Особенности учебной деятельности у первокласников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема психологических особенностей развития учебной деятельности у первоклассников на сегодняшний день приобретает все большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, В. В Давыдова, А. П. Усовой, У. В. Ульенковой, В. В. Репкина, Д. Б. Эльконина и многих других. И это закономерно, так как начало обучения ребенка в школе ведет к коренным изменениям в социальной ситуации его развития. Он стремительно взрослеет, так как теперь имеет много новых социальных обязанностей, выполнение которых перестает быть лишь его собс

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ
Познавательное развитие детей шести лет 7
Развитие личности у первоклассников 11
Психологическая готовность детей шести лет к школьному обучению как фактор успешности учебной деятельности 14
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Особенности учебной деятельности первоклассников 21
2.2 Диагностика и оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КР по возрастной.doc

— 366.00 Кб (Скачать)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У  ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                    

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                          5                                                                                                                                                                                                                                           

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ  

    1. Познавательное развитие детей шести лет                                                   7                                                                                                                         
    2. Развитие личности у первоклассников                                                        11                                                         
    3. Психологическая готовность детей шести лет к школьному обучению как фактор успешности учебной деятельности                                          14

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

              2.1 Особенности учебной деятельности первоклассников                              21

              2.2 Диагностика и оценка уровня сформированности компонентов    учебной                деятельности                                                                                                                      31                                                                      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                 39                                                                                                             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                        41                                                      

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Проблема психологических особенностей развития учебной деятельности у первоклассников на сегодняшний день приобретает все большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, В. В Давыдова, А. П. Усовой, У. В. Ульенковой, В. В. Репкина, Д. Б. Эльконина и многих других. И это закономерно, так как начало обучения ребенка в школе ведет к коренным изменениям в социальной ситуации его развития. Он стремительно взрослеет, так как теперь имеет много новых социальных обязанностей, выполнение которых перестает быть лишь его собственным делом и подлежит общественной оценке. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается. Они (жизненные отношения) во многом определяются тем, насколько успешно первоклассник справляется со школьными требованиями.

      Анализируя эти кардинальные изменения в жизни ребенка, Л. И. Божович одной из первых обратила внимание педагогов на психологическую целесообразность оперативно изучать внутреннее (психологическое) содержание перехода его к статусу школьника, так как шаг от детства к школьному бытию характеризуется решающим изменением места ребенка в системе доступных ему социальных взаимодействий и всего способа жизни. По ее мнению, основные изменения происходят во внутренней позиции ребенка. Особенно актуальным этот вопрос становится сегодня, когда общеобразовательная школа начинает обучать детей с шести лет.

      Возраст шести-семи лет является периодом прогрессивных изменений способностей, характера, привычек, личности ребенка в целом. Поэтому таким важным для дальнейшего его развития является уровень достижений, связанный с обучением в школе. Если в этом возрасте ребенок не чувствует радости познания, не одержит умения учиться, уверенности в своих умственных способностях и возможностях преодолевать трудности обучения, сделать это в дальнейшем (за рамками данного сензитивного периода) будет значительно труднее.

      В связи с этим в последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности – основной формы жизнедеятельности, характерной для данного возраста.

      Объект исследования: учебная деятельность первоклассников.    

      Предмет исследования: психологические особенности развития учебной деятельности у детей шести лет.

      Цель исследования: изучить и выявить основные закономерности развития и формирования компонентов учебной деятельности у первоклассников.

      Задачи исследования:

1.  Рассмотреть психологические особенности развития детей шести-семи лет.

  1. Проанализировать особенности  учебной деятельности у первоклассников.
  2. Выявить уровни сформированности компонентов учебной деятельности у первоклассников.

      Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; метод наблюдения и метод интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ             

      1.1 Познавательное развитие детей шести лет.

      Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» – ощущений, восприятия, представления. К 6 годам эти познавательные процессы уже

довольно развиты. Особо важную роль в этом играет усвоение ребенком сенсорных

эталонов (звуков гаммы, цветов спектра  и т. д.), принятых в обществе. Наиболее благоприятными условиями для сенсорного развития шестилетнего ребенка, по мнению отечественных психологов и педагогов, являются  содержательные виды деятельности: манипуляции с предметами, бытовая, трудовая, конструктивная, музыкальная, игровая деятельность, рисование и т. д. Именно в этих условиях у детей наиболее успешно формируются навыки обобщенной ориентировочной деятельности, идет овладение общественно выработанными чувственными мерками (А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.). В условиях правильно организованной деятельности дети осваивают и жизненное значение различных форм, окраску, величины предметов.

      У шестилетних детей, поступающих в первый класс, уже относительно сформированы анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. Чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятия в деятельности шестилетнего ребенка: около 80% информации об окружающем мире ребенок получает с помощью зрения [1].

      Значительные изменения к 6 годам наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствуют формированию пространственных отношений. Опредмечивание заменяется уподоблением.

       У ребенка преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Ребенок запоминает лучше то, с чем он активно действовал. Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми встречается ребенок, называются, то он запоминает их лучше.

       Но механизмы памяти шестилетки не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование – дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. Дети шестилетнего возраста уже достаточно хорошо могут выделить мнемическую цель в том случае, когда он сталкивается с условиями, требующими активного запоминания и припоминания. Но запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическая деятельность должна приводить к достижению значимого для ребенка результата. Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение. Психологическая сущность самоконтроля заключается в умении человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибок и дальнейшего их недопущения.

      Детям шестилетнего возраста доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Так, по данным Н. А. Корниенко, ребенок 6–7 лет воспроизводит в среднем 4 – 8 хорошо знакомых слов и всего 1 – 2 – незнакомых [15].

      Основную роль в развитии логической памяти детей играет обучение. В ходе специального обучения дети вполне могут овладеть такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и успешно использовать их в мнемических целях.

      Высшей ступенью человеческого познания является мышление. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, шестилетний ребенок использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно-логическую. Шестилетний ребенок может прибегать к наглядно-действенному мышлению, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний либо их крайне мало. Наиболее же часто им используется образное мышление, когда ребенок для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами. Сам факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность образного мышления заключается в возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов. Содержание образного мышления шестилетнего ребенка не ограничивается конкретными образами, но постепенно переходит на более высокую ступень наглядно-схематического мышления. С его помощью отражаются уже не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами. Шестилетний ребенок использует и словесно-логическое, или как его еще называют, понятийное, мышление.

      Речь теснейшим образом связана с мышлением ребенка. 6 лет – период чрезвычайно интенсивного ее развития. К моменту поступления в школу ребенок практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем. Овладение понятиями и их значениями позволяет шестилетнему ребенку применять обобщение в речи и развивает его мышление. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребенка, также совершенствуется синтаксическая сторона речи ребенка. По данным Л. А. Калмыковой [20], 55% их речевых высказываний составляют простые предложения, примерно 45% – сложные (из них сложносочиненные с союзами, а, и, но – 21%, сложноподчиненные с подчинительными союзами что, когда, потому что, чтобы, где – 19%, бессоюзные – 5%). Значительно увеличивается в 6 – 7 лет количество обобщающих слов и рост придаточных предложений, что свидетельствует о развитии у детей словесно-логического мышления. 

      Серьезные изменения претерпевает воображение ребенка. Появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте произвольного внимания связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь с взрослыми.

      Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд, учение и др.). К шестилетнему возрасту возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов. Это, в частности, находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планировании ее хода (Т. А. Репина, А. П. Усова и др.). Образам воображения в этом возрасте присущи особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость [15].

      Н. Ф. Добрынин писал, что, когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредоточивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании [14]. Такое неволевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у шестилетнего ребенка. Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Его возникновение – важное новообразование в психике ребенка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребенка и взрослого.

Информация о работе Особенности учебной деятельности у первокласников