянию человека и его потребностями, направленность интересов

личности, эмоциональная  значимость. Вынужденное внимание –  определяется интенсивностью раздражителя, его протяженностью во

20

времени и пространстве, движением – всем тем, что указывает  на его значимость с точки зрения выживаемости. Невольное внимание – сообразно состоянию человека на данный момент. Внимание привлекают те объекты, которые его в данный момент интересуют. Привычное внимание – напрямую связано с прошлым опытом человека, отсюда термин «профессиональное внимание», когда специалист может дать оценку предмету или объекту, едва бросив на него взгляд. Произвольное внимание – это внимание, связанное с волевым усилием человека, сосредоточением психической деятельности на решении иной или иной задачи либо на достижении какой-то цели. Произвольное внимание требует определенного опыта, умения организовать свою деятельность.

 Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития у них формируется внимание произвольное, преднамеренное. Собственно произвольное внимание – лежит в русле той деятельности, которую осуществляет человек. Волевое внимание – происходит в случае конфликта между избранным объектом внимания или направлением деятельности и объектами, привлекающими внимание непроизвольно. Выжидательное внимание или бдительность – деятельность человека состоит в ожидании определенного типа сигналов, в то время, как объект внимания как таковой здесь отсутствует.

Послепроизвольным вниманием называют такой вид внимания, при котором  в наличии сознательный выбор  объекта внимания, но отсутствует  напряжение, характерное для произвольного  внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного). Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленный на объект, то, в зависимости от

содержания этой деятельности, выделяют: внутреннее (интеллектуальное) и внешнее (сенсорное и моторное) внимание. Основными видами внимания

21

являются: природное и  социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков, предметов).

Непроизвольное внимание не связано с участие воли, а  произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение  определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе связано с сосредоточенностью и направленностью мысли [5].

Внимание - это психическое  состояние, характеризующее интенсивность  познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).                                                                          Выделяют следующие формы проявления внимания:                                                                         - сенсорное (перцептивное);

 

22

- интеллектуальное (мыслительное);                                                                         - моторное (двигательное).                                                                                      Основными функциями внимания являются:                                                                   - активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;                                                                     - целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);                                                                     - удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;                                                                       - обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;                                                                                                                            - регуляция и контроль протекания деятельности.                                   Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.                                                                                                                 Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

  • Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания, на каком либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость

внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, другие характеризуют психические состояния, третьи соотносятся с мотивацией, четвертые-с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

  • Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое

23

внимание на чтении какой–нибудь интересной книге, на занятии каким – либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг.

  • Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточиться на нем; второй- тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
  • Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит

от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих

повышенной концентрации внимания, область его распределения  обычно сужается.

  • Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохранятся в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации. При восприятии чем-то связанных объектов 9 букв в слове, деталей конструкции) объем охватываемых вниманием объектов значительно возрастает [4].

24

1.4 Особенности  внимания детей старшего дошкольного  возраста.

С момента рождения у  человека развивается два основных вида внимания: непроизвольное, направляемое внешними стимулами и произвольное, управляемое самим человеком. Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. Становлению этих трех систем внимания соответствуют три основных этапа, условно выделяемых в развитии внимания младенца.

На первом этапе –  с момента рождения к 2 - 3 неделям  у ребенка возникает реакция  слухового сосредоточения на громком  звуке, выражающаяся в прекращении  движений, но он еще не способен к  зрительной фиксации, и поэтому прослеживает только взглядом движущиеся объекты. К 4 неделям младенец осваивает зрительное сосредоточение – фиксирование взгляда на неподвижном объекте. Эти фиксации длительны и навязчивы, младенец вынужденно удерживает взгляд на объекте до 15 минут. Данная форма внимания называется «облигаторной» или «обязательной» и обусловлена особенностями функционирования мозговой системы ориентировки внимания.

В этот период до 2 месяцев  развивается система бдительности, или настороженности, отвечающая за «достижение и поддержание состояния  готовности» - поддержание определенного уровня бодрствования, и в частности состояния бдительности. Она вступает в действие, когда решаемая человеком задача требует длительного ожидания какого – либо объекта или сигнала к действию. С одной стороны, за бдительностью стоит общий тонус, или уровень активации организма и мозга. С другой стороны, бдительность обычно предполагает, что за появлением сигнала последует ответ, и чем более бдителен человек, тем быстрее ответ.

 

25

На втором этапе –  в возрасте от 2 – 3 до 6 месяцев, когда малыш осваивает не только перенаправления внимания с одного места в окружающем пространстве на другое, но и фиксацию отдельных зрительных объектов посредством управления движения глаз начинает развиваться система ориентировки, или направления внимания, ответственна за выбор того, что станет объектом внимания. Она участвует в привлечении внимания к определенным объектам или местам в окружающем мире и обеспечивает отвлечение внимания от уже обследованных объектов или мест для того, чтобы оно могло быть переключено куда – то еще.

Начинает формироваться ориентировочный  рефлекс – непроизвольная реакция  на новизну раздражителя, который  включает в себя целый ряд двигательных, вегетативных, нейрофизиологических и  сенсорных компонентов. С ним  связаны поворот глаз и головы в направлении раздражителя; изменение дыхания и тонуса мышц; расширение сосудов головного мозга и повышение уровня активации его коры, которое выражается в характерных изменениях мозговых ритмов; наконец, снижение порогов чувствительности отдельных органов чувств: познающий субъект становиться способен к распознаванию более слабых сигналов[12].

Ориентировочная реакция возникает  в случае, если вновь поступающая  информация о стимуле расходиться  со следами, оставшимися в нервной  системе в результате предыдущего воздействия этого стимула. Эти следы получили название «нервная модель стимула». Если мы встречаемся с некоторым стимулом впервые, ориентировочный рефлекс не может не возникнуть. Если же стимул уже появлялся ранее, то сопоставление этого стимула с его нервной моделью может дать два результата. Либо они одинаковы, либо различаются по какому – то признаку. В первом случае ориентировочный рефлекс угасает, тогда как регистрация различий между взаимодействием и «нервной моделью стимула» приводит к появлению или усилению ориентировочного рефлекса.

Информация о работе Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями