Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- Изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы задержки психического развития…….5
1.1 Общая характеристика задержки психического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития ………………………………………………………...13
1.3 Внимание как психологический процесс…………………………………19
1.4 Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста………...25
1.5 Особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………….....30
Глава 2. Особенности внимания детей с задержкой психического развития..……………………………………………………………….............34
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………..……………………………..…………………….34
2.2 Определения уровня сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………...........64
Список использованной литературы………………………………..............66

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 3.50 Мб (Скачать)

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СО СЛАБО ВЫРАЖЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ  НАРУШЕНИЯМИ.

 

 

 

         

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы задержки психического развития…….5

1.1 Общая характеристика задержки психического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………..5

1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития ………………………………………………………...13

1.3 Внимание как психологический процесс…………………………………19

1.4 Особенности внимания  детей старшего дошкольного возраста………...25

1.5 Особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………….....30

Глава 2. Особенности внимания детей с задержкой психического развития..……………………………………………………………….............34

2.1 Методы и  методики изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………..……………………………..…………………….34

2.2 Определения уровня сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….…47

Заключение………………………………………………………………...........64

Список использованной литературы………………………………..............66

 

 

 

 

 

3

Введение

  У детей с задержкой  темпа психического развития  наблюдаются особенности внимания. По мнению К.Д. Ушинского: «  ... внимание есть та дверь, через  которую проходит все, что только  входит в душу человека из  внешнего мира». Уровень развития внимания определяется комплексом основных характеристик: объёмом, концентрацией, переключаемостью.

Актуальность исследования.

В последние годы заметно  увеличилось число детей с  задержкой психического развития. Более  того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без  него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле.

4

На современном этапе  развития дошкольного образования  наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений.

 Цель исследования- Изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

Объект исследования - внимание дошкольников со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

Предмет исследования- особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

  В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по особенностям внимания  детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

2. Выявить особенности  внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Глава 1.  Теоретические основы задержки психического развития

1.1 Общая характеристика задержки психического развития

детей дошкольного  возраста.

Задержка психического развития - понятие, сложившееся в  отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной школе начинали весьма успешно продвигаться вперёд и обнаруживали большие потенциальные возможности.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение  нормального темпа психического развития. Данную группу детей характеризует  два основных показателя: во-первых, незрелость эмоционально-волевой сферы, тормозящая формирование как возрастной иерархии  мотивов, так и целенаправленности мыслительной деятельности, и, во –вторых, нейродинамические расстройства, затрудняющие познавательную деятельность (К.С.Лебединская)[10].

Первой фундаментальной  публикацией о таких детях  была монография А.Штрауса «Психопатология и обучение ребёнка с повреждением мозга», вышедшая в США в 1947 г., где описываются особенности таких детей [19].

 В отечественной  коррекционной педагогике понятие  «задержка психического развития»  является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.

 Большую часть контингента  детей с трудностями в обучении  составляет группа, которую определяют  как «дети с задержкой психического  развития».    

 

 

6

Под термином «задержка психического развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации[2].

В рамках психолого–педагогического  подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых.

К числу детей с  задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

- низкий уровень познавательной  активности;

-  незрелость мотивации  к учебной деятельности;

- сниженная работоспособность  к приему и переработке информации;

-ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

- недостаточная сформированность  умственных операций;

- отставание в речевом  развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного  становления речи и др.

Дети с задержкой  психического развития представляют собой  количественно самую большую  категорию детей с особыми  образовательными потребностями. У  части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство  из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с

 

7

причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой  сферы и поведения.

Причинами задержки психического развития детей в большинстве случаев являются:

- минимальные органические  повреждения или функциональная  недостаточность центральной нервной  системы, длительные хронические  соматические заболевания, перенесенные  в раннем детстве;

- длительная социально  - культурная деривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях «дома ребенка» и дошкольного детского дома).

- церебрастенические  состояния, а также осложненный  (т.е. с признаками органической  недостаточности) психофизический  и психический инфантилизм.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв [17].

                                Классификация задержки психического  развития.

      Первая  клиническая классификация ЗПР  была предложена в 1967 г. Т.А. Власовой и М.С.Певзнер [7]. В рамках данной классификации    рассматривались два варианта ЗПР. Один из них связан с психическим и психофизическим инфантилизмом, при котором на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная

8

незрелость детей. Второй вариант связывал нарушения познавательной деятельности при ЗПР со стойкой  церебральной астенией, для которой  характерны  нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость.

М.С. Певзнер считала, что лёгкие органические изменения  в ЦНС и незрелость эмоционально-волевой  сферы при правильной лечебной и  Коррекционно-воспитательной работе должны быть обратимы. Поэтому ЗПР иногда определяли как «временную задержку психического развития». Однако, как показали данные катамнестических исследований И.А. Юрковой (1971), М.И. Буянова(1986),  по мере уменьшения черт эмоциональной незрелости с возрастом ребёнка на первый план нередко выступают признаки интеллектуальной недостаточности, а зачастую и психопатоподобные нарушения [7].

Ковалёв В.В (1979), подразделял ЗПР на дизонтогенетический, и энцефалопатический варианты. Для первого варианта характерно преобладание признаков незрелости лобных и лобно-диэнцефальных отделов головного мозга, для второго более выражены симптомы повреждения подкорковых систем.

Более поздняя классификация  на основе учета этиологии и патогенеза основных форм ЗПР была предложена в 1980 г. К.С.Лебединской. Она вошла  в литературу как этиопатогенетическая классификация [7]. В соответствии с ней выделяются четыре основных типа ЗПР:

  • конституционального происхождения;
  • соматогенного происхождения;
  • психогенного происхождения;
  • церебрально-органического происхождения.

 

9

1)Задержка психического развития конституционального генеза.

   К данному типу  ЗПР относят наследственно обусловленный  психический, психофизический инфантилизм  – гармонический либо дисгармонический. В обоих случаях у детей  преобладают черты эмоционально-личностной  незрелости, «детскость» поведения, живость мимики и поведенческих реакций. При первом – незрелость психики сочетается с субтильным, но гармоничным телосложением, при втором -  характер поведения и личностные особенности ребёнка имеют патологические свойства.

   В рамках ЗПР  конституционального происхождения также рассматривают наследственно обусловленную парциальную недостаточность отдельных модально-специфических функций (праксис, гнозис, зрительная и слуховая память, речь),  которые лежат в основе формирования сложных межанализаторных навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счёт и другие.  Генетическая обусловленность данных нарушений подтверждается передающимися в семьях детей с ЗПР из поколения в поколение случаями левшества, дислексии, дисграфии, акалькулии, недостаточности пространственного гнозиса и праксиса [7].

2)  Задержка психического развития  соматогенного генеза.

  Данный тип ЗПР  обусловлен хроническими соматическими  заболеваниями внутренних органов  ребёнка – сердца, почек, печени, лёгких, эндокринной системы и  др. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери. Особенно негативно на развитии детей сказывается тяжёлые инфекционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в их первый год жизни. Именно они вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, задерживают формирование навыков самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности.

    Психологическое  развитие этих детей тормозится  в первую очередь стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический

10

тонус. На её фоне развиваются невропатические расстройства, свойственные соматогении – неуверенность, робость, безынициативность, капризность, боязливость. Поскольку дети растут в условиях щадящего режима и гиперопеки,  у них затруднено формирование позитивных личностных качеств, их круг общения сужен, недостаток сенсорного опыта сказывается на пополнении запаса представлений об окружающем мире и его явлениях.   Нередко возникает вторичная инфантилизация, которая приводит к снижению работоспособности и более стойкой задержки психического развития. Учёт сочетания всех этих факторов лежит в основе прогноза перспектив дальнейшего развития ребёнка и в определении содержания лечебно-профилактического, коррекционно-педагогического и воспитательного воздействий на ребёнка [7].

Информация о работе Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями