Особенности развития устной и письменной речи у глухих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности развития речи у глухих детей школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития речи глухих школьников.
Предмет исследования: особенности развития речи глухих школьников в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета были определены задачи исследования:
1) выявить теоретические основы проблемы развития устной речи у глухих детей2) обосновать условия формирования и процесс развития речи у глухих школьников;
3) выявить особенности развития речи у глухих школьников.
4) Организовать экспериментальную работу по данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................3
Изучение развития речи глухих детей в психологии ………………….6
Условия формирования речи у глухих детей.…………………………..11
Особенности развития устной и письменной речи у глухих школьников ……………………………………………………………….20
Организация экспериментального исследования, результаты.........37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....................................51
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

по методике «Расскажи  по картинке»

 

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1

Существительные

 

2

Глаголы

 

3

Прилагательные в обычной  форме

 

4

Прилагательные в сравнительной  степени

 

5

Прилагательные в превосходной степени

 

6

Наречия

 

7

Местоимения

 

8

Союзы

 

9

Предлоги

 

10

Сложные предложения  и конструкции

 

 

Оценка результатов:

 

10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8–9 баллов – в речи ребенка встречаются 8–9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6–7 баллов – в речи ребенка встречаются 6–7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4–5 баллов – в речи ребенка имеются только 4–5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2–3 балла – в речи ребенка встречаются 2–3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0–1 балл – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу

 

Выводы об уровне развития:

 

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Анализ и интерпретация  результатов исследования

Результаты методики «Определение активного словарного запаса»

Таблица 1.

Ф. И.

Баллы

1

Дима

3

2

Даша

2

3

Оля

3

4

Юля

4

5

Аня

3

6

Паша

2

7

Настя

3

8

Серёжа

3


 
Из таблицы 1 видно, что не все  дети справился с заданием. Один ребёнок выполнил задание на среднем уровне (4 балла). Семеро детей плохо справились с заданием (2,3 балла).

 

 

 

 

 

Результаты методики

«ВЫЯСНЕНИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА»

 

Таблица 2.

Ф.И.

Баллы

1

Дима

3

2

Даша

3

3

Оля

3

4

Юля

2

5

Аня

3

6

Паша

2

7

Настя

2

8

Серёжа

3


При обработке данных полученных вследствие проведенной  диагностики, было выявлено, что у  всех учащихся низкий итоговый  показатель, это свидетельствует  о низком уровне пассивного словарного запаса детей.

  Результаты методики "Назови слова"

Таблица 3

Ф.И.

Кол-во названных слов

баллы

1

Дима

17

.1

2

Даша

20

2

3

Аня

14

1

4

Юля

19

1

5

Оля

23

3

6

Настя

10

1

7

Паша

17

1

8

Серёжа

12

1


 

Судя по полученным результатам  из таблицы 3, можно сказать, что у  детей низкий уровень запаса слов. Самое большое количество баллов набрали Оля- 23, Даша– 20. Самый низкий результат у Настя – 10,она отвлекалась, не могла сосредоточиться, задание выполняла с неохотой.

Результаты методики «Расскажи по картинке»

Таблица 4.

Ф.И.

Кол-во фрагментов речи

баллы

1

Дима

7

7

2

Даша

3

3

3

Аня

8

8

4

Юля

3

3

5

Оля

7

7

6

Настя

5

5

7

Паша

9

9

8

Серёжа

2

2


 

Судя по полученным результатам  из таблицы 4, можно сказать, что у  детей средний уровень активного  словарного запаса.

 

 

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования  определялась исключительно важной ролью слуха, даже глубоко пораженного, в формировании устной речи неслышащего школьника. Благодаря проведённым экспериментальным исследованиям представляется возможным достаточно разносторонне охарактеризовать особенности развития психики  глухих детей.Таким образом, анализ исследований речевого развития глухих детей показывает, что доречевое мышление инертно, лишено подвижности. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка. Уровень речевого развития детей с недостатками слуха зависит и от педагогических условий. Чем раньше, например, глухому ребенку будет оказана специальная помощь в обучении речи, тем больше у него окажется возможностей  для накопления речевого запаса. Начало обучения глухих детей в раннем возрасте, как показывают факты, всемерно способствует сглаживанию различий между глухими и слышащими детьми. Если глухих детей начинают обучать речи в раннем детстве или младшем дошкольном возрасте, тогда, когда у слышащих детей происходит интенсивное развитие речи, удается в известной мере предупредить резкое расхождение в развитии между глухими и слышащими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Богданова, Т.Г. Интеллектуальное развитие лиц с нарушениями слуха в процессе обучения / Т.Г. Богданова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5. – С. 247 – 250.
  2. Богданова, Т.Г. Соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта у детей с нарушениями слуха / Т.Г. Богданова //  
    Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. – № 2. – С. 169 – 179.
  3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 203 с.
  4. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 303 с.
  5. Волкова, К.А. Методика обучения глухих детей произношению / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. – М. : Владос, 2008. – 224 с.
  6. Выготский, Л. С.  Мышление и речь : сборник / Л.С. Выготский; [предисл., сост.: Е. Красная]. – Москва : АСТ, 2008. – 668 с.
  7. Гольдберг, А.М. Формирование письменной речи у младших глухих школьников / А.М. Гольдберг. – М., 1968. – 29 с.
  8. Зайцева, Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? / Г.Л.Зайцева // Дефектология.  – 1995. – № 2. – С. 44 – 48.
  9. Зубкова, Е.В. Развитие устной речи глухих младших школьников / Е.В. Зубкова, И.И. Тарковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 3. – С. 38-49.
  10. Колтуненко, И.В. Пути совершенствования связной речи глухих старшеклассников / И.В. Колтуненко // Дефектология.– 1994. –№ 2. – С.32–38.
  11. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать! : опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард / Э. И. Леонгард, Е.Г.Самсонова, Е. А. Иванова. – 2-е изд., - Москва: Теревинф, 2008. – 141 с.
  12. Леонгард, Э.И. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова // Инновации в Российском образовании. – М., 1999. – С. 22 – 39.
  13. Лисицкая, З.И. Роль современных учебно-методических комплектов в развитии речи глухих учащихся / З. И. Лисицкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 3. – С.49-53.
  14. Миронова, Э. В. О книге «Устное слово» (Ф. Рау, Н. Ф. Слезина). Золотые страницы сурдопедагогики / Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко, О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 82 – 84.
  15. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н Коропулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
  16. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. – М. : Советский спорт, 2006. – 501 с.
  17. Развитие устной речи у глухих школьников: инструктивно-методические материалы / сост. Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. – М. : ЭНАС, 2001. – 133 с.
  18. Рау, Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау; Под ред. Т. А. Власовой и др. - М. : Педагогика, 1981. – 168 с
  19. Речицкая, Е.Г. Изучение эмоционально-оценочной лексики младших школьников : особенности и условия обогащения речи глухих детей / Е.Г. Речицкая, Т.Ю. Кулигина // Преподаватель XXI век. – 2008. – № 2. – C. 38 – 42.
  20. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
  21. Специальная психология: учебно-методический комплекс / автор-составитель Е.А. Зоткина. – Самара : Универс-групп, 2007. – 212 с.
  22. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т.А. Фотекова. – М. : Айрис пресс : Айрис дидактика, 2006. – 84 с.
  23. Четверикова, Т. Ю. К вопросу об эффективности изучения словообразования в школах I вида / Т. Ю. Четверикова // Дефектология. – 2005. - № 4. – С. 83 – 86.
  24. Шиф, Ж.И.  Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. – М., 1981. – 191 с.
  25. Шевченко, Ю. С. Дети с нарушением слуха: проблемы развития, конфликта и коммуникации (вхождение в общество) / Ю. С. Шевченко, М. Л. Самарин. – Чита : ЧитГУ, 2009. – 184 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ К методике «ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОГО

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА»

 

«РАССКАЖИ ПО КАРТИНКЕ»        

 

Рис 1. Картинки к методике «Расскажи по картинке»

Рис 2. Картинки к методике «Расскажи по картинке»

 

Рис. 3. Серия  сюжетных картинок к методике  
«Расскажи по картинке»

 

Рис. 4. Серия  сюжетных картинок к методике  
«Расскажи по картинке»


Информация о работе Особенности развития устной и письменной речи у глухих школьников