Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:01, курсовая работа
Проблема психологических особенностей развития учебной деятельности у первоклассников на сегодняшний день приобретает все большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, В. В Давыдова, А. П. Усовой, У. В. Ульенковой, В. В. Репкина, Д. Б. Эльконина и многих других. И это закономерно, так как начало обучения ребенка в школе ведет к коренным изменениям в социальной ситуации его развития. Он стремительно взрослеет, так как теперь имеет много новых социальных обязанностей, выполнение которых перестает быть лишь его собс
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ
Познавательное развитие детей шести лет 7
Развитие личности у первоклассников 11
Психологическая готовность детей шести лет к школьному обучению как фактор успешности учебной деятельности 14
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Особенности учебной деятельности первоклассников 21
2.2 Диагностика и оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 2.4.
Уровни сформированности действий контроля
уровень |
название уровня |
основной диагностический признак |
дополнительные диагностические признаки |
1 |
Отсутствие контроля. |
Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий. |
Не умеет обнаружить
и исправить ошибку даже по просьбе
учителя в отношении |
2 |
Контроль на уровне непроизвольного внимания. |
В отношении многократно повторенных действий может, хотя и несистематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий. |
Действуя как бы неосознанно, предугадывает правильное направление действий; часто допускает одни и те же ошибки; сделанные ошибки исправляет неуверенно; в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых, и не исправляет. |
3 |
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. |
При выполнении нового действия введенная его схема осознается, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает. |
В процесс решения задачи не использует усвоенную схему, а после ее решения, в особенности по просьбе учителя может соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает или легко их исправляет. |
4 |
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную его схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок. |
Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками; столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать применяемую схему, не контролирует ее адекватность новым условиям. |
5 |
Потенциальный рефлексивный контроль. |
Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую, неадекватную схему, однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы. |
Задания, соответствующие схеме, выполняются уверенно и безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенной схемы новым условиям. |
6 |
Актуальный рефлексивный контроль. |
Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно. |
Успешно контролирует не только соответствие выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи; в ряде случаев вносит коррекции в схему действий еще до начала их фактического выполнения. |
Таблица 2.5.
Уровни сформированности действия оценки
уровень |
название уровня |
основной диагностический признак |
дополнительные диагностические признаки |
1 |
Отсутствие оценки. |
Ученик не умеет, не пытается, и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя |
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи. |
2 |
Неадекватная ретроспективная оценка. |
Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий, ориентирован на отметки учителя. |
Пытаясь по просьбе учителя оценить свои действия, ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи. |
3 |
Адекватная ретроспективная оценка. |
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. |
Критически относится к отметкам учителя (в том числе и к завышенным); не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников. |
4 |
Неадекватная прогностическая оценка. |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незнакомости, а не возможности изменения известных ему способов действия. |
Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи; пытаясь оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру; не может этого сделать до решения задачи даже с помощью учителя. |
5 |
Потенциально-адекватная прогностическая оценка |
Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя, но не самостоятельно, оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. |
Может с помощью учителя, но не самостоятельно, обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом. |
6 |
Актуально-адекватная прогностическая оценка |
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. |
Самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свою возможность или невозможность ее решать, исходя из четкого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения. |
Таблица 2.6.
Характеристика
фамилия имя |
компоненты учебной деятельности | ||||
|
учебный интерес |
Целеполагание |
учебные действия |
контроль
|
оценка
|
1. |
|||||
2. |
|
|
|
|
|
и т. д.
Распределение учеников первого класса по уровням сформированности компонентов учебной деятельности (данные приведены в процентах по отношению ко всей массе обследованных учеников).
уровни |
компоненты |
учебной деятельности | |||
|
учебно-познавательный интерес |
целеполагание |
учебные действия |
действия контроля |
действия оценки |
I |
5 |
9 |
2 |
18 |
19 |
II |
14 |
23 |
34 |
39 |
27 |
III |
14 |
38 |
36 |
17 |
37 |
IV |
53 |
20 |
24 |
26 |
17 |
V |
7 |
10 |
4 |
0 |
0 |
VI |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
«норма» уровня |
IV |
III |
II- III |
III |
II |
Лист оценки курсовой работы
Критерии оценки:
5 (отлично) - соответствует требованиям (все необходимое сделано), существенных замечаний нет;
4 (хорошо) - соответствует
требованиям, но есть существен
3 (удовлетворительно) - требования выполнены недостаточно;
2 (неудовлетворительно)
- отсутствует или не
ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Оценка |
Оценка ECTS |
Кр. 1 |
Оценка |
При меч. |
1. Обоснование актуальности темы |
5 4 3 2 |
+ |
|||
2. Формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования |
5 4 3 2 |
+ |
|||
3. Формулировка гипотезы исследования |
5 4 3 2 |
||||
4. Наличие практической
и/или теоретической |
5 4 3 2 |
||||
5. Оригинальность, новизна, самостоятельность и ответственность |
5 4 3 2 |
+ |
|||
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
|||||
6. Проведение анализа
литературы по теме
|
5 4 3 2 |
|
+ |
||
7. Логика и системность изложения |
5 4 3 2 |
+ |
|||
8. Формулировка проблемы
и лежащего в ее основе противо |
5 4 3 2 |
+ |
|||
9. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования |
5 4 3 2 |
+ |
|||
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
|||||
10. Выбор и обоснование методов и методик исследования |
5 4 3 2 |
||||
11. Корректность применения используемых методик |
5 4 3 2 |
||||
12. Организация исследования, базы исследования, проведения эксперимента. |
5 4 3 2 |
||||
13. Графическое оформление работы |
5 4 3 2 |
+ |
|||
14. Адекватность математического аппарата замыслу исследования |
5 4 3 2 |
||||
15. Проведение анализа и интерпретации результатов |
5 4 3 2 |
||||
16. Связь экспериментальных и теоретических результатов с гипотезой |
5 4 3 2 |
||||
17. Своевременное выполнение контрольных точек исследования |
5 4 3 2 |
+ |
|||
П.п. 1-17 Оцениваются научным руководителем |
|||||
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ |
|||||
18. Грамотность, логичность и аргументированность изложения материала |
5 4 3 2 |
+ |
|||
19. Предъявление наглядных материалов на защите |
5 4 3 2 |
+ |
|||
20. Умение вести дискуссию |
5 4 3 2 |
+ |
|||
21. Владение профессиональным
языком и терминологическое |
5 4 3 2 |
+ |
|||
22. Наличие публичных выступлений по материалам исследования на заседаниях научных кружков, секций и студенческих конференций |
5 4 3 2 |
+ |
|||
Коэффициент работы * |
1,428 |
||||
Балл ECTS (в 100 балльной рейтинговой шкале) |
* В условиях КМСОУП
оценки по всем пунктам
Информация о работе Особенности учебной деятельности у первокласников