Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель исследования- Изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы задержки психического развития…….5
1.1 Общая характеристика задержки психического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития ………………………………………………………...13
1.3 Внимание как психологический процесс…………………………………19
1.4 Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста………...25
1.5 Особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………….....30
Глава 2. Особенности внимания детей с задержкой психического развития..……………………………………………………………….............34
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………..……………………………..…………………….34
2.2 Определения уровня сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………...........64
Список использованной литературы………………………………..............66
Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития.
19
1.3 Внимание как психологический процесс.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно со вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания [4].
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное (намеренное, целенаправленное), непроизвольное (нецеленаправленное) и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека, без его волевых усилий. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности и занимательности, тем самым данный вид внимания является ориентировочной (безусловной) реакцией организма на сигналы окружающей среды, внешние раздражители, которые в свою очередь носят разнообразные: характер (силу и интенсивность), соответствие внутреннему состоянию человека и его потребностями, направленность интересов
личности, эмоциональная значимость. Вынужденное внимание – определяется интенсивностью раздражителя, его протяженностью во
20
времени и пространстве, движением – всем тем, что указывает на его значимость с точки зрения выживаемости. Невольное внимание – сообразно состоянию человека на данный момент. Внимание привлекают те объекты, которые его в данный момент интересуют. Привычное внимание – напрямую связано с прошлым опытом человека, отсюда термин «профессиональное внимание», когда специалист может дать оценку предмету или объекту, едва бросив на него взгляд. Произвольное внимание – это внимание, связанное с волевым усилием человека, сосредоточением психической деятельности на решении иной или иной задачи либо на достижении какой-то цели. Произвольное внимание требует определенного опыта, умения организовать свою деятельность.
Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития у них формируется внимание произвольное, преднамеренное. Собственно произвольное внимание – лежит в русле той деятельности, которую осуществляет человек. Волевое внимание – происходит в случае конфликта между избранным объектом внимания или направлением деятельности и объектами, привлекающими внимание непроизвольно. Выжидательное внимание или бдительность – деятельность человека состоит в ожидании определенного типа сигналов, в то время, как объект внимания как таковой здесь отсутствует.
Послепроизвольным вниманием называют такой вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного). Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленный на объект, то, в зависимости от
содержания этой деятельности, выделяют: внутреннее (интеллектуальное) и внешнее (сенсорное и моторное) внимание. Основными видами внимания
21
являются: природное и
социально обусловленное
Непроизвольное внимание не связано с участие воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе связано с сосредоточенностью и направленностью мысли [5].
Внимание - это психическое
состояние, характеризующее интенсивность
познавательной деятельности и выражающееся
в ее сосредоточенности на сравнительно
узком участке (действий, предмете,
явлении).
22
- интеллектуальное (мыслительное);
внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, другие характеризуют психические состояния, третьи соотносятся с мотивацией, четвертые-с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
23
внимание на чтении какой–нибудь интересной книге, на занятии каким – либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг.
от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих
повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
24
1.4 Особенности
внимания детей старшего
С момента рождения у человека развивается два основных вида внимания: непроизвольное, направляемое внешними стимулами и произвольное, управляемое самим человеком. Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. Становлению этих трех систем внимания соответствуют три основных этапа, условно выделяемых в развитии внимания младенца.
На первом этапе – с момента рождения к 2 - 3 неделям у ребенка возникает реакция слухового сосредоточения на громком звуке, выражающаяся в прекращении движений, но он еще не способен к зрительной фиксации, и поэтому прослеживает только взглядом движущиеся объекты. К 4 неделям младенец осваивает зрительное сосредоточение – фиксирование взгляда на неподвижном объекте. Эти фиксации длительны и навязчивы, младенец вынужденно удерживает взгляд на объекте до 15 минут. Данная форма внимания называется «облигаторной» или «обязательной» и обусловлена особенностями функционирования мозговой системы ориентировки внимания.
В этот период до 2 месяцев
развивается система
25
На втором этапе – в возрасте от 2 – 3 до 6 месяцев, когда малыш осваивает не только перенаправления внимания с одного места в окружающем пространстве на другое, но и фиксацию отдельных зрительных объектов посредством управления движения глаз начинает развиваться система ориентировки, или направления внимания, ответственна за выбор того, что станет объектом внимания. Она участвует в привлечении внимания к определенным объектам или местам в окружающем мире и обеспечивает отвлечение внимания от уже обследованных объектов или мест для того, чтобы оно могло быть переключено куда – то еще.
Начинает формироваться
Ориентировочная реакция возникает в случае, если вновь поступающая информация о стимуле расходиться со следами, оставшимися в нервной системе в результате предыдущего воздействия этого стимула. Эти следы получили название «нервная модель стимула». Если мы встречаемся с некоторым стимулом впервые, ориентировочный рефлекс не может не возникнуть. Если же стимул уже появлялся ранее, то сопоставление этого стимула с его нервной моделью может дать два результата. Либо они одинаковы, либо различаются по какому – то признаку. В первом случае ориентировочный рефлекс угасает, тогда как регистрация различий между взаимодействием и «нервной моделью стимула» приводит к появлению или усилению ориентировочного рефлекса.