Особенности учебной деятельности у первокласников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема психологических особенностей развития учебной деятельности у первоклассников на сегодняшний день приобретает все большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, В. В Давыдова, А. П. Усовой, У. В. Ульенковой, В. В. Репкина, Д. Б. Эльконина и многих других. И это закономерно, так как начало обучения ребенка в школе ведет к коренным изменениям в социальной ситуации его развития. Он стремительно взрослеет, так как теперь имеет много новых социальных обязанностей, выполнение которых перестает быть лишь его собс

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ
Познавательное развитие детей шести лет 7
Развитие личности у первоклассников 11
Психологическая готовность детей шести лет к школьному обучению как фактор успешности учебной деятельности 14
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Особенности учебной деятельности первоклассников 21
2.2 Диагностика и оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КР по возрастной.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей происходит множество важных изменений. В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память. Но механизмы памяти шестилетки не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование – дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание. Развитие воображения детей значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании.

      1.2 Развитие личности у первоклассников.

      Возраст 6–7 лет является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, и от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

      В ряде исследований установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в группе сверстников. Выяснилось, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений с детьми и т. п.) сочетаются с высоким социометрическим статусом шести-семилетнего ребенка среди сверстников в детском саду, а неблагоприятные – с низким [14].

       Важное значение для психического развития шестилетнего ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности.

       Положение в группе определяется как личностными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. Особой любовью, популярностью среди шестилетних детей пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками, необходимыми для разных видов деятельности, веселые, эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные. В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся, как правило, противоположными качествами. Это часто дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные или же, напротив, – сверхобщительные, назойливые, агрессивные. «Непопулярные» шестилетки нередко отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками речи, внешнего вида.

       Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания. К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников. Активно развивается в этот период и самооценка. Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и педагогов в системе межличностных отношений. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого [5].

       К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, каких у него не было в более раннем возрасте. Эти мотивы связаны с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. В числе значимых мотивов для детей этого возраста – и интерес их к новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд и др.). Другая важная группа мотивов, которыми руководствуются дети шестилетнего возраста, – установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье, в школе.

      Мотивом деятельности шестилетних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются и в притязаниях ребенка на главные роли в играх, на роль «отличника» в школе, в обидах ребенка, в его радости при достижении успеха в нелегком деле, в признании его достоинств, а порой и в приписывании себе не существующих пока положительных качеств, желанных предметов, в капризах [18].

      На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других). Мотивы соревнований и самоутверждения являются своеобразным проявлением потребности детей в признании не только со стороны взрослого, но и со стороны сверстников.

      Поведение детей шестилетнего возраста часто определяется и познавательными мотивами. Познавательная потребность – одна из наиболее значимых, заметных в этом возрасте. Однако она развивается и проявляется у шестилеток по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других «практическую».

      Важное значение в формировании личности шестилетнего ребенка имеют нравственные мотивы. Возникновение и развитие их связано с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе. Они выражают отношение ребенка к людям. В 6 – 7 лет в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести пользу.

       Мотивы деятельности ребенка к шести годам уже могут преобладать над другими. И то, какие именно мотивы будут выступать в качестве главных, определит направленность всему поведению ребенка. Она может быть разной – от крайне эгоистической до высоконравственной. Уже в этот период в поведении у одних детей проявляются тенденции созидательного типа личности, у других – разрушительного, потребительского [2].

       Гармоническое развитие шестилетнего ребенка теснейшим образом связано с его способностями – особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности. Многие из них уже заметно проявляются к 6 годам. К числу таковых относятся познавательные способности, включающие в себя сенсорные и интеллектуальные способности. Последние обеспечивают относительно легкое и продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Важным условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания умственного напряжения. К 6 годам развиваются и специальные способности, например музыкальные. Немало шестилетних детей проявляют способности к изобразительной деятельности. Они проявляются в «остроте видения», ярком воображении, зрительной памяти мира и фантазии, согласованных движениях рук. В шестилетнем возрасте можно наблюдать проявление практических способностей, таких, как организаторские, конструктивно-технические [14].

      Таким образом, личностное развитие в большей степени зависит от социальных условий, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия, окружения. Возраст шести лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка. Становление личности связано с самосознанием, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке.  В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению. К шести годам заметно проявляются познавательные способности, включающие в себя сенсорные и интеллектуальные способности. Также в этом возрасте развиваются и специальные способности

      1.3 Психологическая готовность детей шести лет к школьному обучению как фактор успешности учебной деятельности.

      Начало обучения шестилетних детей и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.

      В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. Интенсивно развиваются все жизненно важные системы.

      Но функциональные системы детского организма еще окончательно не сложились. Довольно интенсивно в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, развитие же мелкой мускулатуры рук, кисти происходит более медленно.

      В шесть лет у ребенка уже относительно хорошо сформирована двигательная сфера. Он овладевает и такими сложными движениями, как лазанье, прыжки с разбега, учится бегать на коньках, ходить на лыжах, плавать… Разнообразны, ритмичны и пластичны его движения на музыкальных занятиях. Возрастает к концу дошкольного периода двигательная активность детей.

      Повышенного внимания требуют в этом возрасте укрепление нервной системы детей, охрана их зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки. Развиваются в старшем дошкольном возрасте ловкость, сила, гибкость, выносливость [16].

      Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически готовым к ней. Однако не менее важна его психологическая готовность к обучению, определяемая той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Психологическая готовность к школе представляет собой целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями. Значительный вклад в проблему готовности к учебной деятельности внес Л. С. Выготский. Прежде всего, необходимо отметить, что Л. С. Выготский не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное развитие функций (восприятия, памяти, внимания, мышления). Необходимо обратить внимание на следующие два момента в работах Л. С. Выготского, которые имеют общий характер: во-первых, предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития и, во-вторых, обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения. Вместе с тем Л. С. Выготский указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений. Уровень развития психических функций есть лишь предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки [15]. 

      В структуру психологической готовности входит ряд компонентов: интеллектуальная, личностная и социально-психологическая, а также эмоционально-волевая готовность.

      Интеллектуальная готовность определяется развитием познавательных функций ребенка: ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

      Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Владение этими умениями обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости. Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Также важнейшей предпосылкой успешной учебной деятельности является уровень развития мышления как системообразующей функции в структуре интеллекта.

      Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе «по-детски», учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет, и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает их небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата [8].

     Я. Л. Коломинский рассматривает социально-психологическую готовность ребенка к школе как готовность к взаимодействию ребенка с окружающими, связанную с появлением при переходе в школу новых отношений между ребенком и другими людьми, а также между «детским обществом» и взрослым; с изменением социально-психологического статуса ребенка:

– в школе ребенок  сталкивается с новой системой критериев, определяющих его поведение, отношения  со старшими и сверстниками;

– изменяется его положение среди сверстников: для одного ребенка школьный класс – первый детский коллектив, для другого – новый коллектив, где его позиция во многом определяется новой (учебной) деятельностью;

– специфично изменение  положения первоклассников среди других детей – были старшими в детском саду, а в школе – младшие и т. п. [14].

      К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В шестилетнем возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. Важным является: умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания. Эмоционально-волевая готовность определяет и уровень саморегуляции ребенка в учебно-познавательной деятельности, которая является ведущей в школьной жизни ученика [8].

Информация о работе Особенности учебной деятельности у первокласников