Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития речи у глухих детей школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития речи глухих школьников.
Предмет исследования: особенности развития речи глухих школьников в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета были определены задачи исследования:
1) выявить теоретические основы проблемы развития устной речи у глухих детей2) обосновать условия формирования и процесс развития речи у глухих школьников;
3) выявить особенности развития речи у глухих школьников.
4) Организовать экспериментальную работу по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................3
Изучение развития речи глухих детей в психологии ………………….6
Условия формирования речи у глухих детей.…………………………..11
Особенности развития устной и письменной речи у глухих школьников ……………………………………………………………….20
Организация экспериментального исследования, результаты.........37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....................................51
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................
по методике «Расскажи по картинке»
№ п/п |
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования |
Частота употребления |
1 |
Существительные |
|
2 |
Глаголы |
|
3 |
Прилагательные в обычной форме |
|
4 |
Прилагательные в |
|
5 |
Прилагательные в превосходной степени |
|
6 |
Наречия |
|
7 |
Местоимения |
|
8 |
Союзы |
|
9 |
Предлоги |
|
10 |
Сложные предложения и конструкции |
Оценка результатов:
10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи
8–9 баллов – в речи ребенка встречаются 8–9 из включенных в таблицу фрагментов речи
6–7 баллов – в речи ребенка встречаются 6–7 из содержащихся в таблице фрагментов речи
4–5 баллов – в речи ребенка имеются только 4–5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи
2–3 балла – в речи ребенка встречаются 2–3 из включенных в таблицу фрагментов речи
0–1 балл – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий
4–7 баллов – средний
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты методики «Определение активного словарного запаса»
Таблица 1.
№ |
Ф. И. |
Баллы |
1 |
Дима |
3 |
2 |
Даша |
2 |
3 |
Оля |
3 |
4 |
Юля |
4 |
5 |
Аня |
3 |
6 |
Паша |
2 |
7 |
Настя |
3 |
8 |
Серёжа |
3 |
Из таблицы 1 видно, что не все
дети справился с заданием. Один
ребёнок выполнил задание на среднем уровне
(4 балла). Семеро детей плохо справились
с заданием (2,3 балла).
Результаты методики
«ВЫЯСНЕНИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА»
Таблица 2.
№ |
Ф.И. |
Баллы |
1 |
Дима |
3 |
2 |
Даша |
3 |
3 |
Оля |
3 |
4 |
Юля |
2 |
5 |
Аня |
3 |
6 |
Паша |
2 |
7 |
Настя |
2 |
8 |
Серёжа |
3 |
При обработке данных полученных вследствие проведенной диагностики, было выявлено, что у всех учащихся низкий итоговый показатель, это свидетельствует о низком уровне пассивного словарного запаса детей.
Результаты методики "Назови слова"
Таблица 3
№ |
Ф.И. |
Кол-во названных слов |
баллы |
1 |
Дима |
17 |
.1 |
2 |
Даша |
20 |
2 |
3 |
Аня |
14 |
1 |
4 |
Юля |
19 |
1 |
5 |
Оля |
23 |
3 |
6 |
Настя |
10 |
1 |
7 |
Паша |
17 |
1 |
8 |
Серёжа |
12 |
1 |
Судя по полученным результатам из таблицы 3, можно сказать, что у детей низкий уровень запаса слов. Самое большое количество баллов набрали Оля- 23, Даша– 20. Самый низкий результат у Настя – 10,она отвлекалась, не могла сосредоточиться, задание выполняла с неохотой.
Результаты методики «Расскажи по картинке»
Таблица 4.
№ |
Ф.И. |
Кол-во фрагментов речи |
баллы |
1 |
Дима |
7 |
7 |
2 |
Даша |
3 |
3 |
3 |
Аня |
8 |
8 |
4 |
Юля |
3 |
3 |
5 |
Оля |
7 |
7 |
6 |
Настя |
5 |
5 |
7 |
Паша |
9 |
9 |
8 |
Серёжа |
2 |
2 |
Судя по полученным результатам
из таблицы 4, можно сказать, что у
детей средний уровень
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования определялась исключительно важной ролью слуха, даже глубоко пораженного, в формировании устной речи неслышащего школьника. Благодаря проведённым экспериментальным исследованиям представляется возможным достаточно разносторонне охарактеризовать особенности развития психики глухих детей.Таким образом, анализ исследований речевого развития глухих детей показывает, что доречевое мышление инертно, лишено подвижности. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка. Уровень речевого развития детей с недостатками слуха зависит и от педагогических условий. Чем раньше, например, глухому ребенку будет оказана специальная помощь в обучении речи, тем больше у него окажется возможностей для накопления речевого запаса. Начало обучения глухих детей в раннем возрасте, как показывают факты, всемерно способствует сглаживанию различий между глухими и слышащими детьми. Если глухих детей начинают обучать речи в раннем детстве или младшем дошкольном возрасте, тогда, когда у слышащих детей происходит интенсивное развитие речи, удается в известной мере предупредить резкое расхождение в развитии между глухими и слышащими.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МАТЕРИАЛ К методике «ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОГО
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА»
«РАССКАЖИ ПО КАРТИНКЕ»
Рис 1. Картинки к методике «Расскажи по картинке»
Рис 2. Картинки к методике «Расскажи по картинке»
Рис. 3. Серия
сюжетных картинок к методике
«Расскажи по картинке»
Рис. 4. Серия
сюжетных картинок к методике
«Расскажи по картинке»
Информация о работе Особенности развития устной и письменной речи у глухих школьников