Особенности развития устной и письменной речи у глухих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности развития речи у глухих детей школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития речи глухих школьников.
Предмет исследования: особенности развития речи глухих школьников в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета были определены задачи исследования:
1) выявить теоретические основы проблемы развития устной речи у глухих детей2) обосновать условия формирования и процесс развития речи у глухих школьников;
3) выявить особенности развития речи у глухих школьников.
4) Организовать экспериментальную работу по данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................3
Изучение развития речи глухих детей в психологии ………………….6
Условия формирования речи у глухих детей.…………………………..11
Особенности развития устной и письменной речи у глухих школьников ……………………………………………………………….20
Организация экспериментального исследования, результаты.........37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....................................51
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Таким образом, в речевом развитии глухих школьников можно выделить основные особенности:

– различие в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительное в начале развития, возрастает в течение последующего времени, так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются;

– условия формирования речи у  глухого ребенка иные, чем у  слышащего, что существенным образом  сказывается на всем ходе развития речи у глухих детей; чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего и тем быстрее и значительнее сближается развитие глухого с развитием слышащего в школьные годы;

– поздние сроки начала овладения  словесной речью;

– формирование речи у глухих детей, независимо от того, каким методом  их обучают, основывается прежде всего на ее зрительном восприятии; при любом методе обучения глухих детей речи у них закладывается оптический образ слова, в отличие от того, что у слышащего формируется его слуховой образ;

– одновременное и параллельное усвоение разных видов речи (словесной и жестовой; устной, письменной, дактильной);

– характерное для многих глухих словесно-жестовое двуязычие;

– трудности произношения, овладения словарным составом и грамматическим строем словесной речи.

Не воспринимая речи, ребенок, лишенный слуха, не испытывает потребности в словесном общении до тех пор, пока его не начинают специально обучать речи. Глухие дети познают речь, опираясь на зрительное восприятие, подкрепляемое речевыми кинестетическими ощущениями. Они не имеют возможности улавливать интонационно-выразительные средства речи и воспринимать на слух речевые «образцы», подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. Речью глухие могут овладеть только обходными путями, в условиях специального обучения, преодолевая серьезные трудности. Уровень речевого развития детей зависит и от педагогических условий. Чем раньше слабослышащему ребенку будет оказана специальная помощь в отношении улучшения слухового восприятия и обучения речи, тем больше у него окажется возможностей использовать свой слух для накопления речевого запаса. Речь глухих школьников развивается поэтапно в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов.

Все эти особенности влияют на развитие других познавательных процессов, прежде всего мышления, сказываются на формировании личности глухих детей, их познавательных интересов.

4. Организация экспериментального исследования , результаты

Цель исследования: изучить  особенности развития речи у глухих младших школьников и проследить. Исследование проводилось на базе 8 школы №8 города Благовещенска во 2А классе. В классе обучается 8 детей. Из них 5 девочек и 3 мальчиков. Все дети из благополучных семей. У 5 детей наблюдается полная потеря слуха,они являются рано оглохшими.

В период исследования были проведены четыре методики: «Выяснение активного словарного запаса»,«Определение пассивного словарного запаса», «Назови слово», «Расскажи по картинке» с целью выявления особенностей речевого развития глухих детей.

Методика № 1

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОГО

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА»

Ребенку предлагается любая  картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его  просят в течение 5 минут как можно  подробнее рассказать о том, что  изображено и что происходит на этой картинке.

Речь ребенка фиксируется  в специальном протоколе, форма  которого приводится в таблице, и  затем анализируется.

Таблица. Форма протокола  к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

 

№ п/п

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребёнком

1

Существительные

  

 

 

2

Глаголы

  

 

 

3

Причастия

  

 

 

4

Деепричастия 

  

 

 

5

Прилагательные в начальной  форме 

  

 

 

6

Прилагательные в сравнительной  степени 

  

 

 

7

Прилагательные в превосходной степени 

  

 

 

8

Союзы

  

 

 

9

Предлоги 

  

 

 

10

Частицы

  

 

 

11

Однородные члены предложения 

  

 

 

12

Сложные предложения  с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

  

 

 

13

Сложные предложения, соединённые  подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

  

 

 

14

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

  

 

 

 

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных  частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

 

Оценка результатов:

 

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8–9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6–7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6–7 разных признаков.

Оценка в 4–5 баллов ему дается за присутствие в речи 4–5 разных признаков.

2–3 балла – в речи присутствуют 2–3 признака.

0–1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1–2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

 

Выводы об уровне развития:

 

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

 

Методика №2

МЕТОДИКА"ВЫЯСНЕНИЕ  ПАССИВНОГО

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА"

 

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку  предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Процедура  проведения данной методики состоит  в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда "велосипед" и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово "велосипед", то из второго ряда должен будет выбрать слово "самолет", составляющее с первым понятие "виды транспорта" или "средства передвижения". Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова "автомобиль", "автобус" и "мотоцикл". Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все  четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Замечание:

Перед прочтением второго  и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. К примеру, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда "велосипед" ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова "самолет" и "автомобиль", то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: "Итак, мы с тобой уже нашли слова "велосипед", "самолет" и "автомобиль", которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом".

 

Оценка результатов:

Если ребенок правильно  нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось  правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8–9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6–7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил  в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4–5.

И, наконец, если ребенку  удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

 

Выводы об уровне развития:

 

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

4–7 баллов – средний.

     0–3 балла – низкий.

МЕТОДИКА №3

"Назови слова"

Представляемая далее  методика определяет запас слов, которые  хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое  слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

 

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом  на выполнение всего задания – 160 сек.

 

1. Животные.

 

2. Растения.

 

3. Цвета предметов. 

 

4. Формы предметов.

 

5. Другие признаки  предметов, кроме формы и цвета. 

 

6. Действия человека.

 

7. Способы выполнения  человеком действий.

 

8. Качества выполняемых  человеком действий.

 

Если ребенок сам  затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

 

Оценка результатов:

 

10 баллов – ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8–9 баллов – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6–7 баллов – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4–5 баллов – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2–3 балла – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 19 слов.

 

Выводы об уровне развития:

 

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

 

 

 

МЕТОДИКА №4 «РАССКАЖИ  ПО КАРТИНКЕ»

Эта методика предназначается  для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 1 и рис. 2. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 3 и рис. 4. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел  на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует  результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

 

Таблица 1

Схема протоколирования результатов исследования

Информация о работе Особенности развития устной и письменной речи у глухих школьников