Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- Изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы задержки психического развития…….5
1.1 Общая характеристика задержки психического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития ………………………………………………………...13
1.3 Внимание как психологический процесс…………………………………19
1.4 Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста………...25
1.5 Особенности внимания детей со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………….....30
Глава 2. Особенности внимания детей с задержкой психического развития..……………………………………………………………….............34
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………..……………………………..…………………….34
2.2 Определения уровня сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………...........64
Список использованной литературы………………………………..............66

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 3.50 Мб (Скачать)

1. Выявление степени  устойчивости внимания.

-Методика «Переплетённые  линии».

-Методика «Найди и  вычеркни».

-Методика «Найди отличие».

2.Выявление степени  распределения внимания.

     -Методика  «Проставь значки».

     -Методика  «Корректурные пробы».

     -Методика  Когана. В.М

3. Выявление степени переключения внимания.

     -Методика  «Найди похожую картинку».

     -Методика «Кольца Ландольта».

4. Выявление степени  концентрации внимания.

     -Методика  «Что забыл нарисовать художник».

     -Методика  «Что не дорисовано?».

5. Выявление уровня объёма внимания.

    -Методика «Запомни  и расставь точки».

 

 

35

1. Выявление  степени устойчивости внимания.

- Методика: «Переплетённые  линии».

Возраст: 5-10 лет.

Цель: выявление степени устойчивости внимания.

Форма проведения: проводится индивидуально.

Оборудование: рисунок с изображением переплетенных линий.

Инструкция: На рисунке изображено 10 переплетённых линий, каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Но эти номера не совпадают. Внимательно проследи за каждой линией от ее начала до конца.

При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем, следить за направлением линии можно только зрительно.

Ход проведения.

Предложите ребенку  рисунок, на котором изображены 10 переплетенных  линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Но эти номера не совпадают. Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок должен следить за направлением линии только зрительно.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе.

Анализ результатов:

 

Возраст

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

5-6лет

Затрачено время 

2-3мин; 

2-3-ошибки 

Затрачено время 

3-4мин; 

3-4-ошибки

Затрачено время 

4-5мин;

4-5-ошибки


 

 

 

36

-Методика «Найди и  вычеркни»

Возраст: 4 до 6 лет.

Цель: Исследование продуктивности и устойчивости внимания.

Форма проведения: проводится индивидуально.

Оборудование: изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.

Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец".

На этом выполнение задания  завершится".

Анализ результатов:

10 баллов - продуктивность  внимания очень высокая, устойчивость  внимания очень высокая.

8-9 баллов - продуктивность  внимания высокая, устойчивость  внимания высокая.

4-7 баллов - продуктивность  внимания средняя, устойчивость  внимания средняя.

2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл - продуктивность  внимания очень низкая, устойчивость  внимания очень низкая.

 

37

-Методика «Найди отличие».

Возраст: 6-7

Цели исследования: Исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Процедура проведения: Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки ?»

Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием 5-6 лет с интересом сравнивают картинки, находя различия.

Дети с задержкой  психического развития понимают задание  и выполняют его к 6-7 годам. Некоторые  нуждаются в организующей помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

2.Выявление  степени распределения внимания.

-Методика «Проставь  значки».

Возраст:5-6лет

Цели исследования: Исследовать такие качества внимания, как переключения и распределения.

Процедура проведения: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Анализ результатов:  
10 баллов - очень высокий уровень переключения и распределения внимания.

8-9 баллов – высокий  уровень  переключения и распределения  внимания.

6-7 баллов – средний   уровень  переключения и распределения  внимания.

4-5 баллов – низкий  уровень  переключения и распределения  внимания.

0-3 балла - очень низкий  уровень  переключения и распределения внимания.

 

 

 

 

 

 

 

39

-Методика «Корректурные  пробы». Бурдона

Возраст:5-6   

Цели: Исследовать такие качества внимания, как переключения.

Форма проведения: проводится индивидуально.

Оборудование: таблица с разными знаками фигурами.

Инструкция: Зачеркни цифру 3 в каждом ряду.

Ход проведения: Ребенку предлагается таблица с любыми знаками: буквами, фигурами, цифрами. Для детей 5-6 лет лучше предложить таблицу с разными фигурами;

  В любом варианте  задания ребенок должен находить и зачеркивать какой-либо знак (определенную фигуру, букву или цифру). Фиксируется время, затраченное на выполнение, всего задания, и количество ошибок

Этот тест можно использовать и для получения информации о  работоспособности ребенка. С этой целью каждые 30 секунд взрослый делает отметки цветным карандашом на бланке (предупредив об этом ребенка заранее). Далее подсчитывается число просмотренных знаков за каждые 30 секунд и составляется кривая работоспособности.

Анализ результатов:

 

Возраст

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

5-6лет

Затрачено время 

2-3мин; 

количество просмотренных  строк -9-10; 1-2 ошибки.

Затрачено время 

3-4мин; 

количество просмотренных  строк -7-8; 3-4 ошибки.

Затрачено время 

5мин; 

количество просмотренных  строк -6-7;

5 ошибки.


 

                                                                                                                         

40

-Методика Когана. В.М

Возраст:5-8лет.

Цели: Диагностика основных характеристик произвольного внимания (концентрации, переключаемости,  распределяемости, устойчивость).

Форма проведения: проводится индивидуально.

Оборудование: Разноцветные карточки (7 форм, 7 фигур) и таблица с формами.

Ход проведения: Выполнение методики предполагает прохождение исследуемым четырех этапов задания. Перед каждым из этапов карточки тщательно перетусовываются экспериментатором. Желательно, чтобы психолог, объяснив цель исследования, сделал показ на нескольких первых карточках и лишь после этого предложил самостоятельное выполнение ребенку.

Инструкция:

I этапа: "Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол".

II этапа: "Теперь ты должен также вслух пересчитать эти карточки и одновременно раскладывать их на группы по цвету".

III этапа: "Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме".

IV этапа: "Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет - пересчет карточек".  

Анализ результатов: В протокол заносят показатели времени, затраченного на пересчет каждого десятка карточек-стимулов и за весь этап полностью. В каждом секторе-квадрате лучше фиксировать разные ошибки в разных местах. Например, время указывается в середине квадрата, ошибки в

41

счете - в левом верхнем  углу, а ошибки в сортировке - в правом нижнем. Ошибки в счете всегда свидетельствуют либо о нарушениях концентрации внимания, либо о низком навыке присчитывания.

3. Выявление  степени переключения внимания.

-Методика «Найди похожую  картинку».

Возраст: 5-6 лет

Цель: Выявить особенности внимания, наблюдательность, наличие интереса к работе.

Форма проведения: проводится индивидуально.

Процедура проведения: Перед ребёнком кладут картинку. В верхней части нарисован мальчик. Ребёнку дают задание: «Найди среди детей мальчика, который нарисован в верхней части таблицы».

«Найди в букете цветы, которые нарисованы вверху».

Анализ результатов: Дети с нормальным развитием 5-6 лет справляются с заданием и проявляют интерес к работе.

Дети с ЗПР нуждаются  в постоянной организующей помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

-Методика «Кольца Ландольта».

Цель: выявление степени устойчивости, распределения и переключения внимания.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: проводится индивидуально.

Оборудование: таблица с изображением колец с разрывами в разных частях.

Содержание

Для проведения теста  используется таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (сверху, снизу, слева, справа и по диагоналям). Желательно, чтобы кольца по размеру были примерно равны строчным буквам в алфавите.

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в указанном ему месте (например, сверху).

Анализ результатов:

 

Возраст

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

5-6лет

Затрачено время 

2-3мин; 

количество просмотренных строк -8-9; 2-3ошибки.

Затрачено время 

3-4мин;  количество просмотренных строк -7-8; 3-4 ошибки.

Затрачено время 

5мин; количество просмотренных  строк -6-7;

5 ошибки.


 

 

 

 

43

4. Выявление  степени концентрации внимания.

     -Методика  «Что забыл нарисовать художник».

Возраст: 5-7

Цели исследования: Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы, и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5-6- летнем возрасте выполняют это задание.

Дети с задержкой  психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как  правило, связаны с недостатками внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

     -Методика  «Что не дорисовано?».

Возраст: 4,5-6лет

Цели исследования: исследовать наблюдательность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.

Информация о работе Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со слабо выраженными интеллектуальными нарушениями