Особенности учебной деятельности у первокласников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема психологических особенностей развития учебной деятельности у первоклассников на сегодняшний день приобретает все большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, В. В Давыдова, А. П. Усовой, У. В. Ульенковой, В. В. Репкина, Д. Б. Эльконина и многих других. И это закономерно, так как начало обучения ребенка в школе ведет к коренным изменениям в социальной ситуации его развития. Он стремительно взрослеет, так как теперь имеет много новых социальных обязанностей, выполнение которых перестает быть лишь его собс

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ
Познавательное развитие детей шести лет 7
Развитие личности у первоклассников 11
Психологическая готовность детей шести лет к школьному обучению как фактор успешности учебной деятельности 14
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Особенности учебной деятельности первоклассников 21
2.2 Диагностика и оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КР по возрастной.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 2.4.

 Уровни сформированности  действий контроля

 

уровень

название уровня

основной диагностический признак

дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие  контроля.

Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно     повторенных действий.

Не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе  учителя в отношении неоднократно повторенных действий; часто  допускает  одни и те же ошибки; некритически    относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников.

2

Контроль на уровне непроизвольного внимания.

В отношении многократно повторенных действий может, хотя и несистематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий.

Действуя как бы неосознанно, предугадывает правильное направление действий; часто допускает одни и те же ошибки; сделанные ошибки исправляет неуверенно; в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых, и не исправляет.

3

Потенциальный

контроль на уровне произвольного внимания.

При выполнении нового действия введенная его схема осознается, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает.

В процесс решения  задачи не использует усвоенную схему, а после ее решения, в особенности по просьбе учителя может соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает или легко их исправляет.

4

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную его схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок.

Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками; столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать применяемую схему, не контролирует ее адекватность новым условиям.

5

Потенциальный

рефлексивный

контроль.

Решая новую задачу, успешно  применяет к ней старую, неадекватную схему, однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы.

Задания, соответствующие  схеме, выполняются уверенно и безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенной схемы новым условиям.

6

Актуальный   рефлексивный    контроль.

Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно.

Успешно контролирует не только соответствие выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи; в ряде случаев вносит коррекции в схему действий еще до начала их фактического выполнения.


 

 

 

Таблица 2.5.

 Уровни сформированности  действия оценки

 

уровень

название уровня

основной   диагностический признак

дополнительные     диагностические признаки

1

Отсутствие оценки.

Ученик не умеет, не пытается, и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку  учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи.

2

Неадекватная ретроспективная  оценка.

Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий, ориентирован на отметки учителя.

Пытаясь по просьбе учителя оценить свои действия, ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи.

3

Адекватная ретроспективная оценка.

Умеет самостоятельно оценить  свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

Критически относится  к отметкам учителя (в том числе  и к завышенным); не может оценить  своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.

4

Неадекватная

прогностическая

оценка.

Приступая к решению  новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незнакомости, а не возможности изменения известных ему способов действия.

Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи; пытаясь оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру; не может этого сделать до решения задачи даже с помощью учителя.

5

Потенциально-адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению  новой задачи, может с помощью  учителя, но не самостоятельно, оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия.

Может с помощью учителя, но не самостоятельно, обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом.

6

Актуально-адекватная прогностическая  оценка

Приступая к решению новой задачи, может              самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия.

Самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свою возможность или невозможность ее решать, исходя из четкого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения.


 

Таблица 2.6.

Характеристика сформированности  компонентов учебной деятельности у учащихся______класса______школы   города _____________________на_________________(дата составления таблицы).

 

 

фамилия имя

компоненты учебной  деятельности

 

учебный интерес

Целеполагание

учебные

действия

контроль 

 

оценка 

 

1.

         

2.

 

 

 

 

 


и т. д.

 

                                                                                                                                                 Таблица 2.7.

Распределение учеников первого класса по уровням сформированности  компонентов учебной деятельности (данные приведены в процентах по отношению ко всей массе обследованных учеников).

 

 

уровни

компоненты

учебной деятельности

 

учебно-познавательный интерес

целеполагание

учебные действия

действия контроля

действия оценки

I

5

9

2

18

19

II

14

23

34

39

27

III

14

38

36

17

37

IV

53

20

24

26

17

V

7

10

4

0

0

VI

7

0

0

0

0

«норма» уровня

IV

III

II- III

III

II


 

 

 

 

 

Лист  оценки курсовой работы

Критерии оценки:

5 (отлично) - соответствует  требованиям (все необходимое  сделано), существенных замечаний нет;

4 (хорошо) - соответствует  требованиям, но есть существенные замечания и недочеты;

3 (удовлетворительно) - требования  выполнены недостаточно;

2 (неудовлетворительно) - отсутствует или не соответствует  требованиям (необходимое не сделано).

 

ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Оценка

Оценка

ECTS

Кр. 1

Оценка

При меч.

1. Обоснование актуальности  темы

5  4  3  2

 

+

   

2. Формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования

5  4  3  2

 

+

   

3. Формулировка гипотезы  исследования

5  4  3  2

       

4. Наличие практической  и/или теоретической значимости  исследования

5  4  3  2

       

5. Оригинальность, новизна,  самостоятельность и ответственность

5  4  3  2

 

+

   

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

         

6. Проведение анализа  литературы по теме исследования (количество литературы определяется курсовой работой)

 

 

5  4  3  2

 

+

   

7. Логика и системность изложения

5  4  3  2

 

+

   

8. Формулировка проблемы  и лежащего в ее основе противоречия

5  4  3  2

 

+

   

9. Непротиворечивость  понятийного аппарата исследования

5  4  3  2

 

+

   

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

         

10. Выбор и обоснование  методов и методик исследования

5  4  3  2

       

11. Корректность применения  используемых методик

5  4  3  2

       

12. Организация исследования, базы исследования, проведения эксперимента.

5  4  3  2

       

13. Графическое оформление  работы

5  4  3  2

 

+

   

14. Адекватность  математического аппарата замыслу исследования

5  4  3  2

       

15. Проведение анализа  и интерпретации результатов

5  4  3  2

       

16. Связь экспериментальных  и теоретических результатов  с гипотезой

5  4  3  2

       

17. Своевременное выполнение  контрольных точек исследования

5  4  3  2

 

+

   

 П.п. 1-17 Оцениваются  научным руководителем

         

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

         

18. Грамотность, логичность  и аргументированность изложения материала

5  4  3  2

 

+

   

19. Предъявление  наглядных  материалов  на защите

5 4  3  2

 

+

   

20. Умение вести дискуссию

5  4  3  2

 

+

   

21. Владение профессиональным  языком и терминологическое соответствие

5  4  3  2

 

+

   

22. Наличие публичных  выступлений  по материалам  исследования на заседаниях научных кружков, секций и студенческих конференций

5  4  3  2

 

+

   

Коэффициент работы *

   

1,428

   

Балл ECTS (в 100 балльной рейтинговой шкале)

         

 

* В  условиях КМСОУП  оценки по всем пунктам суммируются  и умножаются на коэффициент для приведения к 100 балльной шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности учебной деятельности у первокласников